Разграничение юрисдикции между судебными органами Европейского Союза

Порядок формирования Суда Европейского Союза,

Суда первой инстанции и Суда по делам

Гражданской службы

Согласно положениям, действовавшим до реформы, предусмотренной Ниццским договором, члены Суда ЕС назначались с общего согласия правительствами государств-членов сроком на шесть лет. Государство — член ЕС располагало одним местом в Суде ЕС, а затем и в СПИ. Оно же выдвигало кандидата на замещение должности в Суде.

Принцип «одно государство — один судья» определял численный состав Суда. Необходимость подобной системы комплектования мотивировалась не столько равноправием государств-членов, сколько целесообразностью представительства всех национальных правовых систем, что должно было служить целям эффективности и учета многообразия национальных форм и методов правового регулирования при рассмотрении дел в Суде. В основном аналогично формировался и СПИ. Помимо судейского корпуса в состав Суда ЕС вошли также восемь генеральных адвокатов.

Некоторые изменения были внесены решением Совета от 2 ноября 2004 г. Им было предусмотрено создание СДГС. Ряд изменений порядка формирования Суда предусмотрен ДР. Главное из них — создание экспертного комитета по отбору кандидатов на пост судьи или генерального адвоката. Его мне-

ние запрашивается до производства назначения. Подобная процедура применена и при формировании СДГС, предусмотренного решением Совета от 2 ноября 2004 г.

Главные требования, предъявляемые к кандидатам, в основном остались без изменений. Это высокая профессиональная квалификация и независимость. До вступления в должность на первом открытом заседании Суда вновь избранный член приносит торжественную присягу. Каждый из членов Суда обещает осуществлять свои функции беспристрастно, с сознанием ответственности и не разглашать секретов совещательной комнаты. В отличие от ЕСПЧ, в котором отдельные судьи могут заявлять о своей особой позиции и несогласии с решением большинства судей, в рамках Суда ЕС и СОЮ со-чраняется абсолютная секретность судейских дебатов, мнения каждого из судей и результатов внутреннего голосования. Решение выносится от имени Суда в целом и никакому публичному оспариванию со стороны судей или генеральных адвокатов не подлежит. Нарушение этого правила рассматривается как посягательство на основы судопроизводства, нарушение обязанностей судьи и может влечь весьма строгие санкции вплоть до принудительного отрешения от должности. Такого рода решение принимается общим собранием судей и генеральных адвокатов, если, по их единогласному мнению, сметаемый член Суда не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к его должности.

Помимо принесения присяги каждый член Суда делает письменное заявление о соблюдении в течение всего срока исполнения своих полномочий, а равно по их завершении обязательств, вытекающих из исполнения его обязанностей. Особо подчеркивается соблюдение членами Суда правил добропорядочности, щепетильности и скромности. Это касается, в частности, принятия определенного круга предложений о работе илиполучения каких-либо дополнительных выгод даже после выхода в отставку. Нарушение требований судьей, даже находящимся в отставке, может повлечь определенные санкции (лишение пенсионного обеспечения, иммунитета, неподсудности идр.).

Все судьи пользуются судебным иммунитетом. Но они не могут заниматься никакой иной профессиональной деятельностью (исключения устанавливает Совет), а равно политической

214 Часть II. Институциональная структура Европейского Союза

Глава 14. Судебная система




или административной деятельностью. Все сказанное полностью относится ко всем судьям и к генеральным адвокатам.

Договор о реформе предусматривает назначение 11 генеральных адвокатов. Их численность может меняться единогласно принятым решением Совета. Генеральные адвокаты — это должностные лица Суда, которые выполняют чрезвычайно важные полномочия, связанные с изучением дела, выносимого на рассмотрение Суда. Генеральный адвокат представляет Суду свое объективное, беспристрастное и обоснованное заключение по изученному им делу. В подавляющем большинстве случаев заключение генерального адвоката, излагаемое в открытом публичном заседании Суда, оказывает большое влияние на вынесение решения. Однако формально Суд следовать рекомендациям генерального адвоката не обязан.

Существование института генеральных адвокатов вызвало немало критических замечаний. Главное из них состоит в том, что данный институт и порядок его функционирования нару шают принципы состязательности и равенства в положении и возможностях сторон. Существование этого института на национальном уровне в ряде государств-членов было обжаловано в ЕСГТЧ. В деле Верлен ЕСПЧ признал, хотя и с оговорками, обоснованность соответствующих претензий. Однако в последующем ЕСПЧ разъяснил, что его заключение не распространяется на институты ЕС, которые не подпадают под его юрисдикцию. Договор о реформе подтверждает важность института генеральных адвокатов и возможность его использования и СОЮ. Отдельное положение, относящееся к функциям генеральных адвокатов, содержится в ДФЕС и Протоколе об Уставе Суда.

Обновление состава Суда наполовину происходит каждые три года. В том же порядке обновляется состав генеральных адвокатов. Каких-либо ограничений для переизбрания на новый срок не установлено. Соответственно, судья или генеральный адвокат, срок полномочий которого истек, может бьи назначен вновь. В случае досрочной вакансии замещение производится на оставшийся срок полномочий выбывшего члена Суда.

Детально статус судей и генеральных адвокатов регулируется Уставом Суда.

Суд общей юрисдикции разрабатывает свой внутренний регламент, который подлежит утверждению Советом, принимаю-

щим решение квалифицированным большинством голосов. I татус судей СОЮ и порядок их назначения в основном аналогичны принятому в Суде ЕС. Решение об утверждении числа сулей СОЮ принимается Советом. Он же вправе решать вопрос о генеральных адвокатах СОЮ. Срок полномочий судей и порядок обновления состава аналогичны принятому в Суде ЕС.

