Политические партии и движения в Индии. Избирательная система и избирательное право

Индия принадлежит к чис­лу самых многопартийных стран мира, а ее партийная сис­тема по своей структуре и функциям наиболее развитая и дифференцированная по сравнению с другими развивающи­мися странами Азии и Африки*. "При этом партийная система в Индии оказывается в определенных отношениях более слож­ной и гибкой, чем партийные системы высокоразвитых стран"**. Особенности партийной системы Индии вытекают прежде всего из необычайно пестрого классового, национального, религи­озного, кастового и социального состава населения. Наличие как партий, признанных в установленном порядке всеиндийскими, так и десятков партий в штатах и союзных территори­ях приводит к необходимости исследовать систему партий в этой стране на двух уровнях — союзном и штатов. Так, во всеобщих выборах участвуют около 300 политических партий, среди которых до 10 — всеиндийских.

С момента обретения независимости до середины 60-х гг. в партийно-политической системе страны ИНК был единствен­ной партией, способной овладевать государственной властью на всех уровнях. С появлением партии Сватантра возникли пред­посылки к превращению партийной системы в двухпартийную, хотя она еще некоторое время оставалась многопартийной с одной доминирующей партией. Тенденция к двухпартийности отчетливо проявилась в 1977 г., когда Джаната парти (ДП) впер­вые победила на парламентских выборах и сформировала свое правительство.

С тех пор Джаната парти и ИНК несколько раз менялись у руля управления страной, но к середине 90-х гг. сложилась ситуация, при которой уже ни одна общенациональная партия не может более самостоятельно обеспечить себе прочное боль­шинство в Парламенте и, следовательно, создать стабильное однопартийное правительство. Таким образом в стране возникло положение, при котором крупная всеиндийская партия может сформировать правительство лишь в коалиции с рядом реги­ональных партий.

Многие индийские политологи считают, что Индия всту­пила в эру нестабильных коалиционных правительств. По на­шему мнению, партийная система, сложившаяся в современ­ной Индии, не вполне соответствует традиционному для стран Запада понятию двух- или многопартийности. Учитывая особую роль региональных партий и специфические традиции индий­ской политической жизни, партийную систему Индии можно назвать "полиблоковой", поскольку она представляет собой борьбу постоянно меняющихся коалиций, состоящих из обще­национальных (всеиндийских) партий с региональными партиями в различных комбинациях.

Индийский национальный конгресс (Индиры) — ИНК(И) остается одной из наиболее мощных, авторитетных и опытных партий в политической жизни Индии. С января 1978 г. после раскола ИНК часть его, оставшаяся верной Индире Ганди и продолжившая основную линию прежнего Конгресса, стала называть себя так в честь своего лидера.

С момента создания ИНК в 1885 г. либеральными деятеля­ми и представителями национальной интеллигенции и до об­ретения независимости он отражал интересы весьма широких слоев индийского общества. До выборов 1977 г., несмотря на ряд расколов, нередко приводивших к появлению новых партий, ИНК оставался бессменно правящей партией, с деятельностью которой связан целый ряд важных преобразований в социаль­но-экономической жизни страны.

Партия провозгласила собственную концепцию "общества социалистического образца" (похожую по идеологии на запад­ное социальное государство), которое предполагает мирное сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и развитии государственного сектора. Она выступает, в том числе и в предвыборном манифесте 1998 г., за усиление секуляристских (свободных от влияния ре­лигии) тенденций, против религиозно-кастовой и общинной розни, за территориальное единство страны, борьбу с безра­ботицей, бедностью, неграмотностью, в поддержку продолже­ния либеральных экономических реформ, за международную политику мира и дружбы со всеми странами.

