ПРегионалистика и региональная политика в Российской Федерации: основные этапы изучения
В отличие от ряда направлений политологических исследований в постсоветской России, регионалистика развивалась динамично. В первой половине 1990-х годов она пережила всплеск общественного интереса, активное становление поля регионального политического анализа и начало формирования научного сообщества. Синхронно стала формироваться международная политическая регионалистика, изучающая политические процессы на субнациональных уровнях в зарубежных странах, а также процессы формирования новых политических регионов за пределами России. Во второй половине 1990-х стали развиваться исследования, посвященные международным аспектам политической активности российских регионов, что стимулировало процесс сближения внутриполитической регионалистики с международной политической регионалистикой. В 2000-е годы российская политическая регионалистика — уже развитое институализированное направление политической науки, хотя и сталкивающееся с рядом серьезных проблем.
В развитии российской политической регионалистики можно выделить три этапа, охватывающие первую половину 1990-х годов, вторую половину 1990-х годов и 2000-е годы.
На начальном этапе (первая половина 1990-х годов) становление политической регионалистики в России было наиболее отчетливо связано с двумя процессами, которые тесно переплетались и заметно стимулировали друг друга.
Во-первых, шёл процесс либерализации и модернизации интеллектуальной, культурной, научной жизни, в том числе и политических наук.
Во-вторых, имело место политическое реформирование, которое влияло на российские регионы сначала в виде новых явлений и высокой динамики федеральной политики, а затем и в форме становления публичной политики в самих регионах.
Важный фактор, стимулировавший развитие политической регионалистики в России 1990-х годов, был связан с характером российских реформ, которые осуществлялись в форме «революции сверху», в условиях повышенной неопределенности, ослабления центральной власти, роста нестабильности и сепаратистских настроений. В этой ситуации федеральная элита была крайне заинтересована в анализе политической ситуации в регионах, в первичном осмыслении реформ в региональном аспекте, в прогнозировании региональных политических процессов, что давало ей возможность корректировать политику и принимать более адекватные решения, затрагивающие регионы. Этот запрос власти способствовал формированию групп экспертов, способных проводить региональный политический анализ в ее интересах. В федеральных структурах появились располагающие ресурсами специалисты, которые стали затем важным ферментом для дальнейшего развития научной отрасли.
Еще одним существенным обстоятельством было открытие каналов доступа к исследованиям и разработкам западной политической науки, к общению с зарубежными специалистами.
Таким образом, становление научного компонента политической регионалистики было на первом этапе противоречивым. С одной стороны, он формировался в условиях повышенного общественного интереса, политического запроса, в обстановке открывшихся новых возможностей. С другой, он подвергался повышенному давлению ненаучных форм познавательной активности, сталкивался с внутренней разнородностью и эклектичностью.
На втором этапе (вторая половина 1990-х годов) в политической регионалистике появляются новые тенденции, свидетельствующие о заметной интенсификации ее развития. С точки зрения политического контекста, важную роль в этом сыграл электоральный цикл 1995-1997 гг. Прежде всего он включал сложные и трудно предсказуемые федеральные выборы — депутатов Госдумы (декабрь 1995) и президента (июнь-июль 1996). Но также в этот цикл входила и «большая» серия губернаторских выборов в почти 60 регионах (многие из них проводились впервые) и серия выборов в законодательные собрания многих субъектов Федерации.
Этот цикл резко обострил внимание к региональной политической проблематике. Активизировалась работа возникших в предшествующий период центров, формировались новые группы экспертов и аналитиков. Усилился и приток ресурсов в эту исследовательскую сферу, заметно расширилась практика поведения исследовательских проектов. Избирательный цикл дал и огромный эмпирический материал, относящийся как к избирательным кампаниям, так и к региональным политическим процессам в целом, что требовало теоретической рефлексии, концептуальных и методологических новаций. Кроме того, итоги выборов в силу неоднозначности для центральной власти принесли общее ослабление последней, стимулировали дальнейшую децентрализацию и регионализацию политики в России. Многообразие региональных политических условий, формирование плюрализма региональных режимов и моделей их взаимоотношений с центром, конфигурации региональных политических акторов и т.д. становились новыми предметами исследований. Усилившаяся децентрализация политики породила в этот период специфический феномен — специализацию региональных экспертов на «своих» регионах. Спрос на региональную политическую информацию был столь велик, что они становились незаменимыми специалистами по данной территории.
К концу 1990-х годов произошло уже достаточно определенное структурное оформление политической регионалистики: эта отрасль исследований обрела конвенциальные теоретические основы и понятийный аппарат.
Важным аспектом интенсификации развития политической регионалистики явилось в этот период введение в перечень образовательных специальностей «Регионоведения». Политическая регионалистика также была введена в качестве обязательного предмета в учебные планы подготовки специалистов политологов.
Указанные обстоятельства к концу 1990-х годов способствовали институционализации политической регионалистики в качестве полноценной отрасли отечественной политической науки. Сформировались более четкие границы между собственно научной и ненаучной деятельностью, дифференцировались направления и уровни анализа, началось становление теоретических парадигм и т.д.
