Анализ нормативно-правовой базы

Также в процессе исследования, нами проанализирована нормативно-правовая документация, представленная в пункте «Приложения» (приложения 3-5). Выводы по анализу документации, теоретической информации и схожего опыта представлены в следующем пункте: «Решение проблемы».

анализ нормативно-правовой базы - student2.ru

Решение проблемы
Факторы, затрудняющие адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности. Понятие социальной недостаточности включает в себя: ограничение способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе; ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту; ограничение экономической самостоятельности; ограничение способности к профессиональной деятельности; ограничение способности к интеграции в общество.

Составляя особую социальную группу, лица с ОВЗ могут испытывать значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей интеллектуального, сенсорного, и/или двигательного развития, а также соматических заболеваний.
Исследователи подчеркивают, что особенности социализации проявляются у лиц с ОВЗ на разных уровнях. При этом нарушение на исходном – физиологическом - уровне является первичным, а нарушения на последующих уровнях (психологическом, социально-психологическом, социальном) имеют вторичный характер и при определенных условиях являются обратимыми. Образовательная среда, имеющая определенное социальное наполнение, может обеспечить включение молодежи с ОВЗ в доступные виды деятельности и социальные отношения, тем самым способствуя их успешной социализации.

Чтобы решить данную проблемы, мы поставили перед собой следующую цель: создание условий для вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в общественно-полезную и творческую деятельность.

Для достижения цели необходимо выполнить следующиезадачи:

• Подготовить базу для развития активной жизненной позиции

• Активизировать школьное самоуправление

• Создать площадку для самореализации учеников школы-интерната.

Поскольку площадкой для развития могут стать различные творческие и общественные объединения, нами сделан акцент на развитие двух взаимодействующий площадок – школьной радиостанции и ученического самоуправления. Данный выбор в первую очередь обусловлен, тем, что в данной области наша команда наиболее компетентна, а значит, имеет необходимый опыт, которым может поделиться и, конечно же, может привлечь необходимых специалистов в этой области.

Необходимо обратить внимание и на наличие необходимых ресурсов, таких как, школьная радиостанция ДМОО «АктиV 24», на базе МБОУ СОШ№24, наличие консультационных ресурсов (привлеченные специалисты), а также наличие кадрового ресурса проекта (члены ДМОО «АктиV 24»), а также опыт работы с необходимыми партнерами (далее - предполагаемые партнеры).

Стоит отметить и то, что особенностью нашего проекта будет то, что все мероприятия, проводимые в рамках проекта, будут проводиться не только для учеников специальной коррекционной школы, но и для учеников обычной общеобразовательной школы. Это позволит добиться социального взаимодействия учеников обоих школ, а значит также должно привести к ликвидации социальных различий между детьми с ограниченными возможностями здоровья и сверстниками с нормальным психофизическим развитием.

Исходя из этого, можно утверждать, что целевой аудиторией нашего проекта станут ученики средней общеобразовательной школы и ученики специальной коррекционной школы.

Предполагаемые партнеры нашего проекта:

• Администрация общеобразовательной специальной коррекционной школы

• «Городской Школьный парламент» г. Красноярска

• Телеканал СТС «Прима»

• Информационный портал «Сибновости»

• Издательский дом «Комсомольская правда»

• Администрация МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»

Проанализировав нормативно-правовую базу (см. Приложения), мы пришли к выводам, что наши предположения являются подтвержденными и рекомендованными со стороны государства. А также нам удалось определить, что наши действия, не будут выходить за рамки законов Российской Федерации и при должном исполнении должны понести за собой положительный результат. В связи с чем, нами было принято решение провести подготовку волонтеров квалифицированными специалистами, чтобы исключить возможность неблагоприятных ситуаций между учениками школ, а значит с целью снижения рисков.