Бхаратия джаната парти (БДП) является крупной и растущей в последнее время партией, возглавившей в марте 1998 г. коалиционное правительство, в которое входит еще более 10 региональных партий. Это праволиберальная, коммуналистская, то есть построенная на религиозно-общинной ос­нове, партия, образованная сторонниками бывшей религиозно-шовинистической партии Бхаратия джан сангх. Она выражает, прежде всего, интересы средних слоев и мелких предприни­мателей и землевладельцев. БДП в предвыборном манифесте 1998 г. провозгласила поддержку курса на дальнейшую либе­рализацию экономики с предоставлением государственной под­держки местным производителям, выступает за возрождение индуистских ценностей и традиций, перестройку территори­ального устройства по этническому и лингвистическому при­знакам, переход к пропорциональной избирательной системе, ориентацию экономики на удовлетворение социальных нужд населения, стабилизацию цен и обеспечение гарантированного продовольственного снабжения населения, ликвидацию без­работицы, улучшение положения женщин и детей, ликвида­цию неграмотности. Во внутренней политике партия гаранти­рует свободу и безопасность всем гражданам независимо от вероисповедания, а также ставит перед собой цель пресечь в стране террористическую деятельность. Партия выражает готов­ность продолжать работу по созданию оружия массового унич­тожения, способного гарантировать независимость страны.

Можно отметить, что с приближением к государственной власти происходит определенное смягчение, "центрирование" позиций этой прежде экстремистской партии. Так, например, в ходе избирательной кампании 1998 г. партия отказалась от ряда положений своей программы, таких как требование от­мены особого статуса штата Джамму и Кашмир, закрепленно­го в ст. 370 Конституции, намерение незамедлительно заменить ныне действующие нормы индуистского и мусульманского пра­ва единым гражданским кодексом, строительство на месте раз­рушенной мусульманской мечети в Айодхье храма индуистс­кому богу Раме.

Партия Джаната дал (ДД) носит центристский характер и во многом сходна с ИНК, откуда вышло большинство ее членов. Эта партия критикует правительственную политику по таким вопросам, как уровень жизни трудящихся, рост цен, безработица, коррупция и финансовые злоупотребления выс­ших чиновников. Партия выступает за снижение налогов, спи­сание долгов крестьян, повышение пенсий, увеличение заня­тости, демократизацию внутренней жизни страны. ДД стремится к единству страны, решению национальных, кастовых, религи­озных и других проблем.

Индийский национальный конгресс (социалистический) — ИНК(с) вышел из ИНК в 1987 г. в результате раскола партии и по своему составу и организационной структуре тоже незна­чительно отличается от ИНК(И). Раскол произошел в резуль­тате борьбы за руководство в ИНК. Партия широко использу­ет социал-демократическую фразеологию, акцентирует внима­ние на правах и свободах граждан.

Коммунистическое движение в Индии насчитывает около 10 партий, называющих себя коммунистическими, и крайне разобщено. Возникшая в 1925 г. Коммунистическая партия Индии (КПИ) занимает весьма стандартную, в основном орто­доксальную позицию. Партия выступает за поднятие уровня жизни трудящихся, проведение земельных реформ, против безработицы, за единство страны и демократическое разрешение национальных, религиозных, кастовых, языковых и дру­гих проблем. КПИ руководит массовыми организациями трудя­щихся, насчитывающими около 6 млн. человек.

Коммунистическая партия Индии (марксистская) — КПИ(м) образовалась в 1984 г. в результате раскола комму­нистического движения и в первые годы во многом была соли­дарна с линией руководства Коммунистической партии Китая того времени. К началу 80-х гг. партия отказалась от поддерж­ки левого экстремизма и заняла более реалистические пози­ции. Особенно сильны позиции КПИ(м) в штатах Западная Бенгалия и Керала.

Кроме того, в ряде штатов действуют влиятельные реги­ональные партии, представители которых подчас включаются в состав центрального Правительства.

