Уровни региональной политики
Наднациональный–региональная политика ЕС;
Национальный– региональная политика центральных (федеральных в РФ) властей;
Субнациональный (региональный) - политика региональных (субъектов РФ) властей;
Муниципальный уровень - местная (муниципальная) социально-экономическая политика.
9. Принципы государственной региональной политики:
Общесистемные: гуманизм, демократизм, социальная ориентированность, системность, разделение властей, «обратная связь», законность, информационная достаточность, целенаправленность.
Национальной региональной политики: ориентированность на самодостаточность региона, децентрализация власти, равноправие регионов, сочетание экономического развития с социальными преобразованиями, субсидиарность (децентрализация решений), территориальная дифференциация, учет внешних факторов.
Принципы политики региона:
А) макроэкономические (регион – подсистема национальной экономики): соответствие принимаемых решений общей стратегии развития страны, государственная поддержка приоритетных для региона отраслей экономики и хозяйствующих субъектов, прозрачность в принятии управленческих решений, развитие конкурентных отношений.
Б) территориальные принципы (регион – относительно самостоятелен, власти региона обладают собственными функциями и полномочиями): социальная консолидация, согласование интересов, устойчивость, сбалансированность, безопасность, комплексность.
Принципы РП ЕС включают:
· концентрацию, означающую группировку принимаемых мер вокруг приоритетных целей, чтобы обеспечивать тесную координацию РП;
· партнерство в работе Еврокомиссии и соответствующих органов власти на страновом, рег и местном уровнях на всех стадиях деятельности;
· дополняемость, в соответствии с которой все мероприятия фондов ЕС софинансируются со стороны стран-членов (из нац и рег бюджетов, а также др источников в том числе средств частных компаний);
· субсидиарность, задачи должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их решение возможно и эффективно (децентрализация)
· программный характер под которым подразумевается что в течение нескольких лет средства используются в региональных программах нацеленных на решение конкретных проблем, а не в множестве безликих страновых проектов.
· наблюдение – использование фин средств ЕС подвергается жесткой оценке, аудитированию и контролю, с целью обеспечения целевого и точного использования денежной помощи.
Генетический подход к формированию РП
Позволяет выявить генезис и эволюцию рег систем, т.е. соц-геогр пространства в процесс истор развития.
Познание хода развития региона, его пространств общностей дает возможность объяснить особенности его совр состояния, определить перспективы развития.
Большое значение имеет изучение реликтов, традиц природопользования коренных народов, аэрокосмич снимков, сделанных в разн годы.
Изучение генезиса и эволюц процессов необходимо например для выявления закономерностей размещения произв и инфр объектов, их концентрации и рассеивания, хар-ра перемещений, сущности воспроизв процессов.
Геосистемный подход к формированию РП
В рег исследованиях его использование позволяет более глубоко изучить строение слож объектов, образованных из более простых, органически связанных между собой.
К геосистемам относятся цельные образования, множества взаимосвязанных элементов, функционирование которых зависит от их расположения на терр и от свойств окр прир среды.
В основе любой геосистемы, ее подсистем лежит функционирующий элемент, выполняющий опр функции и не подлежащий расчленению в процессе решения поставленной задачи. Его связи с внеш средой познаются на «входе» и «выходе».
По хар-ру связей на «входе» и «выходе» геосистемы подразделяются на открытые (имеет место широк обмен с окр средой), закрытые (обмен только массой, но не энергией) и изолированные (приток или отток массы и энергии отсутствует).
Способность геосистем реагировать на внеш воздействия позволяет говорить о возвожности управления ею.
Геосистемам свойственно иерархичность, т.е.опр самоподчиненность. С нею непоср связаны принципы организованности и управляемости (ex.поселение-регион-страна).
Проблемный подход к формированию РП
Проблема – это барьер, трудность, стоящая перед человеком, организацией, регионом, обществом на пути к достижению цели.
Проблем хар-р рег исследований всегда был свойственен отечеств науке. Особенно он стал актуальным в условиях индустриализации страны, освоения вост и север терр (Четыркин 1967 – концепция «узловая хоз проблема района»).
Понятие о проблеме как концентрированном выражении противоречий пространств-врем развития составляет сущность пробл подхода. Его хар черта – комплексность, системность.
Проблемы оказывают детерминирующее воздействие на целеполагающую деят-ть людей.