Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

Власть – реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять ей волю других людей, руководить действиями других людей.

Социальная норма - правило поведение общего характера, регулирующее отношения между людьми и являющееся результатом их сознательно-волевой деятельности.

Первобытное общество – догосударственная(родовая) организация. Характеризуется как первобытнообщинная демократия.

Власть родовой организации:

1) Общее собрание рода (регулирование общих дел)

2) Совет старейшин / старейшина (регулирование особых дел)

3) Вождь/военачальник/предводитель охоты – выборные должности.

Власть: 1)общественная, т.е. от всего общества(рода) вцелом

2)по кровнородственному принципу, т.е. не зависит от территории

3)отсутствие особого аппарата управления и принуждения

4)Управленческие функции не давали привилегий, т.е не освобождали от труда.

5)Социальная регуляция – мононормы – табу, обычаи, ритуалы, религиозные нормы, мифы.

Мононормы носили естественно-обусловленный характер, не имели письменной фиксации, не разграничивали прав и обязанный, «нормальное» поведение считалось единственно возможным.

Политический режим режим: понятие, виды

Политический режим-это совокупность приёмов, способов, средств осуществления государственной власти, также он показывает степень участия населения в осуществлении гос. власти

Признаки: участие населения в осуществлении государственной власти, наличие гарантированных прав и свобод, учет мнения меньшества

Виды: Тоталитарный, авторитарный, демократический

Демократия как политический режим: понятие, характерные черты и основные формы

Демократический режим-это форма построения государственной власти, характеризующийся на свободном развитии личности и ее законных правах и интересах

Для него характерны: Конституционное закрепление и реальное осуществления прав и свобод человека, равноправие всех граждан, существование политических (в том числе оппозиционных) партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, гласность. Формы демократии: Прямая- при ней народ сам принимает участие в обсуждении и принятии решений и представительная- народ избирает определённый круг лиц, на которых возлагаются полномочия принимать решения за все остальных.

Социальное назначение современного государства цели, задачи гос-ва.

Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:

· консервативная,

· либеральная,

· социал-демократическая и

· коммунистическая концепция социального назначения государства.

Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке - по мере возрастания роли государства от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую).

Консервативнаяконцепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь – обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.

Либеральнаяконцепция исходит из того, что главная задача государства – обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).

Социал-демократическая концепция.Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства – обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).

Коммунистическая концепция.

Роль государства в обществе максимальна. Государство – главное орудие социальных преобразований, его задача – довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.

Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства – обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.

Задача государства– это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития.

Задачи государства – проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.

Задачи государства на современном этапе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества

4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).

Виды политических партий.

По идеологической направленности выделяют:

1. Консервативные партии. Характеризуются стабильностью, приверженностью традиционным формам осуществления власти; ратуют за постепенные преобразования в обществе, за преемственность политики от прежних времен.

2. Либеральные партии. Провозглашают свободу личности, ратуют за приоритет личных интересов, а не общественных.

3. Социал-демократические партии. Провозглашают идеи социализма, всеобщего братства и равенства.

4. Коммунистические партии. В основе их идеологии лежат идеи классовой борьбы и диктатуры пролетариата.

5. Религиозные партии. Создаются на основе какого-либо религиозного течения, выражают идеи соответствующей религиозной направленности.

6. Национал-патриотические или фашистские партии. В основе их идеологии лежит идея приоритета какой-либо нации, защиты национальных интересов.

По способу связи с государством партии подразделяют на:

  • Правящие или правительственные (находятся у власти, имеют большинство голосов в парламенте, участвуют в формировании правительства);
  • Оппозиционные (находятся в оппозиции к официальной власти, проводят противоположные программы, стремятся стать правящими).

В современном обществе формируется новый тип партии, т. н. универсальные политические партии.Их особенности таковы:

  • Поддерживают общедемократические, общечеловеческие ценности;
  • Выражают общенациональные интересы;
  • Выражают идеи компромисса, соглашения между различными слоями общества;
  • Отрицают различные догмы, быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям, не придерживаются жесткоопределенной идеологии.

Соотношение права и закона.

Концепций, связанных с различением права и закона, существует множе­ство. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:

а) правоесть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;

б) закон,даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей проце­дурной форме, может не иметь правового содержания, бытьнеправовымза­кономи выражать политический произвол.

соотношения права и закона:

1. Право и закон следует различать.Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения).

