Учение Платона о бытии и знании
Раздел 6. Платон: основание философского идеализма
Философию Сократа продолжил, углубил и развил до последовательной системы объективного идеализма его ученик Платон. Он родился и умер в Афинах (427-347 г. до Р.Х.) . Настоящее имя философа – Аристокл. Платонже – это его псевдоним, указывающий на полноту, широту. Происходил из царского рода Кодров, а по матери род его восходит к Солону Афинскому.
Свою знаменитую Академию Платон основал после 388 г. до Р.Х. Она получила своё имя от Академа – мифологического афинского героя, указавшего Диоскурам, где была укрыта их сестра Елена, похищенная Тесеем. Считалось, что Академ похоронен в священной роще к северо-западу от Афин. В 4 веке до н.э. в этой роще учил Платон, потом его ученики, и их школа получила название «Академия».
Опираясь на учения предшественников, Платон создаёт первый в истории западной культуры всеобъемлющий философский синтез. В его сочинениях систематически объединяются проблемы бытия и строения Космоса, знания и истины, доброты и высшего блага человека. Все главные философские проблемы объединяются в целостное учение, изложенное в прекрасной художественной, драматической форме. Платон на многие века определил европейское понимание духовности человека. Он – первый философ, сочинения которого дошли до нашего времени практически полностью и донесли до нас всё богатство этого первого расцвета европейской философии. Это 34 диалога: «Критон», «Федон», «Кратил», «Парменид», «Филеб», «Протагор», «Горгий», «Пир», «Критий» и др., а также «Апология Сократа», «Государство», «Законы», «Политик».
Эволюцию философского творчества Платона можно разделить на три периода:
1. Этико – политическая проблематика. В этот ранний период он совершает поезду в Сиракузы к тирану Дионисию I в целях создания своего «идеального государства».
2. Онтологические, космические аспекты философии фюсиса (природы).
3.Философия сверхчувственного (метафизика).
Самое важное – это то, что Платон – основоположник философского идеализма, точнее – объективного идеализма в европейской философской традиции. В этом – сущность платонизма – влиятельнейшего течения во всей последующей истории европейской культуры. В данной лекции нас и будет интересовать – что такое «идеализм» в философии, в чем состоит его смысл, секрет его тысячелетней значимости и привлекательности для многих его сторонников и продолжателей?
Платон опирается на предшествующий опыт досократиков, софистов, Сократа. Как и первые натурфилософы, он ищет первооснову всего существующего, архэ, вечное во временном, неизменное в изменчивом. У Гераклита заимствует мысль о непрерывной «текучести» всего телесного, чувственно воспринимаемого мира. У Парменида – идею умопостигаемого Единого – немножественного, неподвижного бытия. У пифагорейцев – идею числа, или формы, как первоначале, которое вносит порядок в бесформенно-текучую материю. Учитывает опыт софистического отрицания бытия и значение человеческой субъективности. Наконец, Платон испытывает глубочайшее влияние Сократа, его поисков всеобщего, объективного и общезначимого в самой субъективности, в сознании и жизни человека.
Главный вопрос, вокруг которого «происходит нечто вроде борьбы гигантов», Платон ставит так: что есть истинное бытие или сущность? «Что всегда существует и никогда не становится и что всегда остается, но никогда не существует» (Тимей). Как и другие античные философы, Платон смотрит на мир «в аспекте вечности»: истинно сущее в мире – то, что вечно и неизменно. Одни, продолжает он далее, признают тела и «сущность» за одно и то же, другие же утверждают, что сущность – это некие умопостигаемые и бестелесныеидеи (Софист). Так что же это такое знаменитые платоновские «идеи»?
Поскольку у самого Платона нет какого-то целостного текста об идеях и мысли его разбросаны в различных диалогах, попытаемся реконструировать ход мысли философа. «Тело» - это то, что существует в пространстве и времени, т.е. имеет протяженность (размер), и изменяется, имеет части, действует на наши органы чувств и вызывает в нас ощущения и имеет соответствующие чувственные качества (например, твердость, цвет, запах и т.п.). Тела, согласно Платону, никак не могут быть «сущностями», истинным бытием, т.к. они постоянно «текут», изменяются.
