Понятие правовой культуры и проблемы ее формирования; правовой идеализм и правовой нигилизм

Правовая культура - это качество правовой жизни общества и степень гарантированы ости государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.

Правовую культуру определяют: степень развитости правосознания населения; уровень развития правовой деятельности; степень совершенства всей системы правовых актов.

Высокая степень развитости правосознания характеризуется: признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение и зашита его прав и свобод; осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважение к правам и свободам других людей; правовой установкой граждан на правомерное поведение; знанием гражданами норм конституции, положений важнейших законов и иных нормативно-правовых актов; широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права; позитивным отношением к суду.

Высокий уровень развития правовой деятельности предполагает: наличие сильной юридической науки; качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля; вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом; высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности; соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве; развитость и совершенство государственного аппарата; авторитет суда как в системе органов государственной власти, так и среди населения; наличие гарантий независимости судебной власти; демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учет приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров; высокое качество правоприменительной деятельности.

Совершенство системы правовых актов достигается благодаря: наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции; соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых (подзаконных) актов - законам; четкой иерархии нормативно-правовых актов; высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.

Правовое воспитание - это формирование у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Основными направлениями правового воспитания являются: формирование правосознания и правовой культуры в семье; обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе; профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях юридического (и родственного) профиля; самовоспитание; распространение правовых знаний средствами массовой информации; выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы; осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами; создание компьютерных баз данных ("Гарант", "Консультант-плюс", "Кодекс"), распространение правовой информации через Интернет.

Правовой нигилизм - негативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения.

В современном российском обществе выделяются различные формы проявления правового нигилизма.

Прямое сознательное нарушение законов и подзаконны актов: умышленные уголовные преступления; гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения; осуществление преступной деятельности в организованных формах; сращивание преступного мира и части госаппарата; распространение криминальных отношений в обществе (рэкет и т. д.); контроль организованной преступности за частью бизнеса; давление, шантаж, заказные убийства представителей частного бизнеса и государственных структур.

Массовое неисполнение и нарушение правовых норм: незнание либо игнорирование права гражданами на бытовом уровне; неисполнение законодательства госорганами; прибегание гражданами к неправовым способам споров.

К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся: укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов); реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов; гарантированность прав и свобод человека; совершенствование правовой системы; повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности; обеспечение в стране правопорядка; правовое воспитание.

Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.

Основными формами проявления правового идеализма являются: нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление "писаного" и "неписаного" права); слепая вера граждан в "хорошие законы", которые способны быстро изменить жизнь; буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом; идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов); неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, например: личные, семейные, отношения в детском коллективе); увлечение формальной стороной права (например при рассмотрении многих судебных дел).

Основными путями борьбы с правовым идеализмом являются: укрепление режима законности в стране; гарантированность прав и свобод граждан; уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества; уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов; усиление реалистичности юридический науки; создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов; правовое воспитание.

Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимосвязанные явления. Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.



44. Понятие формы (источника) права, их виды и характеристика.

Если исходить из общераспространенного значения термина "источник", то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев - отсылка к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только "сердцевина" дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, "ratio dcidendi". Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.

Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Нормативный акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).



45. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой актпредставляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов . Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты .

Законом называется нормативно-правовой акт , который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1) закон – одно из основных источников права;

2) установлен особый порядок принятия;

3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

4) регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт , который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов . Этот закон имеет следующие особенности:

1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

4) особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт , который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты » является собирательным.



46. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Наши рекомендации