Геополитика и талассократии
В античную эпоху зародились две концепции целостности земной поверхности, континентальная (Птолемей) и Мирового океана (Эратосфен, Посидоний и Страбон). В основе континентальной концепции лежала предпосылка о преимущественном распространении суши и внутренних морях (океанах). Концепция Мирового океана, исходившая из единства морей и океанов, была окончательно возрождена в эпоху Великих географических открытий.
В средневековье появляются труды, призванные обеспечить геополитические задачи господства на морях, колонизации новых земель и потребности морской торговли. В 1650 г. в Голландии издается труд Б. Варениуса «География Генеральная». В предисловии автор отмечал, что «двояка есть география», представляющая единство общей (генеральной) географии, изучающей «земноводный круг» и частной (собственно) географии, описывающей страны. Континенты и океаны рассматривались как единый «земноводный круг». Труд Б. Варениуса способствовал формированию геополитического мышления в целях обеспечения морской военной и торговой мощи Голландии. Не случайно 10-80-е годы ХV11 века вошли в историю как голландский период господства на море, когда в этой стране было сосредоточено 70% мирового торгового флота.
В дальнейшем развитие многих национальных географических школ был подчинено обеспечению морского могущества государств. Первая российская географическая школа Ломоносова — Татищева способствовала выполнению важнейшей государственной задачи — колонизации огромных территорий и росту морского могущества Империи, прочно ставшей на балтийских, черноморских, дальневосточных, арктических берегах морей трех океанов. Отсюда потребности в развитии морского военного и торгового флота, строительстве портов. Великий помор М.В. Ломоносов в своих трудах уделяет большое внимание освоению Арктики и северного морского пути на Восток.
Географ и социолог Л.И. Мечников (1838-1888) в конце Х1Х века в труде «Цивилизация и великие исторические реки» (1898) изложил географическую теорию прогресса и социального развития, в которой одним из первых обратил внимание на демографическую и экономическую аттрактивность (притягательность) крупных природных контактных зон (побережья рек, морей и океанов), показал их роль в освоении человеком материков.
Мечников установил следующие периоды человеческой истории: речной, морской (средиземноморский) и океанический. Речной период или древние века охватывает историю речных цивилизаций: Египетской (Нильской), Месопотамской (Тигро-Евфратской), Индийской (Индо-Гангской) и Китайской (долины рек Хуанхэ и Янцзы). В истории древних речных цивилизаций различаются две эпохи: изолированных культур и первых сближений между ними.
Средиземноморский период или средние века занимают 25 столетий от основания Карфагена до Карла Великого и подразделяется на две эпохи: средиземного моря (Финикия, Карфаген, Рим, Греция) и нескольких внутренних морей, включая присоединение Черноморья к «общему культурно-историческом движению».
Океанический период или новые века характеризуются заметным перевесом государств Западной Европы на атлантическом побережье. Этот период делится на атлантическую эпоху от открытия Америки до «золотой горячки» в Калифорнии и начинающуюся всемирно-историческую эпоху.
Известный русский географ А.И. Воейкова (1842- 1916) в статье «Сравнение бассейнов Атлантического и Тихого океанов» (1904) дает характеристики восточных частей материков (западных берегов океанов) и западных частей материков (восточных берегов океанов). Воейков оспаривает мнение, что в ближайшем будущем преимущества в морской торговле и главные торговые пути перейдут из Атлантического в Тихий океан. Указывая, что величина океана сама по себе не составляет преимущества, автор выделяет несколько неблагоприятных для Тихого океана обстоятельств: малая изрезанность его берегов, небольшое число внутренних и средиземных морей, незначительные размеры прилегающих речных бассейнов. В торговом отношении отмечается преимущества Атлантического океана, в бассейн которого входят три огромные равнины: русская, северо-американская и южно-американская, связанные с ними три больших «пшеничных поля», «кукурузное» и «хлопковое» поля.
Изложенные в первой главе концепции Альфреда Мэхена и Николаса Спайкмена «Римленд» стали географическим фундаментом западного атлантизма, где особое место занимают представления о барьерных и контактных функциях береговой зоны морей и океанов. Последователь и ученик Спайкмена Д. Мэйнинг делит евразийский римленд с учетом функционально-культурных особенностей на талассократический, теллурократический и нейтральный блоки. Сторонники этой концепции особо выделяют историческую роль морских цивилизаций, от которых внутрь континента поступают культурные импульсы. Поэтому в евразийской геостатегии США главная задача заключается в объединении разрозненных береговых зон в единый «дисконтинуальный пояс».