Таким образом, у нас появляется возможность обеспечить площадку для развития социальных взаимоотношений между детьми из специальной коррекционной школы и детьми из средней общеобразовательной школы, творческого развития и общественно-полезной деятельности, а значит поспособствовать развитию социальной адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья. Соответственно, теперь необходимо составить подробный план реализации проекта и согласовать его со специалистами.

анализ нормативно-правовой базы - student2.ru

План реализации

Как говорилось выше, нашему проекту необходим, план реализации действий по привлечению детей в творческую и общественно-полезную деятельность, в связи с чем, нами были выделены следующие этапы проекта:

• Подготовительный (15 сентября 2012 – март 2013)- исследование проблемы, переговоры с партнерами, подготовка волонтеров, согласование с администрацией школы.

• Основной (апрель-май 2013)-ролевая игра, лекция о современных СМИ с упором на радио, презентация школьного радио «ДМОО «АктиV 24», мастер-класс интерактивная экскурсия на школьное радио ДМОО «АктиV 24».

• Заключительный (июль 2013)- исследование, круглый стол «Преимущества и возможности создания школьного радио», подведение итогов проекта.

В соответствии с этапами, нами был составлен план мероприятий и тех, результатов, которых нам бы хотелось добиться благодаря ним. В таблице, представленной ниже, можно проследить последовательность наших действий, а также качественных и количественных оценок их результативности.

  Мероприятия: Предполагаемые результаты:
Подготовка волонтеров Более 25 волонтеров прошли курс по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Согласование с администрацией школы Разрешение на реализацию проекта с участием учеников специальной коррекционной школы; налаживание партнерских отношений.
Исследование Выявление интересов учеников, с целью активизации работы по привлечению их в деятельность.
Ролевая игра Более 30 человек заинтересованы в работе на радио
Лекция о современных СМИ с упором на радио Информированность учеников о СМИ.
Презентация школьного радио «ДМОО «АктиV 24» Повышение интереса к общественной деятельности и радиожурналистике. Приобретения навыков работы.
Мастер-классы Более 20 учеников получили навык работы на радио.
Интерактивная экскурсия на школьное радио ДМОО «АктиV 24» Более 25 учеников получили навык работы на радио
Исследование   Результат анкетирования. Оценка необходимости проводимой работы.
Круглый стол «Преимущества и возможности создания школьного радио» Начало разработки проекта школьного радио учениками специальной коррекционной школы

анализ нормативно-правовой базы - student2.ru

Ожидаемый результат

По завершению нашей работы, помимо ожидаемого результата от каждого мероприятия (см. План реализации), мы планируем достичь и следующего обобщенного результата:

• Не менее 3-х упоминаний в СМИ

• Администрация школы активно поддерживает общественную деятельность школьников

• К общественной деятельности привлечено более 20 человек

• Создан проект по созданию школьного радио на базе специальной коррекционной школы

• Записано не менее 10 пробных радио-передач

• Опрошено не менее 70 респондентов

• Раскрытие ораторских способностей учеников

• Развитие личности, способной к самоактивизации, самореализации, самоутверждению в постоянно меняющихся социокультурных условиях

• Подготовка учеников к выбору профессии

Благодаря ожидаемому результату, наша команда сможет оценить продуктивность своей работы по завершению проекта. Также мы будем опираться и на следующие критерии оценки результатов:

Количественные показатели:

• Кол-во участников мероприятий

• Кол-во часов подготовки волонтеров

• Кол-во членов в составе школьного органа самоуправления

• Кол-во эфирных часов

• Кол-во авторских передач

Качественные показатели:

• Полугодовой отчет работы органа самоуправления специальной коррекционной школы.

