Механизм государства: понятие, структура. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
В государственно-организационном обществе для обеспечения его существования и развития необходимо создание и деятельность различных государственных органов и государственных организаций.
Вопрос о механизме государства, его понятии и соотношении с аппаратом государства является дискуссионным в юридической литературе.
В науке существуют два основных подхода:
1. Механизм государства и аппарат государства тождественны.
В рамках этого подхода существуют два направления:
а) механизм (аппарат) государства включает государственные органы;
б) механизм (аппарат) государства включает государственные органы и государственные организации.
2. Механизм государства и аппарат государства не тождественны.
Механизм государства шире по содержанию, чем аппарат государства. Аппарат государства включает только государственные органы. Механизм государства включает государственные органы и государственные организации.
Механизм государства – это совокупность государственных органов и государственных организаций, осуществляющих функции государства.
Функции государства первичны по отношению к механизму государства. Они появляются объективно из потребностей общества и в этом смысле они объективны. Для их осуществления создаются государственные органы и государственные организации, образующие механизм государства.
Именно функции государства объективно обусловливают структуру механизма государства, в том числе и прежде всего структуру государственного аппарата. Однако механизм государства создается людьми. При создании механизма государства большую роль играет субъективный фактор.
Если субъективный фактор отражает объективные потребности, то формируется такой механизм государства, который соответствует функциям государства. Это способствует повышению эффективности осуществления функций государства, а в конечном итоге – повышению эффективности государственного управления обществом.
Если субъективный фактор не отражает объективные потребности, то формируется такой механизм государства, который не соответствует функциям государства. Результатом этого является низкая эффективность осуществления функций государства, а в конечном итоге – низкая эффективность государственного управления обществом.
Элементы механизма государства:
1. Государственный аппарат.
Государственный аппарат - это система государственных органов, осуществляющих функции государства и наделенных государственно-властными полномочиями.
2. Государственные организации.
Они создаются по решению государственных органов и осуществляют функции государства в своей практической деятельности. Они не имеют государственно-властных полномочий внешнего характера.
Виды государственных организаций:
а) государственные учреждения (они осуществляют функции государства в социальной, политической и иных сферах);
б) государственные предприятия (они осуществляют экономическую функцию государства в ходе своей производственно-хозяйственной деятельности).
Центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат, состоящий из государственных органов.
Отличия государственного органа от государственной организации:
1. Государственный орган осуществляет функции государства путем государственно-властной дельности.
Государственная организация осуществляет функции государства путем практической деятельности (образовательной, культурной, медицинской, хозяйственной и т.п.).
2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями по отношению к внешним объектам (предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам).
Государственная организация такими полномочиями не обладает.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата:
1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Он означает:
а) человек, его права и свободы есть высшая ценность;
б) государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
в) права и свободы человека и гражданина определяют деятельность государственных органов и их должностных лиц, обеспечиваются правосудием;
2. Принцип демократизма.
Он означает:
а) участие граждан в формировании и деятельности государственных органов;
б) осуществление государственной власти в соответствии с волей народа.
3. Принцип законности.
Он означает: полное, точное и неукоснительное осуществление государством, его органами и должностными лицами предписаний правовых норм.
4. Принцип разделения государственной власти и взаимодействия органов разных ветвей власти.
Он означает:
а) разделение единой государственной власти на три относительно самостоятельных и независимых ветви (законодательную, исполнительную, судебную);
б) взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти в осуществлении функций государства.
5. Принцип федерализма.
Он означает:
а) единство системы государственной власти;
б) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.
6. Принцип разграничения компетенции и взаимодействия государственных органов.
Он означает:
а) разграничение компетенции (предметов ведения и полномочий) между отдельными государственными органами;
б) взаимодействие государственных органов в процессе осуществления функций государства.
7. Принцип гласности.
Он означает открытость деятельности государственных органов, информированность населения об их деятельности.
8. Принцип иерархичности.
Он означает: вертикальную соподчиненность государственных органов (она разная у органов разных ветвей государственной власти).
9. Принцип сочетания централизации и децентрализации в государственном управлении.
10. Принцип профессионализма.
Он означает:
а) государственная служба осуществляется на профессиональной основе, т.е. постоянно и за плату;
б) высокий уровень профессионализма и компетентности государственных служащих.
Всесторонний учет этих принципов при формировании и в процессе функционирования государственных органов позволяет обеспечить максимальную эффективность осуществления функций государства, а в конечном итоге – эффективность государственного управления общественными процессами.