История человечества неразрывно связана с береговой зоной — геополитическим и геоэкономическим плацдармом освоения континентов и Мирового океана. Особенно велика историческая роль морских торговых путей (транспортного обмена посредством морской среды) в обеспечении массового географического разделения труда. Перевозка грузов по морю имеет большие преимущества, здесь минимальные приведенные затраты, самая низкая себестоимость в расчете на единицу перевозимого груза. Среди исторических океанских коммуникаций необходимо выделить торговые пути в Вест-Индию и Индию (вокруг Африки), Южно-Азиатский или Великий муссонный путь и многие другие, функционирующие с учетом природных особенностей морей. Например, на Великом муссоном пути кораблевождение было подчинено режиму муссонов, отличающихся сезонным постоянством и вызывающим муссонные поверхностные морские течения. Это позволяло парусным торговым судам плавать в оба направления с учетом времен года.
Внешнеторговые морские пути способствовали колонизации приморских районов Евразии и формированию крупных портовых центров с преференциальным режимом в Китае, Юго-Восточной Азии, Индии, Ближнем Востоке и Средиземноморье.
Наиболее активная колонизация береговой зоны морей и океанов отмечалась в Средиземноморье (финикийская, греческая, римская), в Юго-Восточной Азии (индийская), колонизация Восточного побережья Африки (арабская), побережья Северной Америки (викингами). Наряду с земледельческими цивилизациями Двуречья, Египта, Индии и Китая, в береговой зоне средиземных и окраинных морей возникли «морские» государства или талассократии, осуществлявшие владычество над морем благодаря военная и торговой мощи. Например, оживленная торговля между Западом и Востоком способствовала формированию в Юго-Восточной Азии многочисленных талассократий, среди которых выделялась Великая морская империя Шривиджая (VIII - Х1V вв.).
Исключительно на морских побережьях и островах (архипелагах) формировались греческая и римская цивилизации. Великой морской державой Средиземноморья являлся Карфаген. Впервые раннеклассовое общество сложилось не в материковой Греции, а на островах Эгейского моря, где была создана Минойская цивилизация, собравшая лучшие достижения ойкумены и ставшая колыбелью европейской культуры. Минойская морская держава длительное время контролировала восточное Средиземноморье, а в период расцветам (около 1700 г. до н.э.) её мореходы выходили в Атлантику.
В эпоху великой греческой колонизации (8-6 вв. до н.э.) были основаны многочисленные земледельческие или торгово-земледельческие колонии на побережьях Средиземного и Черного морей. В Северном Причерноморье были созданы крупные колонии греков — Ольвия, Херсонес и Пантикапей. Греки возделывали на плодородных причерноморских землях хлеб и экспортировали его в другие полисы. Соприкосновение и взаимодействие античной и варварской культур в контактной этно- природной зоне привело к появлению неповторимых и своеобразных греко-скифской и греко-сарматской культур.
Античная колонизация, продолжавшаяся примерно тысячелетие (16-6 в. до н. э. ), не смогла стать плацдармом для колонизации вглубь Евразии и Африки. В средневековье индийские купцы создают крупные торговые поселения на побережье морей Юго-Восточной Азии, а аравийские арабы колонизуют восточное побережье Африки, где основывают портовые города-государства Малинди, Момбаса, Занзибар, Могадишо и др.
Высокая мореходная техника позволила древним полинезийцам — людям каменного века — осуществить преднамеренные плавания задолго до викингов и Колумба. Однако малочисленность полинезийцев и слабость экономической базы делали их опыт недоступным для человечества.
Отличительная особенность характерна для пионерной колонизации береговой зоны морей в доколумбовой Америке, где территория первых земледельческих культур протянулась узкой полосой преимущественно вдоль западной оконечности срединной части материка. Здесь находилась колыбель высокоразвитых цивилизаций Нового Света— индейская ойкумена.
Обращает на себя внимание слабая хозяйственная освоенность тихоокеанского побережья Мезоамерики и Южной Америки, заболоченного побережья Юкотана, что дало многим исследователям основание считать о примитивном искусстве мореплавания у коренных жителей Мексики, Чили и Перу. Археологические раскопки последних десятилетий позволили выделить в доколумбовой Америке центры мореплавания в Карибском море и на тихоокеанском побережье Южной Америки в районе залива Гуаякиль. Особенно выделялись достижения майяских мореходов или «финикийцев Нового Света» в освоении островов Карибского моря.