• Записанные авторские радиопередачи

анализ нормативно-правовой базы - student2.ru

Приложения
Приложение 1

  Вопрос   Ответы респондентов
Посещает ли ваш ребенок занятия школьных кружков и секций? Да - 9 Нет -7
Считаете ли вы, что для того, чтобы ребенок мог чувствовать себя полноценным членом общества, его необходимо привлекать к творческой и общественно полезной деятельности? Да – 11 Нет – 4 Затрудняюсь ответить - 1
Хотелось бы вам, чтобы ваш ребенок участвовал в организации мероприятий, работал в школьных средствах массовой информации и т. п.? Да - 10 Нет -2 затрудняюсь ответить - 4  
Считаете ли вы, что ваш ребенок не достаточно приспособлен к общению со сверстниками из других школ? Да – 4 Нет – 4 Частично – 6 затрудняюсь ответить - 2  
Считаете ли вы, что занятия творческой и общественно-полезной направленности положительно влияют на освоение учебной программы? Согласен - 6 частично согласен - 7 категорически не согласен - 3  
Хватает ли в школе дополнительных кружков и секций для полноценного творческого и социального развития вашего ребенка? Хватает – 5 Не хватает – 9 Не считаю это необходимым - 2  
Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок общался с учениками средних общеобразовательных школ? Да – 5 Желательно под присмотром специалистов – 10 Категорически против - 1
Как вы считаете, какие мероприятия необходимо проводить для того, чтобы ваш ребенок был полноценно адаптирован к жизни в обществе. Профессиональная ориентация - 5 Развитие художественного и социального творчества – 8 Взаимодействие со сверстниками из других школ – 4 Работа специалистов (педагогов, психологов и т.п.) – 10 Все необходимые условия созданы -1

Приложение 2

анализ нормативно-правовой базы - student2.ru   Детско-молодёжное общественное объединение «АктиV 24»  

анализ нормативно-правовой базы - student2.ru анализ нормативно-правовой базы - student2.ru анализ нормативно-правовой базы - student2.ru

Дрогой друг, просим тебя принять участие в опросе с целью выявления заинтересованности молодежи в проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья* в рамках проекта «На одной волне».   Образец заполнения Анкеты:     *Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Считаешь ли ты, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности с взаимодействием в обществе?
Ваш возраст? ___________ Ваш пол? анализ нормативно-правовой базы - student2.ru Муж. анализ нормативно-правовой базы - student2.ru Жен.
Готов ли ты заниматься какой-либо деятельностью совместно с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья?
Считаешь ли ты необходимым помогать детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к жизни в обществе?  
В какой отрасли вы бы хотели заниматься? анализ нормативно-правовой базы - student2.ru Творчество (музыка, изобразительное искусство, танцы и т.п.) анализ нормативно-правовой базы - student2.ru Игровая деятельность (проведение игр, тренингов, мероприятий и т. п. и участие в них) анализ нормативно-правовой базы - student2.ru Социальное проектирование (написание социальных проектов, деятельность, направленная на решение проблем общества) анализ нормативно-правовой базы - student2.ru Другое _____ Чем бы именно вы хотели заниматься? __________________   ________________    
Контактное поле ФИО ________ Контакты (телефон, e-mail) ________ Название вашей организации ____________
Да
Нет
Не знаю
Да
Да
Нет
Нет
 
Спасибо за участие!

Приложение 3

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 февраля 2009 г. N 105-р

1. В целях определения приоритетных стратегических линий развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 8 Закона Красноярского края от 03.12.2004 N 12-2674 "Об образовании" одобрить:

Концепцию развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае (приложение N 1);

перечень мероприятий по реализации Концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае (приложение N 2).

2. Контроль за выполнением Распоряжения возложить на заместителя Губернатора края - заместителя председателя Правительства Красноярского края О.А. Карлову.

3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Первый заместитель

Губернатора края -

председатель

Правительства края

Э.Ш.АКБУЛАТОВ

Приложение N 1

к Распоряжению

Правительства Красноярского края

от 16 февраля 2009 г. N 105-р

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае (далее - Концепция) описывает комплекс идей, целей, задач, мероприятий по развитию услуг системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Концепция разрабатывается в целях максимально полного удовлетворения образовательных потребностей и повышения качества оказываемых специальных услуг для детей с проблемами в развитии и направлена на объективно необходимое изменение существующих изолированных и разрозненных форм образования этих категорий детей в гибкую и доступную систему, позволяющую выбирать различные формы получения образования и специальных коррекционных услуг.