При СОЮ согласно ст. 257 ДФЕС создаются в качестве особых судебных инстанций специализированные суды. Члены таких судов должны отвечать требованиям, предъявляемым для иыполнения высших судебных функций. Решение об учреждении таких судов принимается на основе 03П по предложению ЕК или Суда. В нем определяются состав, организация такого суда и объем его полномочий. Специализированные суды по согласованию с Судом ЕС принимают свой процессуальный регламент, подлежащий одобрению квалифицированным большинством голосов со стороны Совета. В рамках СДГС временно применяется процессуальный регламент СОЮ. Судебные палаты как особые судебные инстанции не следует смешивать с палатами Суда, которые являются их внутренними подразделениями.

Рассмотрение дел в Суде ЕС и СОЮ осуществляется по общему правилу палатами. Это могут быть палаты из трех или пяти судей, а равно Большая палата, состоящая из 11 судей. Кроме того, возможно проведение пленарных заседаний. Председатели палат избираются самими судьями. Решение по существу выносится не менее чем тремя судьями в палатах из трех или пяти судей. В Большой палате — семью судьями из 11. Персональный состав палат определяется ежегодно. В случае если один из членов палаты отсутствует, его может замещать при рассмотрении конкретного дела иной судья, специально назначенный для этой цели председателем. Пленарные заседания Суда проводятся главным образом для решения организационных вопросов или рассмотрения дел, имеющих особо важное значение. Уставом Суда предусмотрено также единоличное судебное присутствие.

Весьма важную роль в руководстве работой Суда играет его председатель. Он избирается самими судьями путем тайного голосования абсолютным большинством голосов сроком на три года. В случае если ни один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, проводится второй тур, по результатам которого считается избранным кандидат, получивший

216 Часть II. Институциональная структура Европейского Союза

Глава 14. Судебная система




Разграничение юрисдикции между судебными органами Европейского Союза - student2.ru относительное большинство голосов. В случае досрочной вакансии поста председателя вновь назначенный глава Суда выполняет эти обязанности в течение оставшегося срока полномочий. Председатель руководит работой Суда и деятельностью его служб. Он председательствует в Большой палате и на пленарных заседаниях, а также при обсуждениях в совещательной комнате. Председатель распределяет дела между палатами и назначает судью-докладчика. Последнему может помогать заместитель, назначение которого обусловлено общими требованиями, предъявляемыми к судьям. Заместители докладчика — это должностные лица Суда. Они назначаются Советом по его предложению.

Председатели палат избираются судьями сроком на один год в палате из трех судей и на три года в палате из пяти судей. Последние входят ex officio в состав Большой палаты. В случае временного отсутствия председателя Суда ЕС его функции выполняет один из председателей палат, старшинство которого определяется сроком пребывания на данной должности в Суде. Председатель назначает дату и часы заседаний Суда ЕС. Применительно к палатам эти функции осуществляют их председатели. По общему правилу заседания Суда и палат проводятся в его постоянной резиденции, которая находится в г. Люксембурге. Новое здание Суда открыто в 2008 г. Однако заседания могут проводиться по решению председателя и в ином месте.

Решения выносятся нечетным числом судей. Однако в тех случаях, когда в силу каких-либо причин это число оказывается четным, самый младший судья по сроку пребывания в Суде должен воздержаться от участия в принятии решения (кроме случая, если это судья-докладчик).

Суд назначает сроком на шесть лет грефье (постоянного секретаря), который работает под руководством председателя Суда ЕС. Грефье, как и судьи, приносит присягу, обязуясь беспристрастно и надлежащим образом исполнять свои обязанности и хранить тайну совещательной комнаты. Грефье ведает приемом, переадресованием и хранением всей документации. Он является хранителем архива Суда, несет ответственность за опубликование решений и иных документов Суда ЕС, а такж выполняет обязанности хранителя печати. Грефье обеспечивает подготовку и проведение заседания Суда и палат, присутствует (сам или заместитель) на их заседаниях. Это требование не применяется в случае, если Суд рассматривает в закрытом засе-

дании дисциплинарные дела своих членов. Под руководством грефье работают административные и технические службы, которые являются в большинстве случаев общими для всех инстанций. В руководстве финансовыми делами и бухгалтерией ему помогает специально назначенный управляющий.

Одну из наиболее многочисленных служб аппарата Суда составляет лингвистическая служба. Она состоит из экспертов, представляющих определенную правовую культуру и обладающих знанием ряда языков. Все официальные документы Суда должны переводиться и издаваться на каждом из языков, признанных ЕС в качестве официальных. Однако обсуждение и вынесение решений в совещательной комнате происходит только на французском языке. Ни переводчики, ни секретари или советники, ни иные технические сотрудники присутствовать на этих заседаниях не могут. Таким образом, активное участие судьи в обсуждении и решении рассматриваемых дел требует достаточно совершенного владения французским языком.

Разграничение юрисдикции между судебными органами Европейского Союза

Проблема разграничения юрисдикции между судебными органами ЕС возникла с момента образования СПИ и приобрела

ювольно острый характер в связи с проведением судебной реформы. Участники Ниццского договора даже вотировали специальную Декларацию М 12 «О статье 225 Договора о Сообществе», в которой призвали Суд и ЕК «в кратчайшие сроки изучить всю совокупность вопросов о разграничении юрисдикции между Судом ЕС и Судом первой инстанции, в частности, по

елам прямой юрисдикции...»1. В целом в этой области пока сохраняют свое значение существующие материальные и процессуальные критерии.

