Применение права как особая форма реализации права
Существует неоднозначность и множественность подходов к понятию «применение права». Нередко применение права понимается как «особая форма» реализации права, осуществляемая государственными или общественными организациями в пределах и компетенции в форме властной организующей деятельности по конкретизации правовых норм на основе строго соблюдения законности. Другое трактование как «властная деятельность» органов государства или иных органов по уполномочию государства, которые, используя свои социальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы жизни общества. Довольно часто применение права рассматривается как такая форма его реализации, которая состоит в проведении государством сложной, ответственной юридической и организационной деятельности «по обоснованному существованию правовых норм относительно конкретных субъектов», фактов отношений реальной общественной жизни в рамках закона.
После этих понятий хотелось бы рассмотреть, что выделяет правоприменительный процесс как форму реализации нормы права среди других форм реализации права, каковы ее особенности и черты.
Правоприменительная деятельность, в отличие от других форм реализации права, в которых участвуют самые различные субъекты права – физические и юридические лица, может осуществляться уполномоченным на то государственными органами и должностными лицами. В соответствии с Конституцией и текущим законодательством Украины это могут быть органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти, администрация предприятий и учреждений, должностные лица разных рангов, общественные органы и организации по поручению государства. Граждане, не являющиеся должностными лицами, правоприменительной деятельностью заниматься не могут.
Правоприменение – один из важнейших видов государственной деятельности. Оно существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной деятельности и имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, неисполнение которых влечет за собой государственное принуждение. Применение права как государственное властное деяние всегда осуществляется от имени государства. Различают две формы его осуществления: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Под оперативно-исполнительной формой деятельности подразумевают организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов.
Под правоохранительной формой деятельности имеют в виду деятельность, направленную на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению правонарушений.
Необходимость в правоприменительной деятельности возникает, таким образом, всегда, когда осуществление субъективных прав и исполнение предусмотренных законом обязанностей невозможно без использования государственно-властных полномочий.
Применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а строго установленном законом порядке. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинаковы.
Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности, принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.
Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.
Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества.
Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.
Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов.
Принцип целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и справедливости – с другой, нередко входят в противоречия. Суть их заключается в том, что в процессе формирования норм права, являющихся правилами общего характера, невозможно учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в тех или иных жизненных условиях, в процессе их применения.
Правоприменительной процесс осуществляется в определенной последовательности. В государственно-правовой теории и практике выделяются ряд относительно самостоятельных ступеней, или стадий, данного процесса. Наиболее типичными признаются следующие: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действие ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; в) анализ содержания нормы права и принятие решения (издание индивидуального акта); г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.
Правоприменительная деятельность государственного органа или должностного лица всегда связана с принятием решения по конкретному делу и его стремлением. На данной, завершающей стадии правоприменительного процесса вырабатываются и оформляются юридические последствия применения нормы права к конкретному случаю или лицу.
В актах применения норм права или индивидуальных актах всегда усматриваются авторитет и сила государства. Им неизменно придается государственно-властной характер. За нарушение предписаний, содержащихся в этих актах, следует государственное воздействие. Они охраняются и обеспечиваются государством в той же мере, как и нормы права, на основании и во исполнение которых эти акты принимаются.
Основные требования, применяемые к актам, заключается в том, чтобы они: а) строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых они принимаются; б) издавались в пределах компетенции правоприменительского органа или должностного лица; в) содержали глубокую и всестороннюю мотивировку; г) имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения официальной.
В отличие от нормативно-правовых актов, индивидуальные акты рассчитаны на однократное применение, обращены к строго установленному лицу или кругу лиц, издаются применительно к строго определенному случаю или случаем, влекут за собой юридические последствия, выступают в качестве юридических фактов, служат основанием для возникновения, изменение или прекращения конкретного правоотношения.
По своей природе и характеру индивидуальные акты далеко неодинаковы. В зависимости от формы регулятивного воздействия на общественные отношения их подразделяют на два вида: исполнительные и правоохранительные.
Исполнительные акты направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю.
Например: акт регистрации брака, приказы о повышении в должности.
Правоохранительные акты предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений. Они издаются, как правило, или в связи с предупреждением правонарушения, в профилактивных целях, или же в связи с совершением правонарушения.
Существуют и иные критерии классификации индивидуальных актов.
Применение права – важный фактор, столь существенно влияющий на правовое регулирование, притом влияющий в самом ходе. В процессе воздействия права на общественные отношения, является особой формой претворения норм права в практику.
