Основные этапы конституционного развития Российской Федерации

Понятие, предмет и метод науки конституционного права Российской Федерации

Конституционное право - одна из отраслей системы права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуется , с одной стороны, внутренним единством, определенными общими признаками, с другой стороны отличаются от норм других отраслей права. Конституционное право регулирует общественные отношения складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества ( полит, соц, эконом сферах) . Особенности предмета конституционного права выражается в том, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений . Его предмету относятся те отношение, которые называют базовые, основополагающие. Они образуют фундамент всей системы социальных связей подлежащих правовому воздействий.

Единству общества обеспечиваются:

1) Лежащие в его основе принципы выражающие его качественную определенность , форм организации и функционирований.

2) Механизм, по средствам которого осуществляется управление всеми сферами жизни деятельности общества, сохраняется его целостность.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют принадлежность гражданского государства, принципы характеризующие положения человека в обществе и в государстве , его основные права, свободы и обязанности.

Конституционное право – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения через которые обеспечиваются организационные и функциональные единства общества , как целостный социальный системы. То есть основы конституционного стоя Российской Федереации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систем органов государственной власти( ОГВ) и органов местного самоуправления (ОГС).

Основные этапы конституционного развития Российской Федерации

Имела ли дореволюционная Россия конституцию? Была ли она конституционной монархией? Вопросы эти в свое время были предметом острых дискуссий. Многие дореволюционные государствоведы полагали, что Россия после издания Манифеста 17 октября 1905 г., учреждения и начала работы в 1906 г. Государственной Думы (с законодательными полномочиями) вступила на путь конституционного развития, превратилась в конституционное государство. Юридическим актом, имевшим значение конституции, эти ученые называли Свод основных государственных законов в новой редакции от 23 апреля 1906 г., которые закрепляли происшедшие в 1905-1906 гг. изменения в государственном строе России.

Была и другая группа ученых-юристов, которые не разделяли эти взгляды, считая, что Россия не превратилась после событий 1905-1906 гг. в конституционное государство, что принцип самодержавия как основа государственного строя России сохранился и после издания Свода основных государственных законов 1906 г. По мнению некоторых современных исследователей, ряд государственных актов 1905-1906 гг. содержал нормы конституционного характера. Положения Манифеста 17 октября 1905 г. послужили базой для принятия новой редакции Свода основных государственных законов, которые фактически стали первой российской конституцией.* Несомненно, что и Манифест 17 октября 1905 г., и Свод основных государственных законов 1906 г. были важной вехой на пути России к конституционному правовому государству. События 1917г. изменили, однако, характер и направленность процессов, происходящих в государственном строе России.

Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 г. Она положила начало развитию конституций социалистического типа, каковыми и считались последующие российские конституции, принимавшиеся уже в связи с определенными этапами развития СССР, куда

РСФСР до недавнего времени входила в качестве субъекта (члена Федерации).

После 1918 г. в РСФСР конституции принимались: в 1925, 1937 и 1978 гг. Конституция РСФСР 1978 г. с многочисленными дополнениями и изменениями, которые в нее вносились с 1989 г. и существенно изменили ее первоначальную редакцию, действовала до принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.

Этапы конституционного развития обусловлены изменениями, происходившими в общественном и государственном строе России. Все конституции РСФСР несут на себе отпечаток времени, господствовавших в стране официальных воззрений на государство, право, их роль в обществе, на экономическую и социальную политику, положение человека в обществе и государстве.

Всем конституциям РСФСР как конституциям социалистического типа были присущи общие черты, признаки. Это, прежде всего, их откровенно классовый характер. Так, Конституция РСФСР 1918 г. основной задачей переходного периода называла установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в целях полного подавления буржуазии, уничтожение эксплуатации человека человеком и водворение социализма.

Конституция РСФСР 1978 г. подтвердила преемственность идей и принципов Конституций РСФСР 1918 г. и последующих годов. В ее преамбуле указывалось на основополагающее для жизни страны значение идей научного коммунизма. Закрепляла Конституция РСФСР 1978 г. и руководящую роль Коммунистической партии Советского Союза в обществе и государстве. В качестве основы экономической системы РСФСР она утверждала государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла плановое ведение хозяйства.

В основу организации государственной власти советская Конституция России формально закладывала принцип верховенства Советов. В действительности же Советы подменялись партийными органами, которые фактически были всевластны.

Основной Закон РСФСР провозглашал и закреплял политические, социально-экономические и личные права граждан. Однако отсутствовали конституционный механизм и гарантии, которые могли бы обеспечивать реализацию этих прав. Конституционные права и свободы граждан, как известно, грубо попирались, например, в период массовых репрессий 30-х гг. Конституционное законодательство не могло обеспечить независимость судов– одного из необходимых устоев действительно правового государства.

Вопрос о новой Конституции Российской Федерации был поставлен на первом Съезде народных депутатов России в 1990 г.: им была образована Конституционная комиссия для разработки проекта новой Конституции. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ, Съездом народных депутатов Российской Федерации.

Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции Российской Федерации, для завершения подготовки которого Президент РФ созвал летом 1993 г. Конституционное совещание. Осенью 1993 г. Конституционное совещание продолжило работу над проектом новой Конституции РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование. Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации состоялось 12 декабря 1993 г. в соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденным Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. Согласно этому Положению для принятия нового Основного Закона РФ требовалось, чтобы более 50% избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовало за его принятие (при условии, что в голосовании приняло участие более половины всех избирателей).

Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования – 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития нашей государственности. Закрепляя основы конституционного строя, КонституцияРФ определяет Российскую Федерацию– Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором:

1) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2);

2) носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России (ч. 1 ст. 3);

3) социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7);

4) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8);

5) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10);

6) признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12);

7) признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13);

8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации – составная часть ее правовой системы (ч. 4 ст. 15).

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).

3. Конституция РСФСР 1918 г.: особенности ее содержания, источники, идеология и программные положения

Конституция РСФСР 1918 г. - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, имела следующие особенности:

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями она, как первая Конституция, не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г.

Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России, не оставила камня на камне от государственных институтов и структур последней.

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23).

3. Конституция 1918 г. отличается от последующих также значительным количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции большое количество «целевых» статей.

4. К числу отличительных черт Конституции 1918 г. относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления чисто политического характера, причем ориентированные на все мировое сообщество. Так, в ст. 3, закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.

5. Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 г., как открытое признание применения насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так в ст. 3 Конституции говорится об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.

6. С точки зрения юридической техники, относящейся к правовому оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 г. была в значительной своей части несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог еще быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до переворота или революции.

4. Конституция РСФСР 1925 г.: понятие и характеристика её содержания

Причиной замены Конституции 1918 г. Конституцией 1925 г. явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Последняя устанавливала, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».

Поэтому в постановлении XII Всероссийского Съезда, утвердившего текст Конституции 1925 г., он назван «измененным текстом Конституции».

Черты преемственности в этой Конституции положений Конституции 1918 г. значительны. Характерно, что в ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20, закреплено: «Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским Съездом Советов». При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 г. имеется и в ст. 51.

В отличие от Конституции 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г. не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них.

Конституция 1925 г. в значительной мере сохранила некоторые отмеченные выше черты, свойственные Конституции 1918 г.

Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества.

Конституция 1925 г. стала юридически более строгой и сняла общие политические положения, присущие Конституции 1918 г.

То новое, что характеризует содержание Конституции 1925 г., заключается в следующем:

1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Он зафиксирован в ст. 3, записавшей, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на X Всероссийском Съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, обнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.

В ст. 19 определялось, что в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением никакие органы, кроме Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Этим косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. Не было также закреплено в этой Конституции сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма в Конституции СССР 1924 г. имелась).

Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций не определялась прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституции уже появились положения, определяющие их статус и полномочия федерации в отношении них.

В структуре Конституции была выделена глава 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Основных Законов (Конституций) АССР и Положений об автономных областях.

5. Конституция РСФСР 1937 г.: понятие и ее особенности, характеристика её содержания

Принятие Конституции РСФСР 1937 г. явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что дало возможность значительного расширения социалистической демократии.

Конституции этого этапа как Союза, так и РСФСР, а также других союзных республик, отличают следующие черты:

1. Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в ст. 2 Конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 г. предусматривала равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».

2. В Конституциях впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, в которых был представлен их широкий спектр. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только «в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово ориентированы.

3. О сохранении классовой сущности всех Конституций этого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии (тогда именовавшейся ВКП(б)). Норма о партии была впервые введена в Конституцию. В ст. 126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующих статьях конституций союзных республик устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Эта конституционная норма ярко выразила все укрепляющуюся тенденцию превращения партии по сути дела в государственную структуру.

4. Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как «конституции построенного социализма». Они уже закрепляли все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства и др.

5. Конституции этого этапа с позиций юридической формы приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы. Впервые появились отдельные главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».

6. В Конституции РСФСР 1937 г. более развернуто, чем в прежних, закреплены принципы ее вхождения в Союз ССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР, РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права.

Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР.

6. Конституция РСФСР 1978 г.: причины принятия, структура, характеристика ее содержания и последующие изменения и дополнения

На ее основе в РСФСР, как и в других союзных республиках, была принята Конституция 1978 г.

На протяжении своего 15-летнего срока действия она претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности. Она закрепляла статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была наиболее нестабильной, часто изменяемой, причем самым радикальным образом.

Первые 10 лет (до начала периода, получившего название «перестройка») всю новую конституционную систему СССР, в том числе и Конституцию РСФСР 1978 г., характеризовали следующие черты:

1. Принятие всех этих конституций должно было отразить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество - этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций.

В связи с этим в конституциях как СССР, так и республик было впервые введено понятие «народ», именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.

Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституция не утрачивала классового характера. Такая трактовка сущности конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса. Это подчеркивалось и тем, что в преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г., Конституции РСФСР 1925 г., Конституции РСФСР 1937 г.

2. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической партии, определив ее в ст. 6 в качестве «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций».

