Тема 19. Законность, правопорядок и общественный порядок
Понятие и принципы законности
Принцип законности является общим правовым основанием применения мер государственного принуждения к лицам, уклоняющимся от исполнения и соблюдения действующих норм права. Этот принцип понимается, прежде всего, как требование государства неукоснительно исполнять устанавливаемые им законы и иные нормативно-правовые акты. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Все компоненты правового регулирования, обладающие свойством общеобязательности, подлежат неукоснительному исполнению в фактической деятельности, на уровне конкретных отношений. Следовательно, нормативно-правовую базу законности составляют не только законы, а вся совокупность действующих в обществе норм права и основанных на них правоприменительных актов. Иначе оказывалось бы, что правоприменительные акты можно не исполнять, а меры государственного принуждения к их нарушителям можно игнорировать, считая их голым произволом, нарушением Конституции.
Однако Конституция не ограничивает законность исполнением законов. Буквальное толкование в данном случае искажает смысл Конституции. Термин «закон» применен в широком смысле как вся совокупность нормативно-правовых актов. Иначе это положение вступало бы в противоречие с нормами Конституции РФ, наделяющими Президента РФ и Правительство РФ правом издавать правовые акты, обязательные для исполнения на всей территорий РФ.
Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения и исполнения действующего права последовательно распространяется на все сферы правовой деятельности государства и членов гражданского общества и образует особый общественно-политический режим. Содержание этого режима применительно к отдельным сферам правовой деятельности можно охарактеризовать следующим образом.
1. Законность является важнейшим принципом правотворческой деятельности государственных органов. Ее последовательное проведение означает, что правотворческие органы принимают нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции, с осуществлением установленных законом или иным нормативно-правовым актом правотворческих процедур и в установленной форме. Принимаемые нормативно-правовые акты последовательно согласуются с Конституцией и федеральными законами.
2. На стадии правоприменения, реализации норм права принцип законности означает строгое следование государственных органов и должностных лиц действующим законам, иным нормативно-правовым актам, которыми закреплена их компетенция, порядок разрешения дел и пересмотра актов применения права, вступивших в законную силу.
3. В сфере государственного принуждения законность означает активную деятельность органов государства и должностных лиц по решительному пресечению любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, и восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, иных лиц, а также принятие иных мер, способствующих реализации норм права в конкретных правоотношениях. Правоохранительная деятельность включает в себя правоприменение, осуществляемое в соответствии с вышеизложенными требованиями законности.
4. В сфере реализации права гражданами и их коллективными образованиями законность проявляется в неукоснительном следовании членов гражданского общества действующему праву. Это следование проявляется в их действиях и поступках, осуществляемых в пределах предоставленных правомочий либо обеспечивающих надлежащие исполнение обязанностей, предусмотренных законом, иными нормативно-правовыми актами либо договором.
Таким образом, всеобщий принцип законности в отдельных сферах правовой деятельности общества и государства конкретизируется различным образом с учетом специфики правового статуса субъектов. Однако многообразие форм проявления всеобщего в отдельном не должно вести к утрате основного свойства законности - единообразного понимания и применения всеми государственными органами и должностными лицами федеральных законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории Российской Федерации, а нормативно-правовых актов субъектов РФ - на территории этого субъекта.
Таким образом, законность представляет собой политико-правовой режим деятельности гражданского общества и государства, в котором органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица единообразно понимают и применяют действующие в обществе законы и иные нормативно-правовые акты, а также неукоснительно исполняют и соблюдают ид наряду с гражданами и их объединениями.
Правопорядок и общественный порядок,
их и соотношение с законностью
Правомерное поведение граждан в своей совокупности, системе образует новое правовое явление - правовой порядок. Эта система отношений складывается на основе и в соответствии с нормами права, является такой, какой ее желало видеть государство, его органы, принимая законы и иные нормативно-правовые акты.
Если содержание правопорядка образуют правовые отношения, то действующие нормы права образуют его нормативную основу. Правопорядок предстает как совокупный итоговый результат действия механизма правового регулирования, его двух компонентов - механизма правотворчества и механизма реализации норм права. Поскольку не все принятые нормы права реализуются в конкретных правоотношениях, то правопорядок является надежным критерием способности государства осознавать специфику конкретно-исторических условий существования общества, его потребности и интересы и осуществлять эффективное регулирование общественных отношений. При этом в правопорядке надлежит выделять три основных компонента: правопорядок в сфере правотворчества, правопорядок в сфере деятельности органов исполнительной власти и правопорядок в сфере частного права.
Правопорядок в сфере правотворческой деятельности государства закладывает основы правопорядка в обществе. Не может быть порядка там, где правотворчество осуществляется произвольно, без возведения этой важнейшей деятельности в строго установленные Конституцией и законом рамки. Юридической основой правопорядка, следовательно, выступают не любые общеобязательные властные веления государства, а лишь нормы, правильно отражающие происходящие в обществе процессы, явления и способствующие прогрессивному развитию общества, созданию необходимых условий для реализации прав и свобод граждан
Не могут входить в нормативную основу правопорядка и нормы права, принятые с нарушением правил правотворческой деятельности. Во всех случаях, когда государственный орган не соблюдает закрепленный Конституцией РФ, иными нормативно-правовыми актами порядок правотворчества, будь то принятие акта по вопросам, выходящим за пределы его нормотворческой компетенции или нарушение какой-либо необходимой правотворческой процедуры, его действия являются разновидностью правонарушений. Также правотворческие действия и созданный ими результат лежат за пределами правопорядка и его правовой основы.
