ПРегионалистика и региональная политика в Российской Федерации: основные этапы изучения

В отличие от ряда направлений по­литологических исследований в постсоветской России, регионалистика развивалась динамично. В первой половине 1990-х годов она пережила всплеск общественного интереса, активное становление поля регионального политического анализа и начало формирования научного сообщества. Синхронно стала формироваться международная политическая регионалистика, изучающая политические процессы на субнацио­нальных уровнях в зарубежных странах, а также процессы формиро­вания новых политических регионов за пределами России. Во второй половине 1990-х стали развиваться исследования, посвященные международным аспектам политической активности российских регионов, что стимулировало процесс сближения внутриполитической регионалистики с между­народной политической регионалистикой. В 2000-е годы российская политическая регионалистика — уже развитое институализированное направление поли­тической науки, хотя и сталкивающееся с рядом серьезных про­блем.

В развитии российской политической регионалистики можно вы­делить три этапа, охватывающие первую половину 1990-х годов, вторую половину 1990-х годов и 2000-е годы.

На начальном этапе (первая половина 1990-х годов) становле­ние политической регионалистики в России было наиболее отчетли­во связано с двумя процессами, которые тесно переплетались и за­метно стимулировали друг друга.

Во-первых, шёл процесс либера­лизации и модернизации интеллектуальной, культурной, научной жизни, в том числе и политических наук.

Во-вторых, имело место политическое реформирование, которое влияло на российские ре­гионы сначала в виде новых явлений и высокой динамики федераль­ной политики, а затем и в форме становления публичной политики в самих регионах.

Важный фактор, стимулировавший развитие политической реги­оналистики в России 1990-х годов, был связан с характером россий­ских реформ, которые осуществлялись в форме «революции сверху», в условиях повышенной неопределенности, ослабления централь­ной власти, роста нестабильности и сепаратистских настроений. В этой ситуации федеральная элита была крайне заинтересована в анализе политической ситуации в регионах, в первичном осмысле­нии реформ в региональном аспекте, в прогнозировании региональ­ных политических процессов, что давало ей возможность корректи­ровать политику и принимать более адекватные решения, затраги­вающие регионы. Этот запрос власти способствовал формированию групп экспертов, способных проводить региональный политический анализ в ее интересах. В федеральных структурах появились распо­лагающие ресурсами специалисты, которые стали затем важным ферментом для дальнейшего развития научной отрасли.

Еще одним существенным обстоятельством было открытие кана­лов доступа к исследованиям и разработкам западной политической науки, к общению с зарубежными специалистами.

Таким образом, становление научного компонента политической регионалистики было на первом этапе противоречивым. С одной стороны, он формировался в условиях повышенного общественного интереса, политического запроса, в обстановке открывшихся новых возможностей. С другой, он подвергался повышенному давлению ненаучных форм познавательной активности, сталкивался с вну­тренней разнородностью и эклектичностью.

На втором этапе (вторая половина 1990-х годов) в политиче­ской регионалистике появляются новые тенденции, свидетельству­ющие о заметной интенсификации ее развития. С точки зрения по­литического контекста, важную роль в этом сыграл электоральный цикл 1995-1997 гг. Прежде всего он включал сложные и трудно предсказуемые федеральные выборы — депутатов Госдумы (де­кабрь 1995) и президента (июнь-июль 1996). Но также в этот цикл входила и «большая» серия губернаторских выборов в почти 60 ре­гионах (многие из них проводились впервые) и серия выборов в за­конодательные собрания многих субъектов Федерации.

Этот цикл резко обострил внимание к региональной политиче­ской проблематике. Активизировалась работа возникших в предше­ствующий период центров, формировались новые группы экспертов и аналитиков. Усилился и приток ресурсов в эту исследовательскую сферу, заметно расширилась практика поведения исследовательских проектов. Избирательный цикл дал и огромный эмпирический ма­териал, относящийся как к избирательным кампаниям, так и к регио­нальным политическим процессам в целом, что требовало теорети­ческой рефлексии, концептуальных и методологических новаций. Кроме того, итоги выборов в силу неоднозначности для централь­ной власти принесли общее ослабление последней, стимулировали дальнейшую децентрализацию и регионализацию политики в Рос­сии. Многообразие региональных политических условий, формиро­вание плюрализма региональных режимов и моделей их взаимоот­ношений с центром, конфигурации региональных политических акторов и т.д. становились новыми предметами исследований. Уси­лившаяся децентрализация политики породила в этот период специ­фический феномен — специализацию региональных экспертов на «своих» регионах. Спрос на региональную политическую информа­цию был столь велик, что они становились незаменимыми специа­листами по данной территории.

К концу 1990-х годов произошло уже достаточно определенное структурное оформление политической регионалистики: эта отрасль исследований обрела конвенциальные теоретические основы и по­нятийный аппарат.

Важным аспектом интенсификации развития политической ре­гионалистики явилось в этот период введение в перечень образова­тельных специальностей «Регионоведения». Политическая региона­листика также была введена в качестве обязательного предмета в учебные планы подготовки специалистов политологов.

Указанные обстоятельства к концу 1990-х годов способствовали институционализации политической регионалистики в качестве полноценной отрасли отечественной политической науки. Сформировались более четкие границы между собственно научной и ненаучной деятельностью, дифференцировались направ­ления и уровни анализа, началось становление теоретических пара­дигм и т.д.