2. Не может быть права до и вне закона(своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: «Все со­временные системы права одеты в мундир законодательства».

3. Закон может иметь неправовое содержание,быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - «неправовым законом». (Правовое со­держание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических усло­вий существования данного общества.)

Существует множество теорий возникновения права:

Естественно-правовая концепция права ПредставителиСократ,Аристотель,Г.Гроций,Дж.Локк,Вольтер,Монтескье,Жан-ЖакРуссо,А. Н. Радищев

Суть теории. Главное — это духовное, идейное, нравственное начало. Приоритет над нормативным и реальным началами. Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано Богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права.Достоинства: это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй)— в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми которые должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;— провозглашает источником прав человека природу либо Богаи тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур. Слабые стороны: такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного поскольку весьма непросто определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Историческая школа права ПредставителиГ.Гуго,Савиньи,Пухта

Суть теории.Право — это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации». Право основано на общих интересах, солидарности (многопартийность в парламенте), создание норм международного права — нормы договора (фиксированное согласие) или обычай (молчаливое согласие). Творец права — не законодатель, а народ; Народ-правотворец → основной источник права — обычай. Негативное отношение к кодификации права. Такая кодификация вредна, так как законодатель может исказить волю народа.Достоинства: впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе; - справедливо подчеркивается естественность развития права, и тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; - верно подмечены преимущества правовых обычаев, как пpоверенных временем и стабильных правил поведения. Слабые стороны: данная теория во время своего возникновения выступила kаk реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя; — ее представители переоценивали роль правовых обычаев и ущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением pыночных отношений).

Марксистская ПредставителиМаркс,Энгельс,Ленин

Суть теории.Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.Достоинства: — в связи с тем что представители данной теории право понимали как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного; — показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него; обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его. Слабые стороны: преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества; — слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Психологическая теория права. ПредставителиЭ.Р. Бирлинг,Л.Кнапп,Г. Тард,Л.И. Петражицкий,А. Росс,З.Фрейд

Суть теории.Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна.Достоинства: - обращено внимание на психологические процессы, которые Выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Поэтому нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида; — повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества; источник прав человека здесь выводится не из законодательства, а из психики самого человека. Слабые стороны: осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права;— в связи с тем что подлинное право (интуитивное) практически оторвано от Г и не имеет формально определенногоxарактера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая концепция права. ПредставителиОйгенЭрлих,С. А. Муромцев,РоскоПаунд,Дж. Фрэнк,Р. Иеринг

Суть теории.Право — это не то, что задумано, и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности (Паунд: «Право — то, что решил судья»). Источник познания права — это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки).Достоинства: такое понимание ориентирует на реализацию права. И сущее, где оно обретает практическое осуществление; — совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления. Слабые стороны:если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной; - в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Нормативистская школа права ПредставителиР. Штаммлер,П. И. Новгородцев,Г. Кельзен

Суть теории.Право исходит только от государства — право немыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. Правовые нормы носят иерархичный характер, в основании находятся индивидуальные акты. По Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Право следует изучать в «чистом виде», наука должна описывать свой объект таким, какой он есть, а не предписывать, каким он должен быть.Достоинства: верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы; — нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу (более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов; - признаются широкие возможности Г влиять на общественное развитие, ибо именно Г- во устанавливает и обеспечивает основную норму. Слабые стороны:слишком значителен крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.). Поэтому представители данной теории недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами, т.е. излишне очищают от них право; - признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль Г в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

Реальная применимость права

Реальная применимость права означает, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует. Самые прогрессивные, демократичные нормы не будут действовать в обществе, не готовом к их восприятию. С точки зрения реальной применимости права считается, что лучшим будет вариант, когда правовые предписания будут пусть и несовершенны, не столь прогрессивны, но при этом пригодны для использования в данном конкретном обществе. Это во многом зависит и от самого содержания права: оно должно не только устанавливать некие правила, декларировать права и свободы индивида, но и предусматривать механизм их воплощения в жизнь. Право только в том случае будет регулятором общественных отношений, если оно реально применимо - и с организационно-технической, и с экономической, и с социальной и др. точек зрения.

Объективные свойства права

право– это система общеобязательных, формально-определенных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регулятором общественных отношений и поддерживаемых силой государственного принуждения.

Дать понятие чего-либо, в том числе и права, – это значит назвать его свойства, отличающие его от всех иных явлений окружающей действительности.

