V. работа над самим собой
Союз указывает цели и пути работы. Каждый член должен проделать над собой большую и сложную работу. Все курсы, вся внутренняя работа окажутся бесполезными, если члены Союза не будут заниматься сами самообразованием и самовоспитанием, стремясь достигнуть знания и развить в себе свойства и качества, необходимые революционному работнику в настоящем и строителю жизни в будущем.
Пути и методы разнообразны и индивидуальны. Каждый их сам находит и определяет. Работа трудна и кропотлива. Рост и успех Союза и нашего дела находятся в прямой зависимости от внутреннего роста, силы, вооруженности знаниями и умением отдельных его членов.
№ 17. Из редакционной статьи «Подъем флага» [310]
март 1936 г.
Совет Союза постановил принять в качестве эмблемы Союза старый родовой знак Св. Владимира, присвоенный в недавнем прошлом украинскими группировками и известный под именем «Трезуба». <...>
Символ и знак, как его внешнее изображение, сопутствовали и сопутствуют каждому сильному движению. Древние христиане, например, узнавали друг друга, чертя «рыбу».
Два современных крупных антисоциалистических движения заимствовали свой символ у истоков истории своей расы или своего народа. Фашизм сделал своей эмблемой «фашиа» (fascia) — связку прутьев, в которую втыкали свою карающую секиру ликторы, охранители твердой государственной власти; национал-социализм закрепил идею расизма, подняв на своих знаменах старый арийский загнутый крест — свастику.
Наш символ должен выявлять нашу основную идею — российский национализм, бескомпромиссный в своем обхвате всех народов, строивших вместе наш Дом — Российскую Державу. Для нашей Матери — России расизм слишком узок. Она задолго до нас вышла уже на просторы общечеловеческого.
Но наш национализм не может уже быть только охранительным, как у двух счастливых в этом отношении, современных нашему национальных движений, фашизма и хитлеризма.
Все, что нужно было охранять, погибло в великом пожаре, на глазах у тех, кто и здесь продолжает цепляться за внешнее и обветшавшее.
Нам придется строить наново.
Поэтому мы и символ свой берем из той поры, когда создавалось наше государство, когда в трудах мирного строительства и в блеске ратной славы и доблести наши предки — славяне и варяги, замешали благородный сплав народов и положили начало России — российскому простору и мощи. <...>
<...> Мы берем своим символом <...> — знак первых строителей государства, родовой знак варягов, что, рассеявшись по всем концам нашей земли, олицетворяли в то время ее единство, работали для этого единства, предопределили раз навсегда наш путь. <...>
Лишая украинства права исключительного пользования нашим общерусским знаком, мы возвращаем ему подобающее ему место. Памятник былой общерусской славы снова делается символом общероссийского дела.
Мы — варяги грядущей России. Наш Союз, новая дружина, объединившаяся для трудной и великой работы. И на наших стягах, на трехцветном поле будет сверкать магическая вязь старинного знака, такого же старого, как наша история и наша слава. <...>
№ 18. Из статьи М.А. Георгиевского «Эмиграция и революция» [311]
ноябрь 1936 г.
<...> После мировой войны началась мировая революция. Буря свирепствует на океане, а не в закрытом русском море. <...>
Новый социальный порядок в процессе этой мировой революции родится не в Москве, а везде там, где начинают действовать самоотверженные и благородные реформаторы, признавшие гниль либерального капитализма и ложь бесчеловечного коммунизма.
Во главе этой плеяды борцов за новый социальный порядок и прочный социальный мир стоят — Хитлер, Муссолини, Салазар, но за ними идет целый ряд других строителей, одушевленных теми же идеями.
На широких просторах мировой революции нет места вообще для эмиграции, ибо нельзя выйти за пределы борьбы. <...>
Русская эмиграция в массе своей проглядела, что мировая революция уже вступила в свою вторую фазу. Революционное одушевление и созидательная инициатива теперь на стороне национально-социальных реформаторов. Сторонники либерально-капиталистического и социалистического мировоззрения одинаково отброшены в лагерь реакционеров.
Недаром так трогательно и подло объединились они на линии «Народного Фронта». [312]
Сделала ли русская эмиграция свой выбор или на всем протяжении вселенского пожарища она продолжает оставаться «внутренней эмиграцией». <...>
Эмиграция остается пассивной и реакционной по существу своему. <...>
У такой эмиграции будущего нет. Будущее принадлежит революционерам, пророкам, пролагателям новых путей. <...>
<...> Нелегко было нам даже организоваться. Мы все знаем, что нашу мировую организацию мы построили сверху донизу своими силами и на свои ничтожные средства. Наша революционная работа началась в условиях скандальных провалов действовавших до нас организаций. Сколько раз нам еще и еще приходилось убеждаться на горьких неудачах, что только полное отмежевание может обеспечить нас от непростительных ошибок. <...>
Многое нам нужно еще сделать, много будет еще и затруднений и неудач. Но сделано главное — изжита эмигрантская косность.
На русском участке мировой революции наступает тоже новый «этап борьбы». «Якобинцам» из Кремля противостоит уже не эмигрантский страус, закладывающий свою многодумную голову то под правое, то под левое крыло, а революционная смена.
Наша Армия Социального Мира — Национально-Трудовой Союз дает свое, «третье решение» современного кризиса — идею национально-трудового солидаризма. <...>
На знаменах наших начертаны освященный древностью и славой Трезуб. Над нами звучит вольный напев нашей песни:
«Смерть не страшна, когда зовет Россия, Мы не одни — восстанет вся страна. И отдавая жизни молодые, Мы знаем, нам победа суждена».