По обе стороны от тихооканского побережья Южной Америки наблюдаются самые большие высотные контрасты в мире: с одной стороны высокогорная система Анд (свыше 6,5 км), а с другой — глубоководные Перуанский и Чилийский океанические желоба (с глубинами до 8 км). Между океаном и Андами по природным условиям выделяются две зоны: пустынных береговых равнин (Коста) и высокогорно-степное и полупустынное нагорье Анд (Сьерра). Древние цивилизации формировались преимущественно в природной контактной зоне приморские равнины — горы, а не на тихоокеанском побережье. Пустынные береговые равнины и всякую землю у морского побережья индейцы называли жаркой землей. Природно-климатические условия этой зоны на значительном протяжении были неблагоприятными для жизни аборигенов Америки и не способствовали развитию земледелия.
Тихоокеанское побережье доколумбовой Америки было слабо заселено и не могло стать форпостом освоения вглубь континента, особенно при отсутствии надежных природных коммуникаций типа река-море и безбрежных просторов Тихого океана.
Таким образом природные факторы ( климат, морские течения и направления ветров, рельеф и многие другие ) играли важную роль в пионерной колонизации береговой зоны морей и океанов. Однако только в период позднего феодализма, овладев техникой мореплавания, наступил звездный час океанов. В эпоху Великих географических открытий (ХV-ХVIII вв.) береговая зона стала плацдармом колонизации вглубь континентов. Европейцы, истребляя коренное население, организовали многочисленные опорные военные и торговые базы на побережье Америки, Африки, Южной и Восточной Азии. С этих краевых или приморских очагов колонизации началась экспансия вглубь континентов.
Колониальная политика осуществлялась, в частности, специально созданными большими привилегированными торговыми компаниями, среди которых выделялись крупные заморские английская, голландская и французская Ост-Индские компании, голландская Вест-Индская и др.
Большая роль в освоении береговой зоны Мирового океана принадлежит Российской империи. Русские Великие географические открытия способствовали колонизации Сибири, побережья Арктики и дальневосточных морей. Заметное место в изучении морских побережий занимает Российско-Американская торговая компания (1799-1868 гг.), учрежденная в целях колонизации Русской Америки, включая Алеутские и Курильские острова. Ей представлялись в монопольное пользование все промыслы и полезные ископаемые, право организовывать экспедиции, занимать вновь открытые земли и торговать с соседними странами. Только в 1804-1840 гг. компания при содействии русского правительства организовала 25 экспедиций, в том числе 15 кругосветных (И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского и др.). Эти экспедиции внести выдающийся вклад в изучение и освоение береговой зоны Мирового океана, включая берега Антарктиды.
В результате Великих географических открытий по выражению Фридриха Энгельса перед взором западноевропейцев предстал весь земной шар и вместе с барьерами малой родины пали «тысячелетние рамки средневекового способа мышления». Перемещение в результате Великих географических открытий торговых путей из Средиземноморья в Атлантику способствовало возвышению западноевропейских стран. Буржуазная цивилизация первоначально начала распространяться вдоль атлантического побережья. В Западной Европе произошла дифференциация на морские и континентальные страны и эти различия будут положены в основу многих более поздних геополитических концепций. Фридрих Энгельс писал о Центральной Европе середины Х1Х века: «...часть Германии отстала от уровня развития Западной Европы. Буржуазная цивилизация распространялась вдоль морских берегов и по течению больших рек. Земли же, лежащие далеко от моря, и особенно неплодородные и труднопроходимые горные местности, оставались убежищем варварства и феодализма».
Вследствие Великих географических открытий и перемещения торговых путей было подорвано могущество талассократий Венеции и Генуе. Одним из крупнейших европейских центров колонизации заморских земель стала испанская Севилья. Приходит в забвение крупнейшая в мире трансконтинентальная коммуникация - Великий шелковый путь. Усиливается демографическая аттрактивность береговой зоны морей и океанов. Если в рабовладельческую эпоху самые крупные коммуникационные узлы и города мира были преимущественно континентальными или располагались на побережье средиземных морей (Афины с аванпортом, Сиракузы, Карфаген, Александрия, Рим с аванпортом и др.), то в средневековье мировые городские полюса сместились на побережье окраинных морей (Нанкин, Лондон и др.), а в дальнейшем на берега открытого океана (Нью-Йорк, Токио, Рио-де-Жанейро и др.).
