Договорные и контрактные отношения на внутренних и международных перевозках

Все взаимоотношения заказчика и транспортной организации строятся на договорной основе. Договор или контракт — это документ, определяющий взаимные обязательства договаривающихся сторон: обязанности, ответственность и права транспортных предприятий и заказчиков услуг по перевозке грузов или пассажиров.

Договора между предприятиями могут заключаться на какой-либо срок или быть одноразовыми. Основными условиями договора являются исполнение перевозчиком оговоренных сроков доставки груза получателю и оплата за выполненные услуги со стороны заказчика.

Отношения грузовладельцев и транспорта, фиксируемые в договорах, на внутренних и международных перевозках определяются, прежде всего, нормами национального законодательства. Основными документами национального и внутреннего права для всех видов транспорта России можно считать Гражданский кодекс РФ. (гл. 40 «Перевозка» и 41 «Транспортная экспедиция»), отдельные нормы Уголовного кодекса РФ., Уголовно-процессуального кодекса ., Налоговый и Административный кодексы и нормы национального права по конкретным видам транспорта.

Так, деятельность автомобильного транспорта в России регламентируется Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, железнодорожного – Уставом железнодорожного транспорта РФ, морского - Кодексом торгового мореплавания РФ, речного- Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, воздушного – Воздушным кодексом РФ. В этих законодательных документах содержатся и требования к перевозочной документации.

Международные перевозки регламентируются дву- или многосторонними международными договорами и соглашениями, судами и арбитражами, резолюциями международных организаций по вопросам международных перевозок, национальными правилами и торговыми обычаями, если ситуации не отражены в законах (список международных организаций, занимающихся вопросами транспорта, представлен в приложении).

При отсутствии единообразных правовых норм в международных документах возможно обращение к национальному праву, но при разногласиях в международных перевозках в соответствии с Конституцией РФ от 1993 г. преимущества остаются на стороне международного права.

Международные документы вступают в силу только в случае принятия и подписания их определенным числом стран, в зависимости от региона распространения документа. Например, Конвенция по перевозкам по реке Дунай подписана семью государствами, а Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) подписана большинством стран Европы и рядом стран Азии и Африки, кроме России.

В 1927 г. на Стокгольмской конференции Международной торговой палаты впервые заговорили о регулировании правовых отношений в смешанном сообщении, но до сих пор нет юридического документа, регулирующего договорные отношения между грузоотправителем и экспедитором (оператором, организатором) подобных перевозок (согласно 13 базисам поставки отправлять грузы может и производитель, и получатель груза). Отдельные попытки унификации условий экспедиторской деятельности предпринимаются со стороны Международной федерации экспедиторских ассоциаций. Все договоры транспортной экспедиции регулируются нормами национального гражданского права.

Международная торговая палата издает с 1936 г. сборник «Международные коммерческие термины ИНКОТЕРМС». Для грузовладельцев важен момент перехода ответственности (риска) за груз и возможность его страховки. За рубежом распространено практически 100%-ное страхование перевозки; в нашей стране обычно страхуются только грузы в международном сообщении. Риски могут быть объективными (землетрясение, ураганы и т.п.) и субъективными (кража, аварии и т.п.); страхуемыми и нестрахуемыми. Страхуемый риск — это риск, вероятность которого можно определить заранее, поэтому предлагается приемлемое вознаграждение за происшедшие неприятности (например, поломку транспортного средства, утрату или повреждение груза, неправильное оформление документов, конфискацию застрахованного имущества санитарной инспекцией, ущерб при выгрузке груза, его взрыв, расходы по оказанию медицинской помощи пострадавшим во время аварии и др.). Нестрахуемый риск не поддается расчету (определению), вследствие чего страховые компании не соглашаются участвовать в создании фонда для выплаты страховых вознаграждений. Это относится, в первую очередь, к так называемым форсмажорным обстоятельствам (гражданским волнениям, забастовкам, атомным взрывам, землетрясениям, извержениям вулканов, тайфунам и др. стихийным бедствиям). Свидетельства о происшедших неприятностях выдаются национальными торгово-промышленными палатами.