Однако то, что непрерывно изменяется, как заметил Гераклит, «и существует и не существует». То, что изменяется, не равно самому себе, так что никогда нельзя сказать, что же, собственно, существует, след.,сущность тела (материи) – «инаковость», постоянная нетождественность самому себе. Поэтому они не могут быть «бытием», истинно сущим. Истинное бытие – вечно и неизменно. Отметим, что греческое слово «сущность» (ousia) образовано от глагола «быть» (einai). Так же, кстати, как и аналогичные понятия русского языка «существовать», «сущее», «сущность».
Идеи, или эйдосы, бестелесны, т.е. не существует в пространстве, не имеют протяженности, не составлены из частей, не изменяются во времени, не действуют на наше тело (т.к. от них не отделяются никакие их части, «идолы») и поэтому не воспринимаются органами чувств. Их можно «увидеть» лишь умом («умозрительно»), ведь и само слово «идея» означает «то, что видно». Так и обыденное сознание интуитивно различает саму отдельную вещь и «идею» (понятие). Молотком можно забить гвоздь, а идеей молотка - нет.Идея автомобиля предшествовала появлению первых автомобилей. Их много, а сама идея – одна, хотя она и воплощается (материализуется) во множестве различных машин. Вещь может быть разрушена или возникнет, ноидея вещи, её суть и смысл, не может ни появится, ни исчезнуть – она есть нечто более устойчивое, прочное, чем отдельные вещи, именно поэтому она и есть истинное «бытие». Платон, делая подобные выводы, идет дальше, утверждая, что и все вещи природы имеют свою идею, и эта идея не есть лишь одно человеческоепонятие. Наши субъективные понятия есть в уме человека лишь потому, что есть объективные и самостоятельно существующие идеи вещей вне ума. И если реальны отдельные вещи, то их общая сущностьтем более есть нечто объективно - реальное.
«Идеи» Платона существуют сами по себе, до, вне и помимо человека, абсолютно. Поэтому позицию Платона называют объективным идеализмом.
Поскольку идеи «субстанциональны», а вещи и внутренний мир психической жизни – не самостоятельны, то они – вторичны, производны, имеют своё основание, причину вне себя. Эйдосы – это прообразы, архетипы, «порождающие модели» зримых телесных воплощений, идеальные, совершенные образцы, которые вечно текучая «инаковость», материя, стремится воплотить, «о-предметить» в себе. Всякая вещь существует лишь благодаря некоторой «причинности» общему, идеям, благодаря «подражанию» (мимесис) идеям. Идея как бы раздробляется и рассеивается в материи на множество несовершенных подобий. Подобно тому, как одна и та же Луна отражается в тысячи рек и озёр. Сама же идея проста, едина, неделима, неизменна, её отражение в материи – множественно и текуче, временно и несовершенно.
Эти размышления Платона синтезируют позицию Гераклита и Парменида. В самом деле, оба философа разделяют и противопоставляют единое и множественное, текучие и неизменное. Парменид говорит: изменение не истинное, истина неизменна. Гераклит же оспаривает: истина – изменение, неизменность – видимость. Платон же исходит из более глубокой, диалектической мысли: всякое изменение существует и воспринимается лишь благодаря бытию и мышлению неизменному. Всякое неизменное обнаруживается лишь в изменении, и наоборот. Если мы не относим два различных ощущения к одному и тому же предмету, то мы не говорим об «изменении». Всякое изменение вещи мы замечаем лишь на фоне её определенности, устойчивого и неизменного в ней, или – ее «идеи».
Платоновский «эйдос» обозначает тот факт, что мы видим сам предмет, хотя в каждый момент нам непосредственно даны в чувственном восприятии только частичные чувственные образы, которые непрерывно сменяются другими образами. «Сам» предмет, следовательно, нам никогда не дан «целиком» в чувственном восприятии. Ведь «сама» вещь всегда больше, чем вся совокупность её возможных восприятий. Всякая вещь«неисчерпаема». Эта вещь «сама по себе» и есть платоновская «идея» предмета, или «сам» предмет «поистине, на самом деле».