Применение права - одна форма из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. *
Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.
На этом основании в литературе выделяются две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточивания решения определенных вопросов в руках компетентных органов.
Эта деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных ситуаций, путем профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент Украины, глава администрации и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).
Граждане не являющиеся субъектами право применения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права.
Следовательно, применить норму права - это не просто осуществить, реализовать ее. Эта властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.
Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении конкретной жизненной ситуации.
“Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т. п. - такова задача субъектов правоприменения”.
Субъект правоприменения - это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.
В-четвертых, правоприменительная - осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формам. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности. В-четвертых, применительные права, как самостоятельная форма реализации - сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.
В-пятых, применение права - это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).
В-шестых применение права сопряжено всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права) исходящего от субъекта правоприменения.
Необходимость применения в определенных сферах общественных отношений диктуется природой и характером этих отношений. В частности: а) когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную службу и т.д.). Только в судебном порядке можно призвать гражданина умершим или безвестно отсутствующем и т. д.
Реализация права и способы его толкования.*
Толкование “обслуживающее” разные фирмы реализации права, принято оперативным в отличие от доктринального или официально-нормативного.
Как определенный вид юридической деятельности толкование предполагает наличие субъекта (деятеля), результат деятельности и совокупность рациональных приемов деятельности, призванных обеспечить должный результат. Деятельность истолкователя, дабы быть рациональным, небрежно ориентируется на некоторую совокупность соответствующих правил, цель которых - рационализировать.
Однородные правила толкования группируются в способы толкования. Общепризнанными являются такие способы, как языковой, систематически и исторический. Первый способ именуется в разных источниках по-разному: грамматический, филологический и даже текстовой.
Очевидно, что третье название нельзя считать удачным, ибо в нем отражается объект толкования, а не его средства и способы. Термин “грамматический” узок по своему содержанию, ибо толкование опирается на только правила грамматики, но и на правила морфологии, и на правила смысла, т. е. на всю совокупность языковых правил. Термин же “филологический”, напротив, весьма широк, так как филология включает в свой состав не только значение об актуальном языке, но и значение сравнительного, исторического и т. п. языкознания, а также литературоведение. По мнению П.Е. Недбайло отличает, что без уяснений цели закона нельзя правильно истолковать и применить норму права, в нем содержащуюся. Темологическое толкование, “правомерно в качестве одного из способов юридического толкования лишь тогда, когда будет установлено, что данная цель действительно отразилась на смысле толкуемой нормы, и что эта норма действительно является юридическим средством для достижения данной цели... При выяснении содержания нормы по ее цели необходимо установить ту цель, которая придана ей законодателем и содержится в соответствующих его актах”. Точка зрения С.С. Алексеев в качестве самостоятельного способа рассматривает специально-юридическое толкование, под которым он понимает исследование технико-юридических средств и способов изложения воли законодателя, базирующихся на знаниях и, прежде всего юридической техники. Но исследование технико-юридических средств и способов выражения воли законодателя - еще не исследование содержания норм права. Средства юридической техники - инструментарий законодателя, а не интерпретатор. Использование законодателем при создании нормативных актов различных технико-юридических средств специальных оценочных терминов, легальных дефиниции, формирование различного вида гипотез, диспозиций и санкций, общих, специальных и исключительных норм и т. д. С.С. Алексеев выделяет несколько “приемов” указанного толкования. Однако из них - “нормативное”, при котором воля законодателя раскрывается в качестве нормативного предписания, а затем логической нормы.
Юридические конституции играют определенную роль в толковании, служат своеобразным ориентиром для интерпретатора.
По мнению В.В. Лазорева, в специально-юридическом толковании нуждаются выражения “третьи лица”, истец, заявить требования на предмет спора, “вступить в дело”. Однако он только провозглашает указанный тезис и названный способ к интерпретации этих выражений не применяет. Для толкования же их достаточно языкового, систематического и логического способов.
Перейдем к толкованию права по объему.
Толкование правовых норм преследует цель выяснений действительного смысла нормы, который имел в виду сам законодатель. Свою волю законодатель формулирует средствами языка. Поэтому словесное выражение его воли может не всегда совпадать с ее действительным содержанием.
Результатом толкования должна быть однозначность и полная ясность смысла нормы права. Особенность толкования по объему обусловлена его связью с конечным результатом уяснения и разъяснения смысла правовых норм, от которого зависит практический эффект толкования. В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.
