Механизм государства (государственный аппарат): понятие, структура и принципы деятельности

Механизм (аппарат) государства- это спе­циально созданная постоянно действующая иерархическая систе­ма государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государ­ства.

В юридической науке понятие “механизм государства“ и “государственный аппарат” обычно употребляются как синонимы, хотя сущест­вует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понима­ется система органов, непосредственно осуществляющих управленческую дея­тельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие “механизм государства“ включаются также “материальные придатки“ государ­ственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществ­ляет свою деятельность.

Характерные черты механизма государства:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов;

б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;

в) основным элементом механизма государства выступают государственные органы (на основе соподчинения);

г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

Структура механизма государства:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д. (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

3) государственных служащих, специально занимающихся управлением.

Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства.

В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:

а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.);

б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);

в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);

г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета)

4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.

5) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.).

Принципы - это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

2) принцип демократизма, который выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, аппарат работает в интересах общества;

3) принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), который создает механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4) принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5) принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

6) принцип федерализма , который выражает единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

7) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалификационных работников в деятельности государственного аппарат, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократического и бюрократического начал государственного аппарата;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Наши рекомендации