В политической системе Индии весьма широко представ­лены организации бизнеса, проводящие в жизнь свои интересы посредством лоббизма и других методов. Главной организацией крупного бизнеса является Федерация индийс­ких торгово-промышленных палат (ФИТПП), в рамках кото­рой вопросами труда и заработной платы ведаетВсеиндийская организация работодателей (ВОР). Другая влиятельная орга­низация крупного бизнеса — Объединенные торгово-промыш­ленные палаты Индии (ОТППИ). Они представляют собой ас­социации предпринимателей, куда входит как местный, так и иностранный капитал.

Специфика многоукладной экономики страны, в которой все еще широко используется ручной труд и распространено кустарное производство, отражена в Федерации ассоциаций мелкой промышленности (ФАМП), насчитывающей 70 тыс. членов. В последние годы деятельность этой организации не­сколько расширилась.

Избирательное право независимой Индии значительно де­мократизировано избирательным законодательством по сравне­нию с колониальными временами. Оно отменило имущественный и образовательный цензы, предоставило женщинам равные избирательные права с мужчинами, частично упразднило унас­ледованную от англичан куриальную систему. Тем не менее все еще сохраняются некоторые открытые, а чаще скрытые огра­ничения избирательных прав граждан.

В Конституции Индии определены самые общие основы избирательного права. В ней весьма полно регламентированы лишь выборы Президента и Вице-президента. Наиболее под­робно избирательное право урегулировано в Законах о на­родном представительстве 1950 и 1951 гг., Законе о реоргани­зации штатов 1956 г., актах Комиссии по определению избира­тельных округов 1962 и 1972 гг., Законе об управлении союзными территориями 1963 г. и др.

Не меньшее значение для правового регулирования изби­рательных кампаний имеют такие подзаконные акты, как при­казы Президента и различные правила, издаваемые Избира­тельной комиссией. К важнейшим из них относятся Правила ре­гистрации избирателей 1960 г., Правила поведения на выборах 1961 г., Инструкция Избирательной комиссии Индии о порядке предоставления избирательных символов 1968 г. и ряд других.

Поскольку Индийский Союз является федерацией, целый ряд вопросов избирательного права регламентируется законо­дательством отдельных штатов, в частности Джамму и Каш­мира, Сиккима*, Нагаленда, а также соответствующими пра­вилами и приказами. По сути дела, они представляют собой местную модификацию общеиндийских законов и правил.

В процессе эволюции избирательного законодательства за годы независимости проявилась как общая тенденция к его унификации, так и способность, изменяясь, учитывать весьма специфические условия Индии.

Для Индии характерно не только использование прямых и косвенных выборов, но и сочетание их с принципами назна­чения и резервирования мест в выборных органах для женщин и недостаточно развитых в социальном, экономическом и куль­турном отношении групп населения. Внимание к этому прин­ципу особенно усилилось в последние годы (например, 72-я, 73-я, 76-я, 77-я поправки к Конституции, принятые в 1992— 1995 гг., 82-я и 83-я поправки 2000 г.), в том числе и в деятель­ности пришедшего к власти в 1998 г. коалиционного Правитель­ства, руководимого ДП. Система резервирования, применяемая в избирательном праве, в определенной степени пытается учи­тывать чрезвычайно пестрый социально-кастовый, нацио­нальный и религиозный состав жителей страны. Сложный по­рядок выборов делает трудным понимание его механизма про­стыми индийцами, около 2/3 которых и по сей день, несмотря на большие усилия и успехи Правительства в борьбе за под­нятие уровня образования, остаются неграмотными. Нельзя не признать сложность и отчасти казуистичность избирательного права Индии.

Одной из особенностей избирательного права является то, что господствовавшая на политической арене партия ИНК с самого начала подчинила своим интересам все стадии избира­тельного процесса. Этому в немалой степени способствовала длительное время существовавшая в стране до 1989 г. много­партийная система с одной доминирующей партией. Как отме­тил Р. Лал, в Индии "весь избирательный процесс строится вокруг партийной системы".

Наши рекомендации