Современные воззрения на проблему нормы и патологии, психолого-педагогические исследования рассматривают проблему личности с отклонениями в развитии и самого человека как триединство биологического, психического и социального, способного к саморазвитию, умению действовать вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменить их, используя социально-приемлемые способы поведения.

Изменение социальной перспективы в отношении категории лиц с ограниченными возможностями требует изменения и концептуальных подходов к проблемам их образования. Эти подходы должны быть основаны на понимании того, что:

лица с отклонениями в развитии обладают абсолютно всеми правами, зафиксированными Конституцией РФ;

они на общих основаниях вливаются в общество и составляют его неотделимую и неотъемлемую часть;

психолого-педагогическая коррекция должна стать категорией всей системы образования, задачей, реализуемой в повседневной педагогической работе, независимо от типа и вида образовательного учреждения.

Одной из значимых проблем на этапе крупномасштабной модернизации системы специального (коррекционного) образования является интеграция лиц с отклонениями в развитии в региональное образовательное пространство на основе учета их интересов и образовательных потребностей. Концепция интеграции, основанная на принципе равных прав и равных возможностей в получении образования, предполагающая как подготовку лиц с отклонениями в развитии к вхождению в социум, так и подготовку социального окружения к принятию данной категории лиц, будет способствовать устойчивому, полноценному развитию самого общества.

В настоящей Концепции используются следующие термины и их определения.

Специальное образование - дошкольное и общее образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия обучения (воспитания), необходимые для достижения ими максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования (дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, задержкой психического развития, со сложными нарушениями развития, с хроническими соматическими или инфекционными заболеваниями).

Дети-инвалиды - лица, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающие необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Специальные образовательные условия - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение - образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Интегрированное обучение и воспитание - организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК) - объединение специалистов, реализующее консультативно-диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет.

Ранняя комплексная помощь - система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждений образования и организаций здравоохранения.

В название специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в зависимости от категории обучающихся, воспитанников добавляются слова:

"I вида" - в название учреждения для глухих;

"II вида" - в название учреждения для слабослышащих и позднооглохших;

"III вида" - в название учреждения для слепых;

"IV вида" - в название учреждения для слабовидящих и поздноослепших;

"V вида" - в название учреждения для имеющих тяжелые нарушения речи;

"VI вида" - в название учреждения для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

"VII вида" - в название учреждения для имеющих задержку психического развития;

"VIII вида" - в название учреждения для умственно отсталых.

II. СОСТОЯНИЕ КРАЕВОЙ СИСТЕМЫ

СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

На основании Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") обеспечение государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, находится в ведении субъектов Российской Федерации в области образования.

По состоянию на 1 сентября 2008 года в Красноярском крае специальным образованием охвачено около 12700 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них в 42 краевых государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии обучается 5307 детей с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. 1306 детей-инвалидов); в 3 краевых оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, обучается 758 детей (в том числе 91 ребенок-инвалид); в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 6678 детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе 3075 детей-инвалидов, 339 детей - на надомном обучении).

В связи со значительным снижением численности контингента обучающихся общеобразовательных школ, предоставлением родителям права выбора образовательного учреждения для своего ребенка, в соответствии с Законом "Об образовании", а также нежеланием родителей "отдавать" детей в специальные (коррекционные) учреждения в таких школах, как Бородинская, Пировская, Партизанская, Минусинская, Агинская, Большемуртинская, встает вопрос о комплектовании классов начальной школы. В течение последних двух лет в первые классы данных учреждений набирают от 3 до 6 человек либо открытие данных классов не осуществляется.