В любом осознанном восприятии внешнего мира мы всегда что-то «домысливаем», «примысливаем» к тому, что ощущаем. Иначе мы не «понимаем», что мы видим, к чему относится наше ощущение. Знаниепарадоксально: мы ничего не можем узнать о вещах, не воспринимая их чувственно, но в любом осознанном восприятии мы «видим» именно то, чего нет ни в каком восприятии. Так, звук сам по себе есть только волнообразное колебание воздуха, но в нашем восприятии звук есть нечто «большее», например, мы «слышим» в нём угрозу, или определенное настроение, или надежду и т.п. и это тем более важно в научном отношении, с точки зрения познания сущности тех или иных явлений и процессов. Или пример самого Платона: мы можем увидеть равенство двух брёвен только потому, что имеем идею равенства. Но идею равенства невозможно себе и «представить» чувственным образом. Говоря о «равенстве» вещей, явлений, процессов, мы говорим о том, чего в самих вещах и в их восприятии (в опыте) нет и быть не может. Видим мы тела, а говорим о бесконечной сущности (равенстве).
Иначе говоря, логические формы первоначально реализуется не в речи, а именно в опыте всякоговосприятия внешнего предмета. Т.о. у человека ум всегда так связан с чувственностью, что без него люди не в состоянии «схватить» эти ощущения в единство восприятия и знания о «вещи». Недаром К. Маркс говорил о «чувствах-теоретиках».
Именно эти коренные философские проблемы впервые осознаются и решаются в платоновской теории идей. Платон совершает то, что сам назвал образно «второй навигацией». В безветрие, когда невозможно идти под парусами, древнегреческие корабли переходили на управление вёслами. Такое движение называлось второй навигацией.
В образной системе Платона первая, «парусная», навигация символизировала постижение мира на основе чувств, а вторая – связывалась с умозрением и метафизикой как способностью к самостоятельному автономному движению мысли. Платон обосновывает метафизику идеальной реальности.
Платоновская «идея» есть то, что «видит» (мыслит) ум при помощи чувств. Эйдос буквально означает «вид», видимый «облик», или «лик» вещи. Эйдос – это «форма», это – «понятие», это – «сущность», это – «смысл» вещи, или её «идея». Эйдос – это определённость того, что мы видим. Всё это разные слова для обозначения одного и того же. Глядя на предмет, мы спрашиваем: что это такое? Помыслив и оказав это, мыопределили, что я вижу, схватили «чтойность» вещи, ее суть. Тем самым мы схватили чувственное многообразие как нечто одно, как единство различного. В русском языке слово «вид» означает и видимую форму (очертание, фигуру) и совокупность родственных, похожих вещей. Получается, что в акте определения того, что мы видим, мы, во-первых, синтезируем многообразие своих ощущений, относя их к одному предмету (к «лошади», к «треугольнику») и, во-вторых, относим этот предмет к некоторому виду сходных предметов, к ряду вещей, в которых данная лошадь есть лишь один из многих индивидов.
Однако Платон истолковал эйфорию своего открытия так, что общее или единство тождественных вещей есть не понятие человеческого ума (абстракция), а подлинная реальность и что общее существует само по себе, до, вне и независимо от единичного. Этот особый идеальный мир сам Платон образно – метафорически помещает в мир Гиперурании. Урания – одна из девяти Муз, покровительница астрономии, и, одновременно, Урания – эпитет Афродиты Небесной, богини Любви и Красоты. Этим образом, видимо, Платон отделял мир идеальных сущностей от пассивной и бренной материи, наделяя истинный мир идей – эйдосов неземной красотой и совершенством.
Платон, вместе с тем, не оставляет своим вниманием и мир материальный, создавая свою структуру мира. В диалоге «Тимей» философ, стремясь объяснить происхождение космоса, творит грандиозный миф. Он рисует фантастический образ Демиурга (Демиург – греч. «народ» и «работа», изначально мастер, ремесленник, гончар, который имеет дело с «гиле», с материей). Демиург Платона – это творец, зодчий космоса, который, взирая на мир идей и имея под рукой всегда пассивную материю, восхотел, чтобы Добро не оставалось лишь в мире идей, а имело хоть какой-нибудь отблеск в вещественном мире, который он и создает. Демиург создает единственный мир, оживлённый и направленный Мировой душой. При этом, однако, деянию Демиурга сопротивляется Необходимость (Ананке).
Материя же Платона состоит из стихий воды, воздуха, огня и земли, к которым он добавляет материю неба, пятый элемент, квинтэссенцию. Согласно ему частицы огня имеют форму тетраэдра, частицы воздуха октаэдра, частицы воды икосаэдра, частицы земли – кубическую форму (гексаэдра). Пятый же элемент состоит из частиц, имеющих форму додекаэдра.