Третий этап становления, наметившийся после 2000 года, за­стал российскую политическую регионалистику в состоянии доста­точно активной институционализации, преодоления трудностей и формирования новых тенденций. И здесь на ее дальнейшую эволю­цию снова заметное влияние оказал политический контекст. Лейтмо­тивом федеральной политики в этот период становятся централиза­ция и ограничение разного рода регионалистских тенденций. Феде­ральным центром предпринимается целый комплекс мероприятий в этом направлении, получивший название «федеральной реформы».

Уже вскоре после поворота в практической политике тенденции централизации находят отражение в исследовательских проектах и научных публикациях. Эти тенденции оценивались неоднозначно, но большинство исследователей соглашались в том, что проводимая федеральным центром с 2000 года политика существенно меняет ха­рактер отношений центра и регионов в России, а период центробеж­ных тенденций, характерных для политики 1990-х годов, сменился тенденцией централизации. Но все же на первых порах тематика централизации «властной вертикали» не занимала в поле политиче­ской регионалистики ведущее место. Продолжалось исследование электоральных процессов в регионах, региональных элит, моделей функционирования региональной власти, партийной политики в ре­гионах, получившее заметное развитие в предшествующий период.

И лишь постепенно проблемы централизации заняли во внутри­политических региональных исследованиях доминирующее место. Особенно заметным это стало после федерального избирательного цикла 2003-2004 гг. (выборы в Госдуму и Президента), означавших легитимацию централизаторской политики Путина. В этот период к централизации властной «вертикали» добавилась и централизация «партийной вертикали» (сначала в виде формирования «партии вла­сти», а затем и концентрации всей партийной системы), а с 2005 г. — и новая формула приведения к власти губернаторов. В этих услови­ях публичное политическое пространство в регионах стремительно сужалось, политическая жизнь там унифицировалась, обретая пери­ферийное значение в общенациональной политике.

Внутриполитическая регионалистика столкнулась с существен­ным сужением своего предметного поля, по крайней мере в том ви­де, в каком оно сформировалось в предшествующий период. Это от­разилось на исследовательской активности. Некоторые проекты и центры исследований региональной политики, развивавшиеся в предшествующие годы, прекратили свое существование. Снизилась активность жизни научного сообщества, сократилась издательская деятельность по этой тематике

2. Основные теоретические подходы в региональных политических исследованиях.

Главной целью регионального политического анализа (как разновидности политиче­ского анализа) является выявление и максимально точное исследование расста­новки политических сил в регионе, анализируя динамику региональной политической ситуации, особенности политических изменений.

1) Институциональный и формально-правовой подходы.

Здесь в центре внимания исследователя находятся политические институты, функционирующие в регионе, в том числе органы власти, составляющие формаль­но-правовой каркас политической ситуации. Рассматриваются органы исполни­тельной, законодательной, судебной власти и местного самоуправления, политиче­ские партии, которые действуют на территории региона, и др.

2) Элитистский подход.

При использовании элитистского подхода главное внимание уделяется лич­ностям лидеров и элитным группам, формирующим "реальное" поле взаимодейст­вия на территории региона. Исследователь интересуется процессами элитообразования и элитной трансформации, механизмами и каналами рекрутирования элит. Распространены исследования такого феномена, как региональное политическое лидерство.

3) Политико-идеологический подход.

В этом случае предметом анализа являются идеологические аспекты регио­нальной политической ситуации. Исследуется, какие идеологемы и какие программ­ные цели определяют ее развитие.

4) Политика-психологический подход.

Исследователь уделяет внимание действующим в регионе политическим ли­дерам. Причем деятельность региональных лидеров изучается с позиций политиче­ской психологии. Аналогично с позиций политической психологии исследуется групповое политическое поведение.

5) Конфликтологический подход.

При использовании конфликтологического подхода главный акцент делается на конфликтах, которые определяют политическую ситуацию и политический про­цесс.

6) Ресурсно-акторный подход.

Главной целью исследователя в этом случае является определение политиче­ских акторов. В качестве акторов могут выступать как отдельные фигу­ры, так и группы влияния. Важно опре­делить не столько формальные, определенные законодательством, сколько реальные механизмы реализации властных отношений, которые могут иметь неформальный и просто теневой характер. Такой анализ позволяет лучше и точнее выявлять акторов и группы влияния. Совершенно необходимой является оценка ресурсов (или, как еще говорят, ресурсной базы) акторов и групп влияния. Конечной целью регионального политического анализа, использующего ресурсно-акторный подход, является выявле­ние реально действующих акторов и групп влияния и описание ресурсной базы для каждого из них.

Региональный политический анализ имеет комплексный характер, т.е. дол­жен использовать элементы всех указанных выше подходов. Наиболее продуктив­ными являются элитистский и ресурсно-акторный подходы, которые позволяют установить реальную расстановку политических сил в регионе, политическое по­зиционирование акторов и дать прогноз развития политической ситуации.

Как пользоваться подходами:

• Отправной точкой является институциональный (формально-правовой) анализ, позволяющий установить и уточнить политико-правовые особенности функ­ционирования органов власти в регионе.

• Однако институциональный (формально-правовой) анализ является не­достаточным, для выявления реальной ситуации мы обязательно должны перейти к элитистскому и ресурсно-акторному подходам.

• Одновременно для уточнения отдельных аспектов ситуации могут быть использованы политико-идеологический, политико-психологический и конфлик­тологический подходы.

Наряду с анализом собственно политической ситуации необходимо изуче­ние среды, в которой формируется эта ситуация.

Наши рекомендации