Геополитика и распределение энергоресурсов. Геополитика и нефть

Мировая экономическая обстановка после знаменитого нефтяного шока 70-х гг. прочно утвердила лидирующее место энергоресурсов в мирохозяйственной системе и в мировой политике. Контроль и распределение энергоресурсов на протяжении трех с лишним десятилетий стали самым надежным инструментом влияния в международной политике. движущей силой мировой экономки в ближайшей перспективе остаются нефть и газ.

Уровень цен на главный мировой энергетический ресурс – это фактор перераспределения экономического и политического влияния в мире: высокие цены на нефть способны придать дополнительный импульс экономическому росту в странах с переходной экономикой, получают шанс естественным путем приблизиться к «клубу сильных»;

Нефть обеспечивает около 40% вырабатываемой в мире энергии. Она образовалась много миллионов лет назад в результате разложения планктона крошечных морских животных и растений. Нефть и природный газ называют углеводородами, так как они состоят из двух элементов водорода и углерода. Нефть самый важный и наиболее удобный из современных видов топлива. Такие нефтепродукты, как бензин и дизельное топливо, используются для легковых и грузовых автомобилей и тепловозов. Это вещество широко применяется в промышленности, сельском хозяйстве, а также как важное сырье для производства красок, косметики, лекарств, красителей, удобрений, волокон, пластмасс и синтетического каучука. Многие жилые и промышленные здания обогреваются мазутными котлами. Запасы и добыча нефти измеряются в баррелях (1 баррель = 159 л).

Однако в будущем ситуация кардинально изменится. По оценкам Международного Энергетического Агентства InternationalEnergyAgency, в ближайшие 20 лет до 90% нефти, добываемой из новых месторождений, будет поступать из развивающихся стран. Причем большая часть инвестиций будет приходиться на долю нефтяных компаний, либо напрямую принадлежащих государствам, либо контролируемых ими.

Дело в том, что большинство государств используют подконтрольные им энергетические компании в качестве инструмента достижения определенных социально-экономических и политических целей. В результате, компании обречены становиться менее эффективными - поскольку главная задача любого бизнеса - получение прибыли - в этой ситуации нивелируется или отходит на второй план. Отсутствие высоких прибылей, в свою очередь, уменьшает возможности государственных компаний в сфере привлечения заемных средств. С другой стороны, государственные и полугосударственные фирмы, как правило, имеют весьма тесные связи с властями. В результате, они становятся менее "прозрачными", многие назначения основываются на принадлежности к определенной властной группировке и т.д. Последствием этого становится неэффективный менеджмент и стагнация - частично именно этими факторами объясняется тот факт, что мировая нефтяная промышленность не поспевает за ростом потребления.

Государственные нефтяные компании играли и играют заметную роль в мировой политике.

К примеру, после того, как в 1991 году Ирак захватил Кувейт, саудовская компания Aramco немедленно увеличила объемы добычи нефти, чтобы не допустить краха рынка. В 1980-е годы Aramco также играла на снижение мировых цен на нефть: это было способом лишить Иран финансов, необходимых для перевооружения армии (Саудовская Аравия тогда опасалась иранского вторжения).

Залежи нефти обнаружены на каждом континенте и на дне мирового океана, но основные ее запасы сосредоточены в нескольких районах. Так, на Ближнем Востоке находится 65% мировых запасов нефти, причем львиная доля здесь принадлежит Саудовской Аравии. Начинается новая эра нефтяной геополитики, борьбы за контроль над месторождениями и маршрутами транспортировки нефти. Наиболее яркие ее признаки заметны в политике США. Вашингтон стремится затруднить Китаю свободный доступ к энергоресурсам, диверсифицировать пути поставки ресурсов из Каспийского региона, в отношении России проводит сравнительно дружественную, но не основанную на глубинном взаимопонимании политику, которая уже напоминает курс по отношению к Саудовской Аравии. Менее заметные проявления - борьба за будущее Ирака, упоминавшееся резкое наращивание Военно-морского флота Индии, сближение между Пекином и Дели, которые не заинтересованы в том, чтобы какая-либо третья сила использовала их конкуренцию в своих интересах.

Наши рекомендации