Политические партии и движения в Индии. Избирательная система и избирательное право
Индия принадлежит к числу самых многопартийных стран мира, а ее партийная система по своей структуре и функциям наиболее развитая и дифференцированная по сравнению с другими развивающимися странами Азии и Африки*. "При этом партийная система в Индии оказывается в определенных отношениях более сложной и гибкой, чем партийные системы высокоразвитых стран"**. Особенности партийной системы Индии вытекают прежде всего из необычайно пестрого классового, национального, религиозного, кастового и социального состава населения. Наличие как партий, признанных в установленном порядке всеиндийскими, так и десятков партий в штатах и союзных территориях приводит к необходимости исследовать систему партий в этой стране на двух уровнях — союзном и штатов. Так, во всеобщих выборах участвуют около 300 политических партий, среди которых до 10 — всеиндийских.
С момента обретения независимости до середины 60-х гг. в партийно-политической системе страны ИНК был единственной партией, способной овладевать государственной властью на всех уровнях. С появлением партии Сватантра возникли предпосылки к превращению партийной системы в двухпартийную, хотя она еще некоторое время оставалась многопартийной с одной доминирующей партией. Тенденция к двухпартийности отчетливо проявилась в 1977 г., когда Джаната парти (ДП) впервые победила на парламентских выборах и сформировала свое правительство.
С тех пор Джаната парти и ИНК несколько раз менялись у руля управления страной, но к середине 90-х гг. сложилась ситуация, при которой уже ни одна общенациональная партия не может более самостоятельно обеспечить себе прочное большинство в Парламенте и, следовательно, создать стабильное однопартийное правительство. Таким образом в стране возникло положение, при котором крупная всеиндийская партия может сформировать правительство лишь в коалиции с рядом региональных партий.
Многие индийские политологи считают, что Индия вступила в эру нестабильных коалиционных правительств. По нашему мнению, партийная система, сложившаяся в современной Индии, не вполне соответствует традиционному для стран Запада понятию двух- или многопартийности. Учитывая особую роль региональных партий и специфические традиции индийской политической жизни, партийную систему Индии можно назвать "полиблоковой", поскольку она представляет собой борьбу постоянно меняющихся коалиций, состоящих из общенациональных (всеиндийских) партий с региональными партиями в различных комбинациях.
Индийский национальный конгресс (Индиры) — ИНК(И) остается одной из наиболее мощных, авторитетных и опытных партий в политической жизни Индии. С января 1978 г. после раскола ИНК часть его, оставшаяся верной Индире Ганди и продолжившая основную линию прежнего Конгресса, стала называть себя так в честь своего лидера.
С момента создания ИНК в 1885 г. либеральными деятелями и представителями национальной интеллигенции и до обретения независимости он отражал интересы весьма широких слоев индийского общества. До выборов 1977 г., несмотря на ряд расколов, нередко приводивших к появлению новых партий, ИНК оставался бессменно правящей партией, с деятельностью которой связан целый ряд важных преобразований в социально-экономической жизни страны.
Партия провозгласила собственную концепцию "общества социалистического образца" (похожую по идеологии на западное социальное государство), которое предполагает мирное сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и развитии государственного сектора. Она выступает, в том числе и в предвыборном манифесте 1998 г., за усиление секуляристских (свободных от влияния религии) тенденций, против религиозно-кастовой и общинной розни, за территориальное единство страны, борьбу с безработицей, бедностью, неграмотностью, в поддержку продолжения либеральных экономических реформ, за международную политику мира и дружбы со всеми странами.
Бхаратия джаната парти (БДП) является крупной и растущей в последнее время партией, возглавившей в марте 1998 г. коалиционное правительство, в которое входит еще более 10 региональных партий. Это праволиберальная, коммуналистская, то есть построенная на религиозно-общинной основе, партия, образованная сторонниками бывшей религиозно-шовинистической партии Бхаратия джан сангх. Она выражает, прежде всего, интересы средних слоев и мелких предпринимателей и землевладельцев. БДП в предвыборном манифесте 1998 г. провозгласила поддержку курса на дальнейшую либерализацию экономики с предоставлением государственной поддержки местным производителям, выступает за возрождение индуистских ценностей и традиций, перестройку территориального устройства по этническому и лингвистическому признакам, переход к пропорциональной избирательной системе, ориентацию экономики на удовлетворение социальных нужд населения, стабилизацию цен и обеспечение гарантированного продовольственного снабжения населения, ликвидацию безработицы, улучшение положения женщин и детей, ликвидацию неграмотности. Во внутренней политике партия гарантирует свободу и безопасность всем гражданам независимо от вероисповедания, а также ставит перед собой цель пресечь в стране террористическую деятельность. Партия выражает готовность продолжать работу по созданию оружия массового уничтожения, способного гарантировать независимость страны.
Можно отметить, что с приближением к государственной власти происходит определенное смягчение, "центрирование" позиций этой прежде экстремистской партии. Так, например, в ходе избирательной кампании 1998 г. партия отказалась от ряда положений своей программы, таких как требование отмены особого статуса штата Джамму и Кашмир, закрепленного в ст. 370 Конституции, намерение незамедлительно заменить ныне действующие нормы индуистского и мусульманского права единым гражданским кодексом, строительство на месте разрушенной мусульманской мечети в Айодхье храма индуистскому богу Раме.
