Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Наука– 1) одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человека; 2) сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию, оценку новых знаний о природе, обществе, человеке.

Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты: совокупность знаний и их носителей; наличие специфических познавательных целей и задач; выполнение определенных функций; наличие специфических средств познания и учреждений; выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений; существование определенных санкций.

Наука как социальный институт включает:

– ученых с их знаниями, способностями и опытом – представители науки, осуществляющие осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества;

– научные учреждения (РАН, научные центры, государственные институты и др.) и организации (ЮНЕСКО, ИЮПАК, международный астрономический союз и др.;

– специальное оборудование (лабораторные установки, космические станции и др.);

– методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и т. д.);

– особый язык (знаки, символы, формулы, уравнения и пр.).

Цель науки – получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Характерные черты науки: обоснованность утверждений, достоверность полученных результатов, системность исследований.

Принципы науки (по Р. Мертону)

– универсализм – внеличностный характер, объективная природа научного знания; интернациональный и демократичный характер науки.

– коллективизм – всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние;

– бескорыстие, обусловленное общей целью науки – постижением истины;

– организованный скептицизм – критическое отношение к себе и работе своих коллег; в науке ничего не принимается на веру.

Свойства науки, как профессионально-организованной познавательной деятельности: объективная предметность; общезначимость; обоснованность; определенность; точность; проверяемость; воспроизводимость предмета знания; объективная истинность; полезность.

Функции науки

1) культурно-мировоззренческая – формирует мировоззрение; научные представления – часть общего образования, культуры;

2) познавательно-объяснительная – наука стала фактором производственного процесса, развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований;

3) прогностическая – данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами;

4) практически-действенная;

5) социальной памяти и др.

Классификация современных наукпроизводится по типу современных наук, различаемых и по объекту, и по предмету, и по методу, и по степени общности и фундаментальности знания, и по сфере применения и т. п.

1. Науки делятся на: а) естественные (астрономия, астрофизика, космохимия, геология, геофизика, геохимия, цикл антропологических наук и др.); б) общественные (социальные) (социология, политология, юридические, управленческие и др.); в) гуманитарные (психология, логика, литературоведение, искусствоведение, история, науки о языке и др.); г) технические – (науки, изучающие действия законов физики и химии в технических устройствах, и другие науки).

2. По непосредственному отношению к практической деятельности науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные . Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы и культуры. Цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел.

Направления научных исследований

• Фундаментальные научные исследования – это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования.

• Прикладные научные исследования – это исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.

Тенденции развития научного знания

Дифференциация , т. е. разделение, дробление на все более мелкие разделы и подразделы (например, в физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика, электродинамика, статистическая механика, термодинамика, гидродинамика и пр.).

Интеграция научного знания стала ведущей закономерностью его развития и может проявляться: в организации исследований «на стыке» смежных научных дисциплин; в разработке «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент); в разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика); в изменении характера решаемых современной наукой проблем – они по большей части становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и пр.).

Дифференциация и интеграция в развитии науки – взаимодополняющие тенденции.

Современная наука – сложная сеть взаимодействующих коллективов, организаций и учреждений, которые связаны не только между собой, но и с другими мощными подсистемами общества и государства: экономикой, образованием, политикой, культурой и др.

К основным характеристикам современной науки можно отнести: резко возросшее количество ученых; рост научной информации; изменение мира науки (наука включает около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом); превращение научной деятельности в особую профессию.

Наука: 1) помогает человеку не только объяснять известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение; 2) осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития; 3) осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению; 4) выполняет непосредственную функцию производительной силы общества.

Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, источников энергии и т. д.) – представляет собой этап в развитии научно-технического прогресса (НТП), который связан с превращением науки в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития общества). Современная НТР – это совокупность коренных, качественных и взаимосвязанных преобразований в средствах производства (орудиях и средствах труда), технологии, организации и управлении производством на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. Научное управление производительными силами – мощный источник развития общества. Технологический переворот требует постоянного переобучения, поэтому научные инвестиции в человека наиболее перспективны.

