Требования к содержанию дипломной работы
Выбор темы для дипломного исследования имеет исключительно большое значение. Практика показывает, что правильно выбрать тему - это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. При выборе темы необходимо учитывать ряд факторов: изученность, предыдущие исследования студента по этой теме, опыт выступления на научно-практических конференциях с научными сообщениями.
В данном случае целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.
Существенную помощь в данном вопросе оказывает ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные, мало изученные в теоретическом плане вопросы.
Примерная тематика дипломных работ разрабатывается преподавателями кафедры УППО безопасности государства и рекомендуется студентам, которые вправе самостоятельно сделать свой выбор. Перечень тем, предлагаемых кафедрой вниманию студентов, не является исчерпывающим. Каждый студент может заявить тему по своему усмотрению, представив соответствующее обоснование необходимости и целесообразности её разработки. Дипломник может разрабатывать любую тему, направленную на решение теоретических, практических, правовых, аналитических, сравнительных и других вопросов в сфере противодействия преступности, обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Тематическое решение исследовательских задач должно ориентировать на разработку конкретных проблем, имеющих научно-практическое значение для деятельности правоохранительной системы государства. Все темы дипломных работ должны соответствовать объему теоретических знаний и практических навыков, полученных по всем дисциплинам профессионально-образовательной программы. Они должны включать основные вопросы, которыми выпускнику, будучи признанным специалистом, в области уголовно-правовой специализации, предстоит заниматься в своей профессиональной деятельности.
Переутверждение тем дипломных работ допускается по мотивированной просьбе студента, поддержанной ходатайством научного руководителя. Возможна также некоторая корректировка заранее утвержденной темы в процессе написания на завершающем этапе по согласованию с научным руководителем и с уведомлением заведующего кафедрой, при этом уточнение темы, возможно, осуществить за два месяца до дня предполагаемой защиты, а ее изменение – за четыре месяца.
Выбрав тему, студент должен уяснить, в чем заключается сущность предлагаемой идеи, новизна и актуальность темы, ее теоретическая новизна и практическая значимость. Это значительно облегчает оценку и окончательное закрепление выбранной темы.
Говоря о новизне идеи (а, следовательно, и темы), нельзя забывать известное положение, что не всякое новое обязательно прогрессивно, так же как и не всякое старое консервативно. Но правильно подмечено: новое сильно тем, что оно обычно несет в себе все прогрессивное старого, поэтому за ним будущее.
Для многих наук научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций внедренных в практику и оказавших существенное влияние на достижение новых результатов.
Актуальность применительно к дипломным работам заключается в убеждении в том, что ранее подобных работ не выполнялось, а если и выполнялось по такой же тематике, содержание и текст рассматриваемой работы должны быть отличны от предшествующих, не повторять их, а наоборот развивать концепцию выбранного направления исследования, исследовательская часть содержать новые элементы интерпретационного характера, авторские положения и выводы не совпадающие с ранее имеющимися.
Оценивая практическую значимость выбранной темы, следует знать, что эта значимость зависит от того, какой характер имеет конкретное научное исследование. Если исследование будет носить методологический характер, то его практическая значимость может проявиться в публикации основных результатов исследования в учебниках, научных статьях и в другом виде.
Логическая последовательность формулирования темы дипломного исследования представляет собой следующую «цепочку»: цель - предмет - задачи - объект.
Прежде всего, определяется цель дипломного исследования. В качестве цели может быть, например, анализ (оценка), исследование, разработка (проектирование), совершенствование (модернизация, повышение уровня).
Вслед за установлением цели необходимо указать предмет исследования, в качестве которого может выступать, например: структура, функция, характеристика, процесс.
Затем следует уточнить, какой аспект дипломного исследования выделяется как основной, т.е. какие основные направления функционирования и развития объекта охвачены дипломным исследованием.
Наконец, в названии темы должен быть четко определен объект дипломного исследования.
Изучение литературы, при подготовке дипломной работы, необходимо начинать с общих источников, для того чтобы получить обобщенное представление о выбранной теме.
Изучение научной литературы - серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки.
Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:
- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
- беглый просмотр всего содержания;
- чтение в порядке последовательности расположения материала;
- выборочное чтение какой-либо части произведения;
- выписка представляющих интерес материалов;
- критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей дипломной работы.
При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.
Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а, разрабатывая широкую проблему, уметь делить на части, каждую из которых продумать в деталях.
Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной; очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка. Отбор научных фактов - не простое дело, не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной работы. Нужно собирать не любые факты, а только научные. На их основании определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы. При отборе фактов надо быть научно объективным.
Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации. Очевидно, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.
Монография, как научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо проблемы или темы; научный сборник, содержащий материалы научной конференции; научный сборник, включающий исследовательские материалы по важнейшим научным проблемам, - все эти издания имеют принципиальное научное значение и практическую ценность.
В числе источников большое место занимают научные статьи. Теоретическая статья в области гуманитарных наук насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами. Достоверность ее содержания находится в зависимости от достоверности используемой исходной информации. Однако здесь значение имеет позиция автора, его мировоззрение, в зависимости, от которых статья наряду с объективными научными данными может содержать неверные трактовки, ошибочные положения, различного рода неточности. Поэтому следует разобраться в этом и верно оценить ее содержание точно установить истинность суждений автора статьи и дать им соответствующую оценку.
Самостоятельное значение имеет информационная статья. С подобной статьей можно встретиться в любой научной области. Информационная статья обычно всегда оперативна и актуальна, она содержит сжатое, конкретное изложение каких-либо фактов, сообщение о каком-либо событии, явлении.
Подобно статьям, различной степенью достоверности обладают также доклады, прочитанные на научных конференциях, симпозиумах. Одни из них могут содержать обоснованные, доказанные, апробированные сведения, другие могут включать вопросы постановочного характера, предложения и т.п.
Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически. Нельзя забывать, что жизнь постоянно идет вперед, развиваются научная мысль, меняется общественное сознание.
Отобранный фактический материал тщательно выписывается, при этом обязательно на таких выписках точно указывать источник заимствования, чтобы при необходимости их легко можно было найти.
Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по строго определенным правилам. Образец оформления титульного листа дипломной работы приведен в Приложении.
Реферат должен содержать библиографическое описание дипломной работы с указанием наличия иллюстраций, таблиц, приложений, количества использованных источников. Далее приводится перечень ключевых слов и текст реферата. Реферат к дипломной работе не подшивается.
Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов и словосочетаний из текста дипломной работы, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова даются в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.
Текст реферата должен в кратком виде содержать цель и объект дипломного исследования, метод или методологию проведения работы, полученные результаты и новизну, степень внедрения и область применения, эффективность или значимость работы.
Для создания текста реферата удобно использовать словесные клише, которые облегчают работу по созданию реферата. Образец оформления реферата приведен в Приложении 11.
Оформление содержания, как структурного элемента работы должно строиться по определенным правилам. В нем указываются все структурные элементы работы, начиная с титульного листа и заканчивая приложениями с указанием страницы начала каждого элемента. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.
Структурный элемент «Обозначения и сокращения» содержит перечень обозначений и сокращений, применяемых в дипломной работе. В дипломной работе он не нумеруется. Образец оформления приведен в Приложении.
Во введении к дипломной работе обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы), исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.
Таким образом, введение - очень ответственная часть работы, поскольку оно не только ориентирует читателя на дальнейшее раскрытие темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики. Поэтому основные части введения к дипломной работе рассмотрим более подробно.
Актуальность — обязательное требование к любой работе. Следовательно, вполне понятно, что введение дипломной работы должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.
В дипломной работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. Дипломная работа, как уже указывалось, является квалификационной работой на уровень выше чем бакалаврская, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.
Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-2 страниц машинописного текста, показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Таким образом, если удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее суть
В работе следует сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если такой вывод автор сделать не может, то он лишает себя права на разработку выбранной темы, поскольку ему, образно говоря, «не имеет смысла изобретать уже изобретенный велосипед».
Обзор литературы по теме должен показать основательное изучение специальной литературы, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическим порядке их публикации.
От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной дипломной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, соответствующую названию темы, предопределяющую результаты исследования. Цель работы может быть достигнута путем постановки и решения задач, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., провести анализ..., охарактеризовать..., обосновать..., систематизировать... и т.п.). Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные виды.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – это правовое явление, одно из направлений юридической деятельности, совокупность отношений, являющаяся источником информации о предмете. Выделение объекта происходит на основе анализа проблемы исследования.