В 1400 г. из десяти крупнейших городов мира с населением более 100 тыс. жителей в береговой зоне окраинных морей выделялись Нанкин и Брюгге с аванпортом, а в средиземноморье — Венеция и Генуя. Столица Китайской империи Нанкин насчитывала около 470 тыс. жителей, являлась одним из крупнейших городов мира и первым большим портом на побережье окраинных морей Мирового океана.
На рубеже ХХ века в мире насчитывалось 11 городов-миллионеров, в том числе 7 приморских, из них 4 было расположено на океанских побережьях (Лондон, Нью-Йорк, Токио, Шанхай). В начале ХХ1 века впервые в истории в десятке крупнейших мегаполисов не будет европейских городов, лидерство перейдет к Азиатско-Тихоокеанскому региону, а все демографические полюса будут расположены на побережье открытого океана или на удалении не более 200 км.
Мировое или региональное лидерство государства зависит от его морской мощи. В зависимости от того, развивается страна «лицом к морю» или нет, меняется её геополитическое и геоэкономическое положение. Это наглядно видно на примере Японии, Великобритании и Китая.
В феодальной Японии были предприняты меры против дальнейшей морской торговли и кораблестроения, что способствовало в дальнейшем отсталости страны. Когда в середине Х1Х века политическая ситуация изменилась, Япония наверстала упущенное. В Великобритании, наоборот в средние века поощрялось кораблестроение, империя заняла ведущее положение в международной морской торговле и стала «владычицей морей», крупнейшей колониальной державой.
В начале ХIII века усиливаются внешнеторговые морские связи Китая со странами Юго-Восточной Азии. Китайские мореплаватели за восемь десятилетий до Васка да Гамы открыли восточные берега Африки (1418 г.), их корабли заходили в гавани Вьетнама, Явы, Суматры, Индии, Ирана и Аравии. Все это способствовало быстрому росту приморских торгово-ремесленных центров. Однако внутриполитическая обстановка в Китае в период Минской династии (после 1436 г.) привела к усилению натурализации хозяйства и сокращению внешних морских торговых связей. Китай вступил на путь самоизоляции, пагубно отразившейся на развитии экономики страны и чреватой для неё гибельными последствиями.
Уровень развития навигационного искусства в Китае ХI-ХIV вв. (применение компаса и др.) позволял китайским мореплавателям не только «оторваться» от берега и выйти в открытый океан, совершать дальние путешествия и стать колумбами Земли значительно раньше европейцев. Но этого не произошло. Кроме социально-политических причин, обусловленных особенностями развития феодализма в Китае, следует обратить внимание на следующее обстоятельство.
Древние и средневековые китайские мореплаватели никогда не пытались пересечь Тихий океан. Природные особенности северотихоокеанского круговорота (течений) и сезонной смены ветров благоприятствовали мореплаванию в морях Юго-Восточной Азии и Индийского океана и ограничивали возможность плавания на восток. Не случайно, многие близлежащие к Азиатскому материку острова были открыты европейцами со стороны Америки.
Исторически анализ целостного процесса освоения человеком земной поверхности свидетельствует о его стадийности. При этом смена стадий преимущественной колонизации вглубь континентов или освоения Мирового океана предшествовали «прибрежные революции», вызывающие рост экономических и демографических полюсов в береговой зоне морей и океанов. В будущем будет происходить дальнейшая концентрация военной мощи, производства и населения в береговой зоне Мирового океана, что обусловлено особенностями его географической структуры. В отличии от континентов, где в результате экономической экспансии происходят территориальные сдвиги в размещении производства и населения, процесс хозяйственного освоения Мирового океана начинается и заканчивается на морском берегу.
В конце ХХ века проявилась новая тенденция в промысловом освоении Мирового океана, характеризующаяся «возвратом» к береговой зоне (континентальному шельфу) с целью воспроизводства биологических ресурсов (развитие марихозяйства, биомелиорация и др.). Вместе с тем, по мере истощения континентальных месторождений топливно-энергетических и других полезных ископаемых, человечество все в больших масштабах обращается к идентичным ресурсам Мирового океана, в первую очередь континентального шельфа. В результате вновь возрастает геополитическое и геоэкономическое положение береговой зоны в качестве плацдарма очередной «прибрежной революции» и новых геостратегических устремлений.
В конце ХХ века стоимость производства и услуг морского хозяйства сопоставима с валовым национальным продуктом крупнейших постиндустриальных стран. Особенно высокими темпами растет добыча нефти и газа на континентальном шельфе, грузооборот морского транспорта и круизное судоходство.