Правовой нигилизм: понятие, исторические корни. Правовой идеализм.

Правовой нигилизм и правовой идеализм – это формы деформированного правового сознания или его виды.

Правовой нигилизмсамо слово о себе говорит. Это негативное отрицательное отношение людей к правовым ценностям. Он бывает разным. Например, анархисты –открытыеправовые нигилисты они считают, что власть, право – это зло и его надо похоронить. Демократы некоторые (Чернышевский, Толстой Л.Н.) также считают, что право не представляет собой большой ценности, и играть видную роль в жизни людей и общества. В России правовой нигилизм получил очень широкое развитие. Потому что такова история Российского государства. У нас власть никогда не ставила право в качестве большой ценности. Главным была власть. Даже диктатура пролетариата практически утверждала идею, что эта власть может быть не связана никакими законами.

Правовой нигилизм может выступать в 2-х формах:

  1. теоретическая(идеологическая)– когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более права отдельного человека.
  2. практическая– когда происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).

Причины правового нигилизма:

  1. Законы не соответствуют интересам граждан.
  2. Исторические корни.
  3. Различные научные концепции (теория отмирания права в социалистическом государстве, теория естественного права).

Проявления правового нигилизма:

  1. В правотворческой деятельности:

а) "война законов".

б) подмена законности идеологической, политической целесообразностью.

в) нарушение прав человека.

  1. В сфере реализации права:

а) прямое нарушение действующего законодательства.

б) повсеместное и массовое неисполнение юридических предписаний (в особенность властью на местах).

в) конфронтация представительных и исполнительных структур власти.

Идеализмэто вторая крайность переоценка роли права в жизни общества.Правовой идеализм (фетишизмили романтизм)- это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будутидеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, чтоеще и сегоднямногие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

Многие безоглядно верят в силу правовых норм (как это не странно). Основными причинами правового идеализма являются непониманиезаконов общественного развития, незнаниетого, как социальные факторы (включая законы) взаимодействуют в обществе. Приверженцы этого течения заявляют, что надо издать совершенные законы и все проблемы будут моментально решены. Это не правильно, такого быть не может. В нашей стране правовой идеализм большого развитияне получил, а в Западной Европе он получил широкое распространение, потому, что буржуазное мировоззрение – это юридическое мировоззрение. А там буржуазные отношения получили классическое развитие и

воплощение, поэтому и правовой идеализм получил и получал определённое распространение.

Если правовой нигилизмозначает недооценку права, то правовойидеализм —его переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями —юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют как бы«удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной медали».

В конце ХIХ в. в России наблюдался процесс нарастания правовового нигилизма. А.И. Герцен писал еще в начале 50-х годов, что правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своеобразной школой. Вопиющая несправедливость одной половины законов научила народ ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в народе всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был,- полагает А.И. Герцен, — обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно также поступает правительство.

Как известно, Л.Н. Толстой относился к праву отрицательно, отождествляя его с возведенной в закон волей тех, кто находится у власти.

По мнению славянофилов, право заменяло человеческую совесть полицейским надзором. Так, К. Аксаков считал, что русский народ не стремится к государственной власти, политическим правам, являясь народом «не-государственным».

Главным мотивом вышеприведенных выводов было убеждение в несовместимости права и нравственности

весьма распространенной была точка зрения, что правовой нигилизм в России усилился под влиянием глубокого кризиса «юридического мировоззрения» на Западе, где идеология естественного права в тот период была фактически мертвой, а «правовое мировоззрение» считалось устаревшим, не выдержавшим кризиса. Исключительная прогрессивность приписывалась социализму. Преждевременное увлечение последним оказалось впоследствии одной из значительных помех на пути развития правовой культуры в России.

Можно полагать, что в русском правовом нигилизме следует видеть двойственную историческую природу: исконно русскую и привнесенную в Россию с Запада.

Наши рекомендации