Идеология консерватизма и неоконсерватизма

Термин «консерватизм», как и «либерализм» имеет иностранное происхождение. Во французском языке сonservatisme, а в латинском conservare означает охранять, сохранять. Что же охраняют и сохраняют консерваторы? «Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры, и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д.». Из самого определения консерватизма вытекает, что он мог появиться там и тогда, где и когда либерализм переставал выполнять социальный заказ.Известно,например, что Великая Французская революция 1789 г. происходила под знаменем либеральных идей. В первые постреволюционные годы французские реалии никак не работали на либерализм. Альтернативу последнему весьма активно стал предлагать Э. Берк, к которому затем присоединились Ж. де Местор, Л. де Бональд. «На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политичес­кие ориентиры, в частности отношение к конституции как к проявлению высших принципов (которые не могут произвольно изме­няться человеком), воплощающих неписаное божественное право, убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда, понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д. И это заставляло консерваторов сомневаться в ценностях эгалитаризма, препятствовало отождествлению демократии со свободой и эффективным управлением обществом».

Общие установки консерватизма:

Нравственность (нравственный абсолютизм). Человек – существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке и нравственных ориентирах. Люди не должны определять принципы общественного устройства и заключать «общественный договор», поскольку человеческий разум не может быть мудрее, чем обычай.

Традиционализм. Любым абстрактным идеалам консерватизм противопоставляет исторический опыт народов, воплощенный в традициях.

Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и торжеству посредственностей, стремящихся угодить толпе.

Антипрогрессизм. Скептицизм по отношению к переменам, недоверие к реформам, осуждение революций.

Политический реализм. Воздержание от любых доктринерских подходов и социальных абстракций.

Антиэгалитаризм.Элитаризм в понимании правильного общественного устройства.

Идеал сильного правительства. У власти же должны быть «правильные люди» – те, кто способен нести бремя власти и реализовывать свои решения.

Осуждение вовлечения масс в политику. Политика – дело правителей, а не народа.

Приоритет локальных ценностей. В отношениях напряженности центра и периферии симпатии консерваторов на стороне последней, поскольку провинция лучше сохраняет традиции и ценности прошлого.

Консерватизм не мог оставаться неизменным Ему было необходимо оперативно адекватно реагировать на рост притягательности либеральных и социалистических идей. Неоконсерватизм окончательно оформился в 70-80-е ХХ в., благодаря переосмыслению положений классического консерватизма в контексте постиндустриальной стадии развития общества. Неоконсерваторы первыми заявили о том, что жёсткая ориентация на теоретическое наследие Д. Кейнса, которая была характерна для Западной Европы до начала 1970-х гг., в посткризисный период была бы контрпродуктивной. Заимствуя всё больше идей у либералов и сохраняя при этом базовые ценности консерватизма, неоконсерваторы выработали эффективную линию в отношении протестных настроений молодёжи Старого Света, беспрецедентный размах которых стал ключевым источником социальной напряжённости в ряде стран.

Установки неоконсерватизма:

Идеологический детерминизм. Идеологическое оформление консерватизма связано с признанием власти идей над людьми, а также того, что для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.

Признание демократии. Человеческая способность быть справедливым сделала демократию возможной, но человеческая склонность к несправедливости сделала демократию необходимой.

Агностицизм. Признание амбивалентности человека, т.е. того, что человек и хорош, и плох одновременно, а его жизнь слишком сложна, чтобы однозначно судить о том, что является для него благом, а что – злом.

Моральная значимость институтов. Культурные формы рассматриваются в неоконсерватизме как первичные по отношению к экономическим и политическим.

Ценность промежуточных структур, отделяющих человека от государства, которые должны восстановить мораль, традиции, привести к религиозному возрождению.

Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными за­щитить человека на новом технологическом витке индустриаль­ной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений». Либеральная и консервативная идеологии занимают в идейном спектре общества места соответственно в центре и правее от центра. Их ключевой конкурент среди идеологий, чьё место находится левее от центра, – социалистическая идеология.

Наши рекомендации