Третий этап становления, наметившийся после 2000 года, застал российскую политическую регионалистику в состоянии достаточно активной институционализации, преодоления трудностей и формирования новых тенденций. И здесь на ее дальнейшую эволюцию снова заметное влияние оказал политический контекст. Лейтмотивом федеральной политики в этот период становятся централизация и ограничение разного рода регионалистских тенденций. Федеральным центром предпринимается целый комплекс мероприятий в этом направлении, получивший название «федеральной реформы».
Уже вскоре после поворота в практической политике тенденции централизации находят отражение в исследовательских проектах и научных публикациях. Эти тенденции оценивались неоднозначно, но большинство исследователей соглашались в том, что проводимая федеральным центром с 2000 года политика существенно меняет характер отношений центра и регионов в России, а период центробежных тенденций, характерных для политики 1990-х годов, сменился тенденцией централизации. Но все же на первых порах тематика централизации «властной вертикали» не занимала в поле политической регионалистики ведущее место. Продолжалось исследование электоральных процессов в регионах, региональных элит, моделей функционирования региональной власти, партийной политики в регионах, получившее заметное развитие в предшествующий период.
И лишь постепенно проблемы централизации заняли во внутриполитических региональных исследованиях доминирующее место. Особенно заметным это стало после федерального избирательного цикла 2003-2004 гг. (выборы в Госдуму и Президента), означавших легитимацию централизаторской политики Путина. В этот период к централизации властной «вертикали» добавилась и централизация «партийной вертикали» (сначала в виде формирования «партии власти», а затем и концентрации всей партийной системы), а с 2005 г. — и новая формула приведения к власти губернаторов. В этих условиях публичное политическое пространство в регионах стремительно сужалось, политическая жизнь там унифицировалась, обретая периферийное значение в общенациональной политике.
Внутриполитическая регионалистика столкнулась с существенным сужением своего предметного поля, по крайней мере в том виде, в каком оно сформировалось в предшествующий период. Это отразилось на исследовательской активности. Некоторые проекты и центры исследований региональной политики, развивавшиеся в предшествующие годы, прекратили свое существование. Снизилась активность жизни научного сообщества, сократилась издательская деятельность по этой тематике
2. Основные теоретические подходы в региональных политических исследованиях.
Главной целью регионального политического анализа (как разновидности политического анализа) является выявление и максимально точное исследование расстановки политических сил в регионе, анализируя динамику региональной политической ситуации, особенности политических изменений.
1) Институциональный и формально-правовой подходы.
Здесь в центре внимания исследователя находятся политические институты, функционирующие в регионе, в том числе органы власти, составляющие формально-правовой каркас политической ситуации. Рассматриваются органы исполнительной, законодательной, судебной власти и местного самоуправления, политические партии, которые действуют на территории региона, и др.
2) Элитистский подход.
При использовании элитистского подхода главное внимание уделяется личностям лидеров и элитным группам, формирующим "реальное" поле взаимодействия на территории региона. Исследователь интересуется процессами элитообразования и элитной трансформации, механизмами и каналами рекрутирования элит. Распространены исследования такого феномена, как региональное политическое лидерство.
3) Политико-идеологический подход.
В этом случае предметом анализа являются идеологические аспекты региональной политической ситуации. Исследуется, какие идеологемы и какие программные цели определяют ее развитие.
4) Политика-психологический подход.
Исследователь уделяет внимание действующим в регионе политическим лидерам. Причем деятельность региональных лидеров изучается с позиций политической психологии. Аналогично с позиций политической психологии исследуется групповое политическое поведение.
5) Конфликтологический подход.
При использовании конфликтологического подхода главный акцент делается на конфликтах, которые определяют политическую ситуацию и политический процесс.
6) Ресурсно-акторный подход.
Главной целью исследователя в этом случае является определение политических акторов. В качестве акторов могут выступать как отдельные фигуры, так и группы влияния. Важно определить не столько формальные, определенные законодательством, сколько реальные механизмы реализации властных отношений, которые могут иметь неформальный и просто теневой характер. Такой анализ позволяет лучше и точнее выявлять акторов и группы влияния. Совершенно необходимой является оценка ресурсов (или, как еще говорят, ресурсной базы) акторов и групп влияния. Конечной целью регионального политического анализа, использующего ресурсно-акторный подход, является выявление реально действующих акторов и групп влияния и описание ресурсной базы для каждого из них.
Региональный политический анализ имеет комплексный характер, т.е. должен использовать элементы всех указанных выше подходов. Наиболее продуктивными являются элитистский и ресурсно-акторный подходы, которые позволяют установить реальную расстановку политических сил в регионе, политическое позиционирование акторов и дать прогноз развития политической ситуации.
Как пользоваться подходами:
• Отправной точкой является институциональный (формально-правовой) анализ, позволяющий установить и уточнить политико-правовые особенности функционирования органов власти в регионе.
• Однако институциональный (формально-правовой) анализ является недостаточным, для выявления реальной ситуации мы обязательно должны перейти к элитистскому и ресурсно-акторному подходам.
• Одновременно для уточнения отдельных аспектов ситуации могут быть использованы политико-идеологический, политико-психологический и конфликтологический подходы.
Наряду с анализом собственно политической ситуации необходимо изучение среды, в которой формируется эта ситуация.