Предмет исследованиядолжен характеризовать тему дипломной работы и включать в себя свойства и стороны объекта, которые следует рассмотреть в заявленной теме, установив пределы рассмотрения данного вопроса.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание автора работы, именно предмет исследования определяет тему дипломной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Обязательным элементом введения в итоговой работе является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. В числе методов исследования выделяют: общие и специальные методы научного познания. Общие методы делятся на три группы:
- методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение и т.д.);
- методы теоретического исследования (абстрагирование, формализация);
- анализ, синтез, моделирование.
К специальным методам можно отнести: сравнительно-правовой, системно-правовой, исторический и д.р.
Определяя теоретическую и практическую значимость темы, следует выявить характер и направленность исследования: научно-практическую, или теоретико-прикладную.
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических).
Апробация работы представляет собой формы и виды реализации исследовательской деятельности автора по практическому внедрению результатов исследования в публикациях и выступлениях, непосредственной практической деятельности по специальности.
В конце вводной части раскрывается структура дипломной работы, т.е. перечень ее структурных элементов и последовательность их расположения.
Текстуальный объем введения обычно не превышает 8-10 % общего объема основной (содержательной) части выполненной работы. При изложении текста введения целесообразно избрать тезисный стиль и постановочную форму. Следует помнить, что по содержательности и качеству написания введения чаще всего можно судить о степени компетентности автора, его знании освещаемой проблемы, а также о действительном оригинальном авторском взгляде. По введению во многом можно составить мнение и о характере работы в целом, так как в нем объективно отмечаются оценочно-квалификационные критерии дипломного исследования.
В главах основной части дипломной работы подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме дипломной работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать, умение студента выпускника сжато, логично и аргументировано излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, предлагаемым к защите.
Условно основную часть дипломного проекта можно разделить на три раздела (или главы).
Исходя из логики выполнения дипломного исследования и структурного построения дипломной работы, первую главу составляет информационно-теоретическая часть. Здесь раскрываются современные взгляды и подходы к решению исследуемой проблемы в контексте конкретной ситуации. Целесообразно показать решаемую проблему с использованием фактических данных из правоприменительной практики в той или иной сфере уголовного законодательства, которой посвящено исследование.
В этой главе можно подробно остановиться на освещении проблемно-теоретических аспектов темы исследования, рассмотреть их с различных методологических позиций.
Исследователь должен грамотно оперировать понятиями и терминами дисциплин уголовной специализации, понятиями и методами научных дисциплин, следить за тем, чтобы узкоспециальные термины употреблялись к месту.
В дипломной работе могут использоваться самые разнообразные варианты исследования: системно-структурный анализ, логико-информационный, экспертного оценивания, функционального анализа и др. В любом случае в теоретической части должны быть определены методы объективной оценки эффективности предлагаемых проектных решений.
Во второй главе, основываясь на положениях, сформулированных в теоретической части, проводится проблемно-аналитическая разработка методических задач дипломной работы. Методическая постановка задач дипломной работы и их концептуальная разработка представляют собой проблемно-аналитическую часть исследования.
Анализ дипломного исследования должен отличатся комплексностью и системностью, использованием междисциплинарного подхода. Особое внимание уделяется анализу проблемных аспектов темы исследования в соответствии с поставленными целями и задачами.
В последней главе рекомендуется остановиться на прикладном значении исследования, раскрыть результаты анализа, проведенного в предыдущих главах. Особое значение следует придать аргументации выдвигаемых предложений, поиску путей и средств их эффективной реализации на практике. Здесь же, если это не сделано в предыдущей главе, дается правовое обоснование анализируемой проблемы, раскрывается сущность и сфера регулирования соответствующих законодательных актов и правовых норм.
Проектная часть посвящается обоснованию и характеристике предложений, содержащих практические рекомендации, высказанные дипломником. Они основываются на конкретных результатах анализа материалов, представленных в аналитической части, а также на методологическом подходе, исходных принципах, положениях и методах, изложенных в теоретической части.
Структура проектной (практической) части должна быть составлена так, чтобы автор сумел раскрыть содержательную сторону всех практических замыслов и решений, которые направлены на достижение целей и задач дипломного исследования. В содержании этой главы обосновываются предложения, рекомендации по реализации мероприятий, которые, по мнению исследователя, было бы полезно применить в практике.
Рекомендации, разработанные в практической части, должны быть изложены достаточно подробно и обстоятельно, с необходимой степенью детализации и конкретности. Вспомогательные материалы следует выносить в приложения.
Каждый параграф, глава (раздел), составляющие структурные части дипломной работы должны завершаться обобщающими выводами.