Партия Джаната дал (ДД) носит центристский характер и во многом сходна с ИНК, откуда вышло большинство ее членов. Эта партия критикует правительственную политику по таким вопросам, как уровень жизни трудящихся, рост цен, безработица, коррупция и финансовые злоупотребления высших чиновников. Партия выступает за снижение налогов, списание долгов крестьян, повышение пенсий, увеличение занятости, демократизацию внутренней жизни страны. ДД стремится к единству страны, решению национальных, кастовых, религиозных и других проблем.
Индийский национальный конгресс (социалистический) — ИНК(с) вышел из ИНК в 1987 г. в результате раскола партии и по своему составу и организационной структуре тоже незначительно отличается от ИНК(И). Раскол произошел в результате борьбы за руководство в ИНК. Партия широко использует социал-демократическую фразеологию, акцентирует внимание на правах и свободах граждан.
Коммунистическое движение в Индии насчитывает около 10 партий, называющих себя коммунистическими, и крайне разобщено. Возникшая в 1925 г. Коммунистическая партия Индии (КПИ) занимает весьма стандартную, в основном ортодоксальную позицию. Партия выступает за поднятие уровня жизни трудящихся, проведение земельных реформ, против безработицы, за единство страны и демократическое разрешение национальных, религиозных, кастовых, языковых и других проблем. КПИ руководит массовыми организациями трудящихся, насчитывающими около 6 млн. человек.
Коммунистическая партия Индии (марксистская) — КПИ(м) образовалась в 1984 г. в результате раскола коммунистического движения и в первые годы во многом была солидарна с линией руководства Коммунистической партии Китая того времени. К началу 80-х гг. партия отказалась от поддержки левого экстремизма и заняла более реалистические позиции. Особенно сильны позиции КПИ(м) в штатах Западная Бенгалия и Керала.
Кроме того, в ряде штатов действуют влиятельные региональные партии, представители которых подчас включаются в состав центрального Правительства.
В политической системе Индии весьма широко представлены организации бизнеса, проводящие в жизнь свои интересы посредством лоббизма и других методов. Главной организацией крупного бизнеса является Федерация индийских торгово-промышленных палат (ФИТПП), в рамках которой вопросами труда и заработной платы ведаетВсеиндийская организация работодателей (ВОР). Другая влиятельная организация крупного бизнеса — Объединенные торгово-промышленные палаты Индии (ОТППИ). Они представляют собой ассоциации предпринимателей, куда входит как местный, так и иностранный капитал.
Специфика многоукладной экономики страны, в которой все еще широко используется ручной труд и распространено кустарное производство, отражена в Федерации ассоциаций мелкой промышленности (ФАМП), насчитывающей 70 тыс. членов. В последние годы деятельность этой организации несколько расширилась.
Избирательное право независимой Индии значительно демократизировано избирательным законодательством по сравнению с колониальными временами. Оно отменило имущественный и образовательный цензы, предоставило женщинам равные избирательные права с мужчинами, частично упразднило унаследованную от англичан куриальную систему. Тем не менее все еще сохраняются некоторые открытые, а чаще скрытые ограничения избирательных прав граждан.
В Конституции Индии определены самые общие основы избирательного права. В ней весьма полно регламентированы лишь выборы Президента и Вице-президента. Наиболее подробно избирательное право урегулировано в Законах о народном представительстве 1950 и 1951 гг., Законе о реорганизации штатов 1956 г., актах Комиссии по определению избирательных округов 1962 и 1972 гг., Законе об управлении союзными территориями 1963 г. и др.
Не меньшее значение для правового регулирования избирательных кампаний имеют такие подзаконные акты, как приказы Президента и различные правила, издаваемые Избирательной комиссией. К важнейшим из них относятся Правила регистрации избирателей 1960 г., Правила поведения на выборах 1961 г., Инструкция Избирательной комиссии Индии о порядке предоставления избирательных символов 1968 г. и ряд других.
Поскольку Индийский Союз является федерацией, целый ряд вопросов избирательного права регламентируется законодательством отдельных штатов, в частности Джамму и Кашмира, Сиккима*, Нагаленда, а также соответствующими правилами и приказами. По сути дела, они представляют собой местную модификацию общеиндийских законов и правил.
В процессе эволюции избирательного законодательства за годы независимости проявилась как общая тенденция к его унификации, так и способность, изменяясь, учитывать весьма специфические условия Индии.
Для Индии характерно не только использование прямых и косвенных выборов, но и сочетание их с принципами назначения и резервирования мест в выборных органах для женщин и недостаточно развитых в социальном, экономическом и культурном отношении групп населения. Внимание к этому принципу особенно усилилось в последние годы (например, 72-я, 73-я, 76-я, 77-я поправки к Конституции, принятые в 1992— 1995 гг., 82-я и 83-я поправки 2000 г.), в том числе и в деятельности пришедшего к власти в 1998 г. коалиционного Правительства, руководимого ДП. Система резервирования, применяемая в избирательном праве, в определенной степени пытается учитывать чрезвычайно пестрый социально-кастовый, национальный и религиозный состав жителей страны. Сложный порядок выборов делает трудным понимание его механизма простыми индийцами, около 2/3 которых и по сей день, несмотря на большие усилия и успехи Правительства в борьбе за поднятие уровня образования, остаются неграмотными. Нельзя не признать сложность и отчасти казуистичность избирательного права Индии.
Одной из особенностей избирательного права является то, что господствовавшая на политической арене партия ИНК с самого начала подчинила своим интересам все стадии избирательного процесса. Этому в немалой степени способствовала длительное время существовавшая в стране до 1989 г. многопартийная система с одной доминирующей партией. Как отметил Р. Лал, в Индии "весь избирательный процесс строится вокруг партийной системы".