Ответственность перевозчика при международных автотранспортных перевозках
Перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза, его повреждение, происшедшую в период времени между принятием груза к перевозке и его выдачей, а также за просрочку в доставке (ст.17 КДПГ). Бремя доказывания наличия этих обстоятельств лежит на перевозчике (ст.18 КДПГ).
Перевозчик может быть освобожден от ответственности когда утрата, повреждение, просрочка в доставке груза являются следствием неправомерных действий лица, заявляющего соответствующие требования, естественных свойств груза либо обстоятельств, которые перевозчик не мог избежать и последствий, которых он не мог предотвратить, а также когда утрата, повреждение груза вызваны особыми рисками, неразрывно связанными с одним или несколькими из следующих обстоятельств:
- использование открытых или неукрытых транспортных средств, если их использование специально было отмечено в накладной,
- отсутствие или повреждение упаковки грузов, подверженных по своей природе порче без упаковки или при неудовлетворительной упаковке,
- перемещение, погрузка, размещение, выгрузка отправителем или получателем или лицами, действующими от их имени,
- природа некоторых грузов, подверженных полной или частичной гибели, в частности, ржавению, гниению, усушке, утечке и т.д.,
- недостаточная или неудовлетворительная маркировка или нумерация грузовых мест,
- перевозка живых животных (ст.17 КДПГ).
Бремя доказывания отсутствия этих обстоятельств лежит на лице, заявляющем требования к перевозчику(ст.18 КДПГ).
КДПГ и УАТ особо оговаривают срок по истечение которого груз может считаться утраченным. По КДПГ согласно ст. 20 управомоченное лицо без особых доказательств может считать груз утраченным, если он не был доставлен в течение 30 дней по прошествии установленного срока доставки, а если он не был установлен, то – 60 дней со дня принятия груза к перевозке. Похоже этот вопрос регулируется по ст.139 УАТ: отправитель или получатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения за утрату, если груз не был выдан получателю по его требованию в междугородней перевозке в течение 30 дней по истечение срока доставки.
Основания ответственности и освобождения от нее перевозчика по УАТ регулируется схоже с КДПГ. Согласно ст.132 УАТ перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия к перевозке до выдачи получателю если не докажет, что утрата, повреждение, недостача произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в частности, вследствие: вины грузоотправителя, получателя, особых естественных свойств груза, недостатков тары, упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду, сдачи груза к перевозке без указания в товарно-транспортной накладной особых свойств, требующих особого обращения с грузом при перевозке или хранении, сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленные нормы. Эти обстоятельства должны быть доказаны перевозчиком. Согласно ст.133 перевозчик может быть также освобожден от ответственности в случаях, когда: груз прибыл в исправных транспортных средствах с исправными пломбами, недостача произошла вследствие естественных причин, связанных с перевозкой на открытом подвижном составе, груз перевозился в сопровождение экспедитора, недостача не превышает норм естественной убыли груза. В этих случаях перевозчик несет ответственность, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача, повреждение произошли по вине перевозчика.
Ограничение ответственности перевозчика. По УАТ согласно ст.135 пределы ответственности перевозчика составляют:
- за утрату, недостачу груза – размер действительной стоимости утраченного, поврежденного груза,
- за порчу, повреждение – размер суммы, на которую понизилась стоимость груза,
- за утрату груза с объявленной ценностью – размер объявленной ценности, если не будет доказано, что действительная ценность меньше,
Кроме того, перевозчик возвращает уплаченную провозную плату, если она не включена в стоимость груза. За просрочку в доставке согласно ст.137 перевозчик отвечает в следующих пределах:
-15% провозной платы за просрочку доставки на 1 сутки,
- 30% -- 2 суток,
- - 45% -- 3 суток,
- 60% -- 4 суток,
- 75% -- 5 суток,
- - 90% -- более пяти суток.
Причем согласно ст.126 УАТ всякие соглашения сторон об изменении, устранении ответственности считаются недействительными (это же следует и из ст.41 КДПГ).
По КДПГ согласно ст.23 КДПГ ответственность перевозчика ограничивается 25 золотыми франками (это уже другие франки они оцениваются в 10,31 граммов золота 900-й пробы) за 1 кг веса брутто. Плюс он возвращает провозную плату. В случае просрочки перевозчик отвечает в размере провозной платы. Превышение этих пределов имущественной ответственности перевозчика возможно, если груз отправлен с объявленной ценностью (ст.24 КДПГ).
Претензии и иски.
По КДПГ как и по другим рассмотренным нами выше конвенциям незаявление претензии в определнные сроки может служить доказательством тог, что груз был доставлен надлежащим образом. Претензия должна быть заявлена в следующие сроки:
- в момент принятия груза, если речь идет о видимых потерях и повреждениях,
- в течение 7 рабочих дней со дня доставки, если речь идет о скрытых недостатках груза,
- в течение 21 рабочего дня с момента выдачи груза, если речь идет о просрочке в доставке (ст.30 КДПГ).
По спорам, вытекающим из договоров перевозки, которые регулируются нормами КДПГ, истец может обращаться в суды того государства, где находится постоянное местожительства ответчика, основное коммерческое предприятие, или филиал, отделение через которое договор перевозки был заключен, место принятия груза к перевозке, или место его доставки (ст.31).
Срок исковой давности составляет 1 год, в случае умышленных действий 3 года с момента: выдачи груза в случае частичной утраты груза, его повреждения или просрочки в доставке, с 30-го дня по истечение установленного для перевозки срока или 60-го дня в случае если он не был установлен в случае утраты всего груза, во всех прочих случаях по истечение 3-х месячного срока со дня заключения договора перевозки (ст.32).
Помимо судебного рассмотрения возможен и арбитраж – согласно ст.33 стороны могут сделать арбитражную оговорку. Как и по ВаК стороны должны указать в качестве применимого КДПГ, иначе арбитражное соглашение может быть недействительным.
По УАТ обязательно заявление претензии – ст.158. (Кстати не допускается заявление претензии на сумму менее 10 рублей). Сроки для заявления претензий по ст.163 6 месяцев:
- со дня выдачи груза по претензиям о возмещении за порчу, повреждение, недостачу,
- по истечение 30 суток со дня окончания сроков доставки при междугородних перевозках по возмещениям за утрату груза, …
- со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии во всех остальных случаях.
Иски могут быть предъявлены только при отказе в удовлетворении претензии.
По УАТ очень сокращенные сроки исковой давности. По ст.165 они предъявляются в месте нахождения предприятия перевозчика в 2-х месячный срок со дня получения ответа или дня истечения срока для ответа.