Материально-техническое состояние единиц сети специального образования долгое время не развивалось и на сегодняшний день требует серьезных капиталовложений. Так, больших средств для проведения капитального и текущего ремонта требуют 28 образовательных учреждений, в предаварийном состоянии находятся 7 образовательных учреждений.

В 42 краевых специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и 3 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, на 01.01.2008 работает 2053 педагога.

Обеспеченность коррекционных учреждений специалистами с высшим дефектологическим образованием составляет от 12,6 до 26,7%. При этом отмечается сосредоточенность основной части специалистов в городах, а в сельской местности возникает проблема оказания качественной комплексной психолого-педагогической помощи детям.

До 2007 года относительно системы специального образования была создана и реализована Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (утверждена Постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.11.2003 N 322-п "Об утверждении концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья").

Основными результатами реализации Концепции явились:

открытие Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения и его филиалов в городах Минусинске, Канске, Лесосибирске и Ачинске;

разработка и принятие положения о краевых психолого-медико-педагогических комиссиях;

реализация проекта "Интеграция отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в условия массового обучения". В проекте участвуют 12 территорий края: Сухобузимский, Назаровский, Ирбейский, Идринский, Большеулуйский, Новоселовский, Козульский, Рыбинский районы, города Красноярск, Бородино, Лесосибирск, Заозерный;

организация подготовки и переподготовки кадров институтом специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования. Данные мероприятия направлены на подготовку специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, речи, задержку психического развития, нарушение интеллекта (в том числе умеренную, тяжелую степени, сложный множественный дефект). Переподготовка педагогических кадров осуществляется по специальностям "Олигофренопедагогика", "Сурдопедагогика", "Логопедия".

Несмотря на некоторые достижения в развитии специального образования Красноярского края, имеются существенные проблемы, обусловленные противоречием между социальным заказом общества в обеспечении равного и полноценного доступа к средствам образования всех без исключения детей и неготовностью образовательной системы к реализации данной задачи в рамках существующей системы образования.

III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

В результате анализа состояния краевых специальных (коррекционных) учреждений и функционирования всей сети специальных учреждений в целом были выделены следующие проблемы:

замкнутость и унифицированность региональной системы специальных (коррекционных) учреждений, препятствующих процессу саморазвития и выходу на новый этап развития в соответствии с социальным заказом;

система интернированного воспитания в специальных (коррекционных) учреждениях вследствие их малочисленности и удаленности от места проживания большинства воспитанников резко ограничивает их участие в полноценной семейной жизни;

в учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, слабая материально-техническая база, здания школ зачастую находятся в предаварийном состоянии, не оборудованы столовые, кухни, медицинские блоки, библиотеки, классные кабинеты и кабинеты узких специалистов;

во многих школах имеется дефицит современных руководителей, педагогов, воспитателей и узких специалистов: психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов и других;

малое количество специальных (коррекционных) учреждений имеют лицензию на ведение медицинской деятельности;

система трудового обучения устарела; выпускники специальных (коррекционных) учреждений не принимаются в учреждения начального профессионального образования, не востребованы на рынке труда по тем профессиям, которые получают в школе и в училище;

не разработана система мер и механизмов, обеспечивающих переход на 12-летнее обучение в отдельных специальных (коррекционных) учреждениях, с созданием углубленной трудовой и начальной профессиональной подготовки как ресурсов социализации.