Таким образом, правопорядок в сфере правотворческой деятельности образуют отношения в процессе подготовки и принятия нормативно-правых актов, соответствующих Конституции РФ и федеральным законам и исключающих подмену норм права государственным произволом.
Правопорядок в сфере деятельности органов исполнительной власти и суда представляет собой систему общественных отношений, которая складывается в процессе исполнения названными органами законов и иных нормативно-правовых актов.
Таким образом, правопорядок представляет собой систему правоотношений, обеспечивающих подготовку и принятие норм права, соответствующих конституции страны, ее законам и исключающим подмену норм права государственным произволом, а также систему правоотношении, которая возникает и развивается в строгом соответствии с нормами нрава и обеспечивает реализацию целен правого регулирования.
Правопорядок соотносится с двумя явлениями: с общественным порядком и законностью. Общественный порядок представляет собой систему общественных отношений, которая складывается под воздействием всех социальных норм: обычаев, традиций, морали, религиозных установок, корпоративных предписаний и правовых норм. Правопорядок - это часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка.
Правопорядок в узком смысле рассматривается как порядок в общественных местах. Подобное понимание правопорядка связано с охраной общественного порядка правовыми средствами и служит практической цели поддержания порядка в публичных местах. В широком смысле правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм. Как таковой правопорядок выступает в виде упорядоченной системы» всех правоотношении: конституционных, административных, гражданско-правовых и других правовых связей.
Вместе с тем правопорядок и законность - не тождественные понятия: они соотносятся между собой как цель и средство. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами. Незаконные методы поддержания порядка разрушают его изнутри, так как противоречат юридической природе правопорядка как порядка законного.
Там, где порядок в обществе держится только на узаконенной силе, выдаваемой за право, правовой порядок отсутствует, его место занимает законопорядок - суррогат правопорядка. Законопорядок находит свою опору не в правосознании граждан, а в законопослушании, основу которого составляют негативные санкции закона.
Подлинный правопорядок тесно связан со свободой личности. В этом смысле правовой порядок представляет собой систему отношений, при которой существует признание личности государством и признание личностью предписаний государства в качестве правовых установлении, которые подлежат реализации.
Гарантии законности и правопорядка
Под требованиями законности понимаются принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности и одновременно являются ее принципами.
Традиционно к требованиям законности относят всеобщность законности, верховенство закона, единство законности и целесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость ответственности и контроль за реализацией законов.
Всеобщность законности. Это требование означает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.
Единство законности. Это требование означает, что законы имеют одинаковую силу на территории всего государства. Законность не может быть калужской или казанской. Она должна быть единой всероссийской. Проявление местничества представляет собой отступление от законности.
Верховенство закона. Это требование означает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основными регуляторами общественных отношений. Все другие нормативные акты являются подзаконными и принимаются на основе и во исполнение законов. Этот принцип направлен против создания ведомственных нормативных актов, не соответствующих законам, и самочинных распоряжений должностных лиц.
Единство законности и целесообразности. Это требование означает недопустимость отступления от предписания закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность заключается в неукоснительной реализации требований законов.
Неразрывная связь законности с культурой состоит в том, что законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации.
Неотвратимость ответственности. Этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания. На практике реализация этого требования должна проявляться в повышении раскрываемости преступлений и своевременном рассмотрении административных, уголовных и гражданских дел.
Контроль за реализацией законов. Выполнение этого требования заключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в форме прокурорского и конституционного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порождает беззаконие.
Гарантиями законности являются объективные и субъективные факторы, которые создают прочную основу точной и неуклонной реализации законов всеми субъектами права.
Социально-экономическими гарантиями законности являются высокий уровень и стабильность экономики, многообразие форм собственности, устранение монополизма, отсутствие социальных кризисов, высокий уровень социальной защищенности и материального обеспечения граждан.
Политические гарантии заключаются в укреплении демократизма государственного и общественного строя, расширении гласности и общественного контроля за деятельностью администрации всех уровней, формировании и развитии открытой политической системы.
Идеологические гарантии включают в себя формирование, развитие и укрепление идеологии, рассматривающей человека в качестве высшей ценности общества, а гражданина - в качестве высшей ценности государства.
Юридические гарантии заключаются в совершенствовании нормативной базы, разделении властей, своевременном предотвращении, предупреждении и пресечении правонарушений, обеспечении прав личности законными средствами.
Общественные гарантии включают в себя высокий уровень правового сознания и правовой культуры общества, нетерпимость к нарушениям законов, активность общественных организаций и массовых правозащитных движений.