Социально-политическое учение Платона. Платон первым из греческих мыслителей создал систематическое учение о государстве и

Платон первым из греческих мыслителей создал систематическое учение о государстве и обществе. Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство «возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...». в государстве и душе каждого человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души: разумному, волевому и вожделеющему – в государстве соответствуют совещательное, защитное и деловое начала. Каждый член идеального государства выполняет функции, определяемые его преобладающей частью души. Так создаются три сословия: философы-правители, воины-защитники и производители – земледельцы и ремесленники. У философов доминирует разумная часть души, у воинов – воля, у ремесленников и земледельцев – чувственность и влечение, которые должны быть управляемыми.

Три сословия в государстве соотносятся с тремя основными добродетелями: мудрость – добродетель правителей-философов, храбрость – воинов, умеренность – народа. Четвертая, наивысшая – справедливость – олицетворяется с самим идеальным государством.

Государство может быть идеальным лишь в том случае, если каждое из трех сословий выполняет свои задачи и не вмешивается в дела других.

Согласно Платону, в государстве возможны три формы правления: монархия, аристократия и демократия. Каждая из форм может быть законной и незаконной. Все существовавшие в его время формы правления он так же делил на приемлемые и регрессивные (упадочные). Наиболее приемлемая форма после идеального государства – аристократическая республика.

К регрессивным формам государственности относится тимократия (власть военных), примером которой может служить Спарта. Ниже тимократии – олигархия (власть богатых). Далее демократия и тирания. Демократия – это власть толпы, в которой низменные инстинкты массы торжествуют над разумом. Тирания представляет собой господство интересов и пороков одного человека над интересами государства и справедливостью.

Причиной гибели всех форм государства являются внутренние противоречия. Для их предотвращения необходимы умеренность во всем и средний достаток. Платон осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность как причины. Вызывающие народные волнения и крах государства.

Социально-этическая концепция Платона опирается на его понимание души. Для достижения высшей цели – справедливости – необходимо следовать врожденным добродетелям. Привить соответствующие навыки призвана система воспитания идеального государства, которая в первую очередь должна быть обращена на сословие воинов и правителей.

Философия Аристотеля.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) – один из величайших философов Античности.

Первоначально находился под сильным влиянием идей Платона, так как был его учеником, но постепенно освободился от влияния, затем подверг его критическому анализу и создал собственное философское учение. Главным философским сочинением Аристотеля является «Метафизика».

В первую очередь, Аристотель выясняет, какая наука должна изучать бытие. Все науки изучают различные стороны, свойства бытия. Единственной наукой, которая, абстрагируясь от отдельных свойств бытия, стремится познать его сущность, является философия. Следовательно, предметом философии является сущее как таковое.

Сущим является то, что лежит в основе: в первую очередь это материя, во вторую – понятие и форма, а на третьем месте – то, что состоит из материи и формы. Таким образом, сущее имеет четыре измерения: форму, материю, начало движения(движущую причину) и цель.

Материя как таковая очень неопределенная: она составляет возможность, и только с помощью формы она превращается в действительность. Так же дело обстоит и с началом движения и целью: начало движения – возможность, а вместе с целью образует действительность. Возможность и действительность являются двумя основными состояниями сущего.

Сущность является причиной не только реально существующего, но и будущего бытия. Аристотель выделяет следующие первопричины:

- сущность и суть бытия, благодаря чему вещь таковая, какова она есть;

- материю и субстрат – то, из чего все возникает;

- движущую причину, означающую принцип движения;

- достижение поставленной цели и блага как закономерный результат деятельности.

Аристотель – отец логики в современном понимании. Он выявил основные правила логического мышления, сформулировав из в виде законов логики, и исследовал формы логического мышления (рассуждения): понятие, суждение, умозаключение, доказательство, опровержение.

Аристотель разработал учение о знании правдоподобном и вероятном, или диалектическом, ведущем к знанию достоверному, или аподиктическому. Диалектическое знание опирается на чувственное восприятие и опыт и дает лишь вероятностную и правдоподобную картину. Истинное знание достигается не с помощью чувственного восприятия или путем опыта, а благодаря деятельности ума. Аподиктическое и диалектическое знания связаны между собой.

Наши рекомендации