Акты толкования - это один из видов правовых актов. Акты толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Акт толкования это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания норм права.
Заключение
Право (объективное и субъективное) таково по природе, что требует своей реализации в деятельности людей. Порожденное общественными отношениями право в тех же отношениях должно найти свое осуществление. Сказанное относится к нормам законодательства, поскольку они представляют собой возможность, которая подлежит превращению в действительность. Без выполнения правовых предписаний в жизнь, нормы мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное значение.
Реализация права – это процесс, процедура претворения правовых норм в общественную практику.
Динамичная правовая система представляет собой постоянное «воспроизводство» права, исторически непрекращающийся процесс правообразования и непрерывное, исключительно многообразное его осуществление в общественных отношениях, постоянно действующий процесс правореализации. Оба эти процессы связаны и проникают друг в друга. При первом пути правообразования, еще до принятия закона, существует и реализуется субъективное право, защищенное судебными актами – в процессе становления юридических норм вкраплены элементы правореализации. При втором пути правообразования субъективное право вкраплено в уже начавшийся процесс реализации юридических норм. В одном случае правообразования включает не только установление, но и какое-то осуществление субъективного права. В другом – правореализация включает продолжающийся процесс правообразования в условиях, когда объективное право уже начало осуществляться. Правообразование – предпосылка правореализации, в то время как социальные последствия последней образуют новые условия, вызывающие вновь правообразование.
К формам реализации права относятся: соблюдение норм права, исполнение норм права, использование норм права и применение норм права. Применение норм права является основной из форм реализации права и проходит несколько стадий применения права.
Установление или анализ фактических обстоятельств юридического дела – эта стадия характеризуется тем, что по ней выясняется, обладает ли рассматриваемый случай юридической значимостью, попадает ли он под действие норм права или нет, выбрать нормами, какой отрасли права регулируется то или иное деяние, являющееся объектом его анализа.
Выбор правовой нормы, подлежащей применению – это стадия предполагает отыскание нормы права, которая связывает с теми или иными фактами юридические последствия.
Следующая стадия применения права – «уяснения и разъяснения смысле и содержания (толкование) нормы права». Она имеет своей целью правильное применение содержащихся в них предписаний к конкретным случаям жизни. Толкование норм права это деятельность государственных органов, различных организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержание общеобязательной воли общества, выраженный в нормах права.
После разъяснения и уяснения смысла и содержание юридических норм соответствующие органы государства принимают решения, которые оформляются в официальных актах. Эти акты называются актами применения права. Акт применения права – это властное предписание органов государства, индивидуализирующее нормы права к конкретным случаям жизни. Принятое решение в порядке, предусмотренном нормами права, составляет содержание акта применения права. В нем обосновывается необходимость данного решения, указывается его целевое назначение.
Завершающей стадией применения права является осуществление контроля за реализацией принятого решения. Контрольными функциями по проверке и реализации акта применение на высшем уровне обладают Президент Украины и Конституционный Суд Украины. На ином уровне ими наделены соответствующие государственные органы и должностные лица.
В работе раскрыта содержание понятия реализации права, в определении и характеристике путей им форм реализации права, рассмотрено правоприменение как особая форма реализация права. Цель исследования выяснена.
Список использованной литературы
1.Загальна теорія держави і права: Підручник для студ. юр. спеціальностей ВНЗ / за ред. М.В. Цвіка, В.Д. Ткаченка, О.В. Петришина – Х.: Право 2002 – 324 с.
2.Рабинович П.М. „Загальна теорія держави та права”. М. Юридична літратура, 1987, - 380 с.
3. Скакун О.Ф. Теорія держави і права. К. Юрінком. 1999 - 704 с.
4. Теорія держави і права: Навч. посібник/ за заг. ред. С.Л. Лисенкова, В.В. Копєйчикова. К.: Юрінком Інтер, 2003 – 368 с.
5. Теорія держави і права (опірні конспекти) авт. –упорядн. Кравчук М.В. К.: Атика, 2003 - 288 с.
6. Шульга А.М. Теорія держави та права. Навчальний посібник для підготовки до державного іспиту. Х. Вид –во Університету внутрішніх справ. 2003 – 146 с.
7.Алексеев С.С. Теория права. – М. Бек, 1997. – 224с.
8.Лившиц Р.З. Теория права. – М: Бек, 2003. – с. 126-137.
9.Общая теория права./ Отв. редактор А.С. Пиголкин. – М., 1992. – с. 285-288
*
*