В отдельных случаях страховые компании могут отказаться от страховых выплат (например, при потере груза, связанной с его особыми естественными свойствами, несоответствующей тарой или упаковкой, недостаче груза при целостности наружной упаковки или из-за упущений грузовладельцев, замедления в доставке, при перевозке запрещенного груза, указанного под другим наименованием и др.).

Плата за страхование является мерой опасности, которой может быть подвергнут грузовладелец или перевозчик, поэтому важно правильно проектировать систему транспортировки и предпринимать меры, предупреждающие субъективные, т.е. зависящие от людей, риски. Страховые организации при наличии договора страховки с указанием конкретных причин могут возместить ущерб от страхуемого риска в случае аварий на транспорте, что позволит транспортной организации расплатиться за груз с грузовладельцем.

Конкретные условия перевозок пассажиров и отдельных грузов содержатся в соответствующих правилах по каждому виду транспорта, основанных на уставах или кодексах (например, «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»). В общих правилах определен порядок заключения договоров на перевозку, приема грузов, маркировки, пломбирования, оформления перевозочных документов, предъявления и рассмотрения претензий, переадресовки грузов, оплаты за перевозку и др.

Взаимоотношения потребителей и перевозчиков, работающих как физические лица, могут строиться на устном соглашении.

Документация на транспорте

Обязанности и ответственность сторон за перевозку груза определяются документами, в которых также оговорены вопросы несвоевременного или некачественного обслуживания, недостачи или потери груза, оплаты перевозок и учета работы участников всего транспортного процесса. Документация обеспечивает связь между предоставлением услуг заказчику и действиями, необходимыми для реализации таких услуг. Многие из внутренних документов основываются, в свою очередь, на международных документах. Характерным примером могут служить правила перевозки опасных грузов на разных видах транспорта, принятые многими странами для уменьшения негативного влияния опасного груза на экологию всех стран, которые требуют учета основных моментов, связанных с общей безопасностью, при разработке аналогичных правил в различных странах мира.

1) Главным документом, определяющим взаимоотношения заказчика и транспортных организаций, является договор на перевозку, в котором подробно отражаются условия взаимоотношений, т. е. устанавливаются объемы перевозок по номенклатуре, сроки, условия приема-сдачи груза, выполнения погрузочно -разгрузочных работ, форм оплаты, порядок предъявления претензий и исков и т.д. В долгосрочном договоре невозможно предусмотреть все обстоятельства, связанные, в том числе, со стохастичностью транспортного процесса, поэтому дополнительные условия конкретизируются накануне перевозок в представляемой заказчиком заявке, условия которой не могут противоречить условиям договора. Принятие заявки является правовой основой взаимоотношений сторон.

2) В процессе выполнения перевозок грузоотправитель должен оформить товарно-транспортную накладную (ТТН) или накладную СМК для международных перевозок автомобильным транспортом, авиационную накладную, морской коносамент, единый документ накладную С1М для железнодорожного сообщения. Эти документы необходимы для учета движения материальных ценностей и установления перехода права собственности на груз, т.е. грузоотправитель списывает при отправке данный объем (стоимость) груза, транспортник берет его под временную материальную ответственность, а грузополучатель приходует данный объем (стоимость). Транспортная организация на основе данного документа ведет учет выполнения договора в части объема перевозки и оплаты за проделанную работу.

3) Транспортная организация на каждое средство автомобильного транспорта выдает путевой лист определенной формы в зависимости от вида сообщения, по которому ведется учет работы подвижного состава и водителя. На основе путевого листа водителя выписывается заработная плата, ведется учет расхода топлива, определяется размер оплаты за перевозку и др. Замечания инспектирующих организаций по работе водителя на маршруте также могут вноситься в путевой лист.

В международных перевозках применяется множество документов, что связано с национальным и международным правом. Например, для стран, присоединившихся к Конвенции о договоре международной перевозки грузов, необходимо иметь книжку МДП (карнет Т1К) при автомобильных перевозках, что облегчит некоторые процедуры при переходе на другую территорию.

В 1971 г. в Лондоне Международная морская консультативная организация ИМКО и ЕЭК ООН, ФИАТА и БИМКО стали разрабатывать транспортные документы под ответственность экспедитора (оператора).

В 1973 г. Международная торговая палата опубликовала «Унифицированные правила в отношении комбинированного транспортного документа».

Наши рекомендации