Социальные последствия научно-технической революции

А) позитивные: возрастание роли научных знаний; развитие образования, применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов; овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях; уменьшение числа занятых в производстве и количества используемой энергии и сырья; изменение облика работников в отраслевой и профессиональной структуре, а также в их квалификации.

Б) негативные: техногенные катастрофы; рост безработицы, особенно среди лиц среднего возраста и молодежи, вызванной циклическими спадами производства, развитием автоматизации, структурной перестройкой экономики; неумение части работников осваивать постоянно обновляющиеся знания превращает их в «лишних» людей; многочисленные экологические проблемы.

Научная деятельность предполагает свободу творчества ученых. Но одновременно предъявляет к ним определенную систему ценностей в науке: общечеловеческие ценности и запреты; этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание истины; свободу научного поиска и социальную ответственность ученого.

Уже в древности представители науки проявляли интерес не только к морали, но и своими взглядами формировали моральные нормы научного сообщества («Не навреди»). Зачастую научные открытия и достижения несут новые угрозы человечеству (клонирование, средства массового уничтожения и т. д.). Необходимо, чтобы ученые всегда понимали, какую огромную ответственность они несут за использование своих научных достижений. Добросовестность как одно из важнейших требований к научному труду проявляется:

• в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследований

• в доказательности новых научных знаний, в их неоднократной проверке

• в научной честности и объективности («Платон мне друг, но истина дороже»)

• в отказе от введения в науку (практику) необоснованных, непроверенных новаций.

Образование

Самообразование – знания, умения и навыки, приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Образование– один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1) признание приоритетности сферы образования;

2) обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации; включение российского образования в мировое образовательное пространство;

5) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;

6) свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека и т. д.

7) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности, непрерывность образования; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

8) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

10) равенство прав и свобод участников отношений в сфере образования;

11) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Функции образования

* Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т. д.).

* Накопление и хранение культуры общества.

* Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования. Образование – важнейший канал социальной мобильности.

* Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь, молодежи.

* Экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества, обеспечение профессиональной ориентации человека.

* Введение социокультурных инноваций.

* Социальный контроль.

Общие тенденции в развитии образования

1) Демократизация системы образования (образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются).

2) Рост продолжительности образования (современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения).

3) Непрерывность образования (в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии).

4) Гуманизация образования (внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям).

5) Гуманитаризация образования (повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе: экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний).

6) Интернационализация процесса образования (создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем).

7) Компьютеризация процесса образования (использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба).

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, устанавливаемые университетами; образовательные программы различного вида, уровня и направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители);

3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяетсяна общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; 5) среднее профессиональное образование; 6) высшее образование – бакалавриат; 7) высшее образование – подготовка специалиста, магистратура; 8) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живет, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.

Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т. д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.

С учетом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.

Религия

Религия– это вера в сверхъестественное; совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Религия является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Выделяют следующие группы определений религии:

1. Теологические – определения, принятые в богословии.

2. Философские позволяют взглянуть на религию как на особое образование, выполняющее в обществе важные функции.

* И. Кант различал религии моральные и статуарные. Моральные религии основаны на вере «чистого разума», в них человек с помощью собственного разума познает божественную волю в себе самом. Статуарные религии основаны на исторической традиции;

* Г. Гегель считал, что религия является одной из форм самопознания Абсолютного духа;

* Марксистская философия определяет религию как веру в сверхъестественное; религия – это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в действительной жизни.

3. Психологические

* У. Джеймс считал, что истинность религии определяется ее полезностью;

* Фрейд называл религию «великой иллюзией»;

* К. Юнг считал, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, которое выражается в архетипах и воплощается в образах мифологии и религии.

Основные элементы религии: религиозное сознание (идеология и религиозная психология); религиозный культ (отношения); религиозные организации.

Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. В настоящее время религиозная идеология, в частности, включает: догматику; богословие; учение о культах (экзегетика); церковную археологию; учение об отцах церкви (патрология); историю святых книг церкви; правила проведения служений (гомилетика).

Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах. Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность. Центральным элементом религиозного сознания является религиозная вера – это особое психическое состояние, которое возникает в условиях дефицита точной информации и способствует эффективной деятельности индивида.

Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом.

Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. К древним религиозным культам относятся: превознесение богов, святых, предков, реликвий; жертвоприношение, жертвование, милостыня; богослужение, таинства, молитвы; освящение церковных сооружений, утвари и пр.; пропаганда вероучения, книг, деятелей, мучеников за веру и др.; Разновидностью культа является магия (колдовство) – комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов. Культовые акты: заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др.

Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей, т. е. на паству и пастырей или мирян и клир. Клир объединяет следующих религиозных руководителей: патриарх, папа, аятолла и др.; синод, коллегия кардиналов, имамат и др.; священнослужители. Религиозные организации выступают и в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др.

Религиозная культура – это часть духовной культуры человечества, порожденная религиозными запросами людей и призванная их удовлетворять. Компоненты: элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, нормы морали. Специализированный уровень религиозной культуры – религиозные учения и конфессии, эзотерика; обыденный – мистика, бытовая магия и суеверия.

Виды религии, вытекающие из периодизации ее развития

* полидемонизм (язычество):

Анимизм – выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.

Фетишизм – поклонение материальным предметам – «фетишам», которым приписываются сверхъестественные свойства.

Тотемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

Пантеизм – «философская» форма религии, отождествляющая абсолют с природой. Деизм рассматривает природу и Бога как сосуществующие начала. В теизме Бог понимается как бесконечное, личное, трансцендентное начало, сотворившее мир в свободном акте воли из ничего.

* национальные религии, возникшие на этапе становления классового общества и образования государства (индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм), выражают национальную специфику народа и, легко приспосабливаясь к изменяющемуся миру, способны удовлетворять религиозные потребности граждан даже в современном обществе. Исповедовать такую религию могут только те, кто принадлежит к данному народу.

* мировые религии, к которым относятся буддизм, христианство, ислам, может исповедовать любой человек независимо от национальности.

Признаки мировых религий: огромное число последователей во всем мире; эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп); пропагандистская активность; космополитичностъ (меж– и надэтнический характер; выходят за пределы наций и государств).

Мировые религии

А) Буддизм – наиболее древняя мировая религия (возникла в VI в. до н. э. в Индии, в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока). Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Основные идеи: 1) жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей; чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний; 2) возрождение после смерти; 3) надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей. В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы.

Б) Христианство возникло в I в. н. э. в восточной части Римской империи – Палестине – как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства – надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. Священной книгой христиан является Библия, которая состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Христианство распалось на три течения: православие, католицизм, протестантизм. Протестантизм имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство.

В) Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Священная книга мусульман Коран. Сунна – сборник назидательных рассказов о жизни пророка, Шариат – свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Культовое помещение мусульман называется мечетью. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Виды религии по количеству богов , которым поклоняются представители определенного вероисповедания:

* Монотеистические религии утверждают веру в одного Бога: иудаизм, христианство и ислам.

* Политеистические религии утверждают веру во множество богов. К ним относятся все остальные религии мира, в том числе и мировая религия буддизм.

Церковь – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих. Факторы, способствующие образованию церкви: общее вероучение; религиозная деятельность; церковь как социальное явление; система управления жизнью, деятельностью и поведением верующих. В церкви действует определенная система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.

Основные функции религии

1) Мировоззренческая задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек.

2) Компенсаторная (терапевтическая) восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане перестройки сознания, изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение.

3) Коммуникативная обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих – с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.

4) Регулятивная упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность.

5) Интегрирующая объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция).

6) Культурно-транслирующая способствует развитию определенных основ культуры – письменности, книгопечатания, искусства; обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры; осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

7) Легитимирующая узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы.