Свойства права – качества, характеристики, отличающие это явление от иных, сходных с ним. Значит, объективные свойства права – это то, что отличает право от иных регуляторов поведения.

Эти свойства называются объективными потому, что от конкретного человека не зависят.

Можно выделить следующие объективные свойства права:

1. нормативность;

2. общеобязательность;

3. принудительность;

4. формальная определенность;

5. системность;

6. динамизм и стабильность;

7. реальная применимость.

Нормативностьправа означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения. Нормативность показывает, что право вбирает в себя, фиксирует отношения, нормальные для данного общества, принятые в нем. Нормы права – это общеобязательные правила поведения.

Общеобязательностьозначает, что нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся. Если бы нормы права не были обязательными, то не было бы порядка, т.к. люди следовали бы праву по своему усмотрению.

Принудительностьозначает, что если лицо добровольно на исполняет требования норм права, то его можно заставить это сделать с помощью принуждения или насилия, либо можно наказать его за отступление от правовых требований.

Формальная определенность. Определенность означает, что поведение людей фиксируется в праве жестко, четко; точно очерчиваются его границы.

Формальная определенность означает, что содержание права должно быть выражено в определенной форме. Эти формы являются внешними проявлениями права, источниками, из которых мы получаем знания о действующем праве (например, формой права может быть закон, правовой обычай, судебный прецедент и др.). Именно формальная определенностьдает возможность праву устанавливать границу поведения.

Системностьозначает, что в праве все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других. Системность означает, что все правила четко разделимы, но при этом согласованы друг с другом; понять содержание правовой нормы можно, только применяя ее в комплексе, в совокупности с другими нормами.

Динамизм и стабильностьпоказывает взаимосвязь права и регулируемых общественных отношений. Общество постоянно меняется, право же призвано вносить стабильность в жизнь общества. Стабильность права означает его устойчивость, относительную постоянность. Но вместе с тем право предоставляет возможности развития, позволяет учитывать новые отношения, появляющиеся в обществе – в этом проявляется его динамизм. Динамизм права – это его изменчивость, способность меняться в зависимости от меняющихся условий общественной жизни. Излишняя стабильность вредна, в этом случае право сковывает общественные отношения. При этом излишний динамизм права также негативно сказывается на развитии общества. В этом случае, когда нормы права меняются слишком часто, в общественные отношения привносится элемент нестабильности, утрачивается авторитет права как регулятора общественных отношений, субъекты не могут ориентироваться на правовые нормы при планировании дальнейшей жизни. В праве должны гармонично сочетаться элементы стабильности и динамизма, только в этом случае оно может выступать эффективным регулятором общественных отношений.

Реальная применимостьправа означает, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует. Самые прогрессивные, демократичные нормы не будут действовать в обществе, не готовом к их восприятию. С точки зрения реальной применимости права считается, что лучшим будет вариант, когда правовые предписания будут пусть и несовершенны, не столь прогрессивны, но при этом пригодны для использования в данном конкретном обществе. Это во многом зависит и от самого содержания права: оно должно не только устанавливать некие правила, декларировать права и свободы индивида, но и предусматривать механизм их воплощения в жизнь. Право только в том случае будет регулятором общественных отношений, если оно реально применимо – и с организационно-технической, и с экономической, и с социальной и др. точек зрения.

Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

Власть – реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять ей волю других людей, руководить действиями других людей.

Социальная норма - правило поведение общего характера, регулирующее отношения между людьми и являющееся результатом их сознательно-волевой деятельности.

Первобытное общество – догосударственная(родовая) организация. Характеризуется как первобытнообщинная демократия.

Власть родовой организации:

1) Общее собрание рода (регулирование общих дел)

2) Совет старейшин / старейшина (регулирование особых дел)

3) Вождь/военачальник/предводитель охоты – выборные должности.

Власть: 1)общественная, т.е. от всего общества(рода) вцелом

2)по кровнородственному принципу, т.е. не зависит от территории

3)отсутствие особого аппарата управления и принуждения

4)Управленческие функции не давали привилегий, т.е не освобождали от труда.

5)Социальная регуляция – мононормы – табу, обычаи, ритуалы, религиозные нормы, мифы.

Мононормы носили естественно-обусловленный характер, не имели письменной фиксации, не разграничивали прав и обязанный, «нормальное» поведение считалось единственно возможным.

Наши рекомендации