Имеющийся опыт интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных учреждений позволяет выделить возникающий ряд проблем:

не разделены полномочия муниципальных и краевых психолого-медико-педагогических комиссий;

требует совершенствования система раннего выявления и сопровождения детей с трудностями в развитии;

недостаточно простроено межведомственное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, социальной защиты;

не прописаны и не приняты правовые нормы интеграции детей в общеобразовательные учреждения;

не определена возможность установления более высоких нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях с учетом особых потребностей обучающихся;

малое количество общеобразовательных учреждений имеют лицензии на ведение данной деятельности;

не созданы условия в общеобразовательных школах для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: нет подготовленных специалистов, недостаточно специализированного оборудования и ресурсов, нет психологической и материальной готовности школ системы общего образования (детей и учителей) к принятию детей данной категории;

общеобразовательные учреждения не имеют достаточного количества ставок специалистов, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое сопровождение;

отсутствуют организационно-методические и консультационные центры, способные оказывать специальную помощь детям с отклонениями в развитии и их родителям из районных населенных пунктов, методическую помощь учителям и специалистам районных общеобразовательных школ.

Признавая интегрированное обучение и воспитание одним из стратегических направлений развития системы специального образования, тем не менее его необходимо рассматривать как один из возможных и необходимых подходов к образованию детей с особыми потребностями. Интеграция может сосуществовать с другими подходами, не вытесняя и не разрушая сложившуюся систему, но стимулируя ее модернизацию с учетом новых социально-культурных детерминант и логики развития отечественной дефектологической науки.

IV. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ

КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ДО 2012 ГОДА

Нормативно-правовые основания

Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья определяется Законом "Об образовании", в соответствии с которым гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья. Согласно статье 52 Закона "Об образовании" родители (законные представители) несовершеннолетних детей для получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения.

Учитывая это, детям с ограниченными возможностями здоровья должно быть обеспечено медико-психологическое сопровождение и специальные условия для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний - в специальных школах и школах-интернатах, что предусматривает Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р "О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года").

Кроме этого, существует ряд нормативных правовых документов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий на получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Методологические основы

Основной идеей Концепции является необходимость преодоления противоречия между установленными возрастными и образовательными нормами и существованием собственных законов развития человека, его возможностей, способностей, их безграничностью. В основу обучения, развития, коррекции закладываются принципы духовного и телесного развития человека, смысл которых заключается в том, что потенциал развития ребенка может и должен превосходить любую культурную и образовательную норму. В связи с этим возникает необходимость переосмысления содержания региональной системы специального образования лиц с ограниченными возможностями, главными ценностями которой должны стать:

продвижение ребенка по пути нормального психического развития;

предупреждение вторичных нарушений развития;

уровень личностного развития, жизненной компетенции, интеграции в социум на основе самоактуализации.

Основные идеи, используемые в Концепции, опираются на системный, аксиологический, синергетический и гетерологический подходы.

Системный подход позволяет рассматривать систему образования лиц с ограниченными возможностями здоровья как совокупность психолого-педагогических и социокультурных составляющих, целенаправленное взаимодействие которых способствует развитию личности в соответствии с запросами общества, потребностями и возможностями самой личности.

Аксиологический подход позволяет смотреть на человека с ограниченными возможностями здоровья как на личность, вносящую достойный вклад в социальное окружение.

Синергетический подход предполагает готовность и способность системы специального образования перейти от режима репродуктивного функционирования к устойчивому режиму самоорганизации и саморазвития, основанному на нелинейных взаимодействиях субъектов системы.

Гетерологический подход учитывает индивидуальные склонности и интересы всех детей, обеспечивает адекватное развитие и "ситуацию успеха" каждому ребенку.

Данные идеи обеспечиваются реализацией следующих принципов:

принцип приоритета ценностного полагания над целеполаганием в образовании и коррекции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, признания самоценности его личности, обеспечивающей веру в успех развития, независимо от степени выраженности его отклонения;

принцип государственно-общественного и интегративного характера специального образования, предполагающего кооперацию усилий всех участников процесса, включая родителей и общественные организации, предполагающий органическое сочетание централизованного управления и поддержки творческой инициативы на местах;

принцип общедоступности и бесплатности образования на всех его уровнях;

принцип самоорганизации, определяющий нелинейный характер структурной модернизации региональной системы специального образования, отсутствие запрета на любые ее формы, сочетающиеся с собственными тенденциями развития;

Наши рекомендации