8) Гносеологическая (познавательная) – по-своему отвечает на вопросы, которые не может осветить наука.

9) Этическая – обосновывает мораль, нравственные ценности и идеалы общества.

10) Социальная – интегрирует, объединяет людей не по родственным, национальным или расовым признакам, а по духовно-догматическим, что значительно шире;

11) Духовная – наполняет жизнь смыслом, открывает перспективу личного самосовершенствования и вечной жизни, бессмертия, отвечает на вопрос о смысле жизни человека и бытия.

Религия, являясь неотъемлемой частью духовной культуры, оказала громадное влияние на все ее развитие: религией дарованы человечеству «священные книги» (Веды, Библия, Коран); европейская «архитектура и скульптура Средних веков были «Библией в камне» (Питирим Сорокин ); музыка носила почти исключительно религиозный характер; живопись в значительной части была построена на религиозных сюжетах; византийские и древнерусские школы иконописи явились заметным явлением в истории мировой культуры. Церковь играла важную роль в распространении грамотности. Храмы являлись не только местом богослужения, но и замечательными историко-архитектурными памятниками, в некоторых соборах были библиотеки, велось летописание. Церкви осуществляли милосердную и благотворительную деятельность, помогая больным, инвалидам, малоимущим, нищим. Монастыри вели значительную по объему хозяйственную работу, осваивая нередко новые земли и занимаясь продуктивным сельским хозяйством (монастырь на Соловецких островах и др.). Церковь выступала как мощный источник патриотизма. Известна роль Сергия Радонежского в освобождении Руси от иноземного ига. С самого начала Великой Отечественной войны деятельность духовенства способствовала общенародной борьбе с захватчиками.

Роль религии в современном мире:

1. Огромное количество людей, живущих на Земле, являются религиозными людьми.

2. Влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает религию государственной и обязательной.

3. Религия остается одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали.

4. Религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства.

Современные мировые религии стремятся внести свой вклад в мирное сосуществование государств на планете, занимаются благотворительной деятельностью, стремятся сохранять свой нравственный авторитет.

Искусство

Искусство1) в узком смысле – это специфическая форма практически-духовного освоения мира; 2) в широком – высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах; одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; художественно-образная форма познавательной деятельности человека, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния.

Версии соотношения природы и искусства

а) Кант сводил искусство к подражанию.

б) Шеллинг и немецкие романтики ставили искусство выше природы.

в) Гегель ставил искусство ниже философии и религии, полагая, что оно отягощено чувственностью, т. е. выражает духовную идею в неадекватной ей форме.

Теории происхождения искусства

1. Биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.

2. Игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.

3. Магическая: искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.

4. Трудовая: искусство – результат труда (полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения).

Отличия искусства от других форм общественного сознания

– Искусство познает мир посредством образного мышления (если действительность предстает в искусстве целостно, то сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных).

– Искусство не ставит целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и другие. Искусство как особая специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность эстетически, с позиций основных эстетических категорий: «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комического».

– Целостно-образный и эстетический принципы художественного сознания отличают искусство от морали.

Функции искусства

1) общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества;

2) художественно-концептуальная – анализирует состояние окружающего мира;

3) воспитательная – формирует личность, чувства и мысли людей; воспитывает гуманистические качества человеческой личности;

4) эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека;

5) утешительно-компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности;

6) предвосхищения – предвосхищает будущее;

7) внушающая – воздействует на подсознание людей, на человеческую психику;

8) гедонистическая (от греч. наслаждение) – доставляет людям удовольствие; учит людей относиться к миру позитивно, смотреть в будущее с оптимизмом;

9) познавательно-эвристическая – отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке;

10) синтезирующая – является сокровищницей образов и символов, в которых выражаются значимые для человека ценности;

11) коммуникативная – связывает людей вместе, служит средством общения и коммуникации;

12) рекреационная – служит средством отдыха, освобождением от повседневных трудов и забот.

Наши рекомендации