Виды избирательных систем. Основные этапы и динамика избирательных кампаний. Референдум. Электоральное поведение

Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в Конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система. Избирательная система — это порядок организации и проведения выборов, распределения депутатских мандатов. Важно отметить, что в мировой практике наиболее распространеннымн типами избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная,хотя существуют и другие: смешаная и консенсусная системы.

Избирательные системы различаются:

- по способу голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти;

- по количеству партий и их роли;

- по способу формирования парламентского большинства.

В основу мажоритарной системы положен принцип большинства. Согласно этому принципу избранным по избирательному округу считается кандидат, получивший установленное большинство голосов. Различают две разновидности этой системы: мажоритарная система абсолютного большинства (50%+1 голос) (Австрия. Франция, РБ) и мажоритарная система относительного большинства, т. е. больше чем у соперников (США, Великобритания, Канада, Франция и др.). Главное достоинство мажоритарной системы, особенно в условиях политической и экономической нестабильности в стране, состоит в том, что она позволят создать стабильное и сильное правительство опирающееся на надежное большинство в парламенте. Основным недостатком этой системы являемся то. что она не полностью выражает волю населения.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между голосами и завоеванными мандатами. Выборы, проводимые по этой системе, являются строго партийными (каждая из партий выдвигает свой список кандидатов). Следует отметить, что результаты голосования определяются по установленной квоте, т. е. минимуму голосов, необходимых для избрания одного кандидата.

Главное достоинство пропорциональной системы – представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества. Недостатки – пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию.

Необходимо подчеркнуть, что в некоторых странах применяется смешаная избирательная система (ФРГ. Литва, Российская Федерация). При такой системе половина депутатов избирается в одноименных округах по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина - по пропорциональной системе с помощью партийных списков. К достоинствам сметаной системы можно отнести укрупнение политических партий или их блоков при одновременном соблюдении принципа пропорциональности. В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партия «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Практически это выражается в том. что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений.

В Республике Беларусь выборы являются свободными, все­общими, равными, прямыми, тайными. В соответствии с Кон­ституцией избирательным правом не владеют лишь определенные категории граждан: не достигшие 18 лет, недееспособ­ные, содержащиеся в местах лишения свободы или под стра­жей в день выборов. Кандидат на должность Президента Рес­публики Беларусь, депутата Палаты представителей, члена Совета Республики должен быть не моложе 35 лет, 21 года, 30 лет соответственно. Выборы членов Совета Республики Национального собрания являются косвенными.

Правовой основой избирательной системы в Республике Беларусь являются Конституция и Избирательный кодекс. При выборах Президента используется мажоритарная изби­рательная система абсолютного большинства, депутатов Палаты представителей — абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства — во втором. При выбо­рах в местные Советы применяется мажоритарная система относительного большинства, а при проведении голосования по одной кандидатуре кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избирательный процесс – система правовых норм и определенная последовательность действий по организации, проведению, установлению, и опубликованию итогов выборов. В избирательном процессе обычно выделяют 12 стадий: назначение выборов; установление (нарезка) избирательных округов; создание избирательных участков; организация избирательных органов; регистрация избирателей и составление их списков; выдвижение кандидатов в депутаты; регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование; подсчет голосов; установление итогов выборов; опубликование выборов.

В соответствии с Избирательным кодексом РБ выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее, чем за 5 месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за 2 месяца до истечения срока его полномочий. Выборы в Палату представителей и местные Советы депутатов назначаются Президентом не позднее, чем за 4 месяца и проводятся не позднее чем за 30 дней до окончания их полномочий.

Проведение республиканских референдумов в РБ инициируется Президентом, Парламентом и гражданами (не менее 450 тыс.), обладающими избирательным правом.

Для проведения выборов в Палату представителей образуются 110 избирательных округов 9 от одного округа по одному депутату) примерно с равной численностью избирателей. Отклонения, как правило, не могут превышать 10%.

Участки для голосования образуются не позднее, чем за 2 месяца до выборов с числом не менее 20 и не более 3 тыс. избирателей. Местами для проведения голосования могут быть различные учреждения, учебные заведения, помещения предприятий, санатории, больницы и др.

Различают 4 группы избирательных органов: центральные, территориальные, окружные, участковые. Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов состоит из 12 человек, 6 из которых назначает Президент, 6 избираются Советом Республики. Это постоянно действующий государственный орган.

В Беларуси существуют постоянные списки избирателей (по месту прописки), которые обновляются перед каждыми выборами.

Право выдвижения кандидатов в депутаты Палаты пред­ставителей принадлежит зарегистрированным политическим партиям, трудовым коллективам (численностью не менее 300 человек), а также гражданам путем сбора подписей изби­рателей (не менее 1000 подписей).

Правом выдвижения кандидатом в Президенты принад­лежит гражданам Республики Беларусь при наличии не ме­нее 100 тыс. подписей избирателей в их поддержку. Прези­дентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, обладающий избирательным правом и посто­янно проживающий в республике не менее 10 лет непосред­ственно перед выборами.

Регистрация кандидатов в президенты осуществляется Центризбиркомом, а кандидатов в депутаты — соответствующей окружной территориальной комиссией.

После регистрации кандидатов наступает стадия предвыборной борьбы или избирательная кампания— совокупность установленных законом процедур и действий, обеспечивающих функционирование избирательного процесс между назначением выборов и их проведением. В Республике Беларусь на избирательную кампанию по выборам и Президента, и Парламента отводится 3 месяца.

В ходе подготовки и проведения избирательной кампании используются разнообразные технологические прием" а также избирательный маркетинг — часть политически маркетинга по оказанию профессиональной помощи политическим партиям и кандидатам в разработке и проведении эффективной избирательной кампании.

Цель избирательного маркетинга и избирательных технологий состоит в том, чтобы предоставить избирателям бор, а не принуждать их принять то или иное решение путем манипуляции общественным сознанием.

Избирательная кампания заканчивается в день голосования. Голосование по реализации волеизъявления граждан проводится с 8.00 до 20.00 часов. Каждый избиратель голосует лично. Бюллетень заполняется голосующим в кабине или в комнате для тайного голосования, при этом запрещается кому-либо еще присутствовать в кабине.

Непосредственный подсчет голосов проводится после то­го, как бюллетени извлекаются из избирательных ящиков. Недействительные бюллетени также подсчитываются. Под­счет должен вестись открыто и гласно членами участковой комиссии в присутствии наблюдателей. После подсчета голо­сов составляется протокол. Копия протокола после его под­писания избирательной комиссией вывешивается для всеоб­щего ознакомления.

Установление итогов выборов проводится территориаль­ными, окружными комиссиями на основании протоколов участковых избирательных комиссий. Окончательно итоги выборов Президента устанавливает Центризбирком не позд­нее чем через 10 суток после окончания голосования.

Сообщения об итогах выборов обнародуются и опублико­вываются не позднее чем через 3 дня с момента подписания протокола об итогах выборов.

Для большинства граждан республики выборы — это гражданский долг, реализация гражданских прав.

В современных демократических государствах выборы, голосование и представительство − важные и необходимые основы функционирования и развития политической систе­мы, наиболее доступный способ участия граждан в политической жизни общества.

Наши рекомендации