Дипломная работа заканчивается заключительной частью (3-4 страницы), которая так и называется «заключение». Эта часть работы носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации, обусловленной логикой проведения исследования. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое «итоговое» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию, оно выносится на обсуждение и оценку экзаменационной комиссии в процессе публичной защиты дипломного проекта.
Представляемые выводы не должны подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. При оценке общих и фундаментальных исследований весьма трудно, а порой невозможно, учесть тот практический эффект, который может дать сегодня практическая реализация новых знаний о мире, понимание новых закономерностей явлений. Они могут определяться спустя некоторое время, продолжительность которого заранее неизвестна.
В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь. Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретических материалов.
III. Основное содержание структурных компонентов выпускной квалификационной магистерской диссертации (квалификации (степень) магистр)
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» - квалификация (степень) – «магистр», утвержденным Приказом Минобрнауки РФ № 1763 от 14 декабря 2010 г., в ходе освоения основной образовательной программы магистратуры, научно-исследовательская работа магистранта является обязательным структурным компонентом подготовки будущего профессионала. Содержание и результаты такой научно-исследовательской деятельности излагаются в выпускной квалификационной работе называемой магистерской диссертацией, выполненной по заранее определенной тематике, которая подлежит публичной защите на итоговой государственной аттестации. Такой вид работы выполняется, в том числе и в период прохождения практики.
Ввиду того, что степень подготовки магистра выше чем бакалавра и специалиста, то и требования к выпускной письменной работе в виде магистерской диссертации значительно жестче, поэтому магистр должен «показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения[1]». При этом в ходе публичной защиты, важное значение имеет также уровень речевой культуры выпускника.
В данной связи, магистерская диссертация это итоговая квалификационная письменная работа выпускника, по оформлению, смысловому содержанию и публичной защите, которой, возможно оценить степень обладания некоторыми общекультурными и профессиональными компетенциями, в их числе уровень:
- осознания социальной значимости своей будущей профессии, проявления нетерпимости к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону, обладания профессиональным правосознанием (ОК-1);
- совершенствования интеллектуального развития (ОК-2);
- компетентного использования на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ (ОК-5);
- способности разрабатывать нормативно-правовые акты (ПК-1);
- квалифицированного применения нормативно-правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
- способности квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) и др.
На базе кафедры УППО безопасности государства Института права ТГУ имени Г.Р.Державина, реализуется магистратура, по профилю подготовки «Проблемы противодействия преступности и обеспечения безопасности государства». Программа «Проблемы противодействия преступности и обеспечения безопасности государства» направлена на формирование у обучающихся системы комплексных знаний в таких сферах как: актуальные вопросы расследования и предупреждения различных видов преступлений; теоретические основы оперативно-розыскной деятельности; проблемные вопросы изучения криминалистической техники; правовое обеспечение безопасности государства.
Поэтому, магистр по данному направлению подготовки должен обладать следующими профессиональными дополнительными компетенциями:
- способностью разрабатывать проекты международных договоров сотрудничества по уголовным делам (ДПК-1);
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам раскрытия и расследования преступлений (ДПК-2);
- способностью разрабатывать проекты нормативных правовых актов в области организации борьбы с преступностью (ДПК-3);
- способностью организации деятельности органов предварительного расследования, организации разработки их локальных актов (положений, инструкций, регламентов) (ДПК-4);
- способностью организации информационно-консультативной работы при расследовании преступлений, организации эффективного взаимодействия с оперативно-розыскными органами и экспертно-криминалистическими службами (ДПК-5).
Учитывая изложенное, немаловажное значение для освоения вышеуказанных компетенций представляет научно-исследовательская работа магистра, включающая в себя подготовку магистерской диссертации в соответствии с обозначенным профилем подготовки.
Общие положения
Согласно Положения о магистерской диссертации ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», принятого на заседании Ученого совета протоколом № 19 от 26 июня 2012 г.: «магистерская диссертация представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, посвященную решению актуальной задачи, имеющей научный и/или практический интерес, содержащую совокупность научных и/или практических обобщений, выполняемой под руководством научного руководителя».
Исходя из текста указанного локального Положения, «магистерская диссертация имеет целью показать:
- уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по соответствующей магистерской программе;
- умение выявлять и анализировать литературные источники по проблеме исследования;
- способность самостоятельно проводить научные исследования, выполнять проектные работы, систематизировать и обобщать фактический материал;
- умение формулировать выводы и практические рекомендации по результатам проведенных исследований».