Знаменательно, что появилась отдельная статья о партии, причем включенная в первую главу Конституции СССР (в прежней она включалась в десятую и положение о ней, составляло часть ст. 126).

Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.

3. Сохранилась в конституциях и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией».

Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.

Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, охрану здоровья и т.д.

Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

4. Конституция Российской Федерации 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ РСФСР.

5. Конституция РСФСР, вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 г. в ней появились 11 разделов, делившихся на 22 главы.

7. Конституция Российской Федерации 1993 г.: процесс разработки, причины принятия, отличие от предыдущих конституций

Новые Конституции как правило возникают в результате изменений экономических отношений в государстве, изменение по отношению к собственности.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала более компактной, более четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав.

Раздел II Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела явление нередкое.

В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 г.

Общие особенности, которые ей присущи и отличают от бывших советских конституций, весьма значительны. Они закладывались еще в последних редакциях постепенно реформируемой Конституции 1978 г.

Однако Конституция 1993 г. придала характеристике сущности закрепляемого и утверждаемого ею общественного и государственного строя строго последовательное правовое оформление.

Она впервые применила дефиницию общественного строя как конституционного, что означает, как будет показано в следующем разделе учебника, коренное отличие его принципов от постулатов и устоев социалистического строя.

В Конституции более четко проработаны нормы о разделении властей.

Она внесла значительные изменения в систему органов государственной власти. Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти.

Конституция обеспечила высокий уровень своей стабильности, закрепив достаточно сложный характер внесения поправок.

Рассмотрению основных положений действующей Конституции посвящено все последующее содержание данной работы.

8. Источники конституционного права Российской Федерации: понятие, виды, иерархия

Под источниками конституционного права понимаются факторы и условия, предопределяющие право, а также форма выражения и закрепления правовых принципов и норм.

Принято различать источники права в материальном и формально-юридическом смыслах.

В материальном смысле под источником права понимаются фактические условия жизни – политические, экономические, социальные, духовные и культурные отношения. Они предопределяют сущность и содержание права.

В формально-юридическом смысле источник права – это формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу нормы права. Эти формы создаются через прохождение специальных юридических процедур.

Система источников права зависит также от формы государственного устройства. В федеративных государствах конституция и законы принимаются не только на уровне федерации, но и в каждом из ее субъектов. Соответственно в систему источников конституционного права входят нормативные правовые акты как федерации, так и ее составных частей.

Основным источником конституционного права России являются нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Нормативные правовые акты, относящиеся к источникам конституционного права, отличаются многообразием и могут быть подразделены на виды.

Исходная классификация источников права но группам выражается в их систематизации по территории действия.

По территории действия источники конституционного права в Российской Федерации делятся на четыре основные группы. Это акты, имеющие юридическую силу:

1) на всей территории Российской Федерации – федеральные нормативные правовые акты;

2) на территории конкретного субъекта РФ – региональные нормативные правовые акты;

3) на территории местного самоуправления (конкретного муниципального образования) – муниципальные нормативные правовые акты;

4) в рамках международного (межгосударственного) сообщества – международные нормативные правовые акты.

Другая классификация источников конституционного права проводится по их юридической силе.

Высшей юридической силой в Российской Федерации обладает Конституция РФ – основной закон государства. Среди нормативных правовых актов субъекта РФ верховное место в системе актов занимает конституция (устав) соответствующего субъекта. На уровне территории местного самоуправления высшей юридической силой обладают уставы муниципальных образований.

В системе нормативных актов с точки зрения юридической силы выделяются законы и подзаконные акты. Подзаконные акты должны соответствовать законам. Кроме того, в Российской Федерации существует иерархия законов, которые разграничиваются на конституционные и обычные. Такая система законов установлена на федеральном уровне и в рамках законотворчества некоторых субъектов РФ.

Источники конституционного права отличаются по субъектам принятия. Выделяются нормативные правовые акты, принимаемые народом на референдуме, законодательным органом государственной власти, главой Российского государства (главой субъекта РФ), исполнительным органом государственной власти, органами и должностными лицами местного самоуправления. Правотворческое (прецедентное) значение имеют решения судебных органов, в особенности наделенных правом осуществлять толкование (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды РФ, Верховный Суд РФ).

С точки зрения времени действия источники конституционного права классифицируются на применяемые постоянно и временно. Постоянное действие подразумевает юридическую силу источника конституционного права до тех пор, пока не будет принят иной правовой акт, регулирующий аналогичную сферу отношений, и соответственно не утратит силу прежний источник права. Действие временного источника ограничено определенным сроком, что специально оговаривается в самом правовом акте. Примерами временных источников конституционного права являются нормативные правовые акты о введении в действие принимаемых федеральных законов, регулирующих конституционно-правовые отношения.

9. Конституционно-правовые нормы: понятие, свойства, классификация

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений - предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию - основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные:

а) Регулятивные конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников.

б) Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав

в) Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений

г) Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм

д) Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие:

а) Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой.

б) Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия

в) Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные:

а) В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта

б) Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы:

а) Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права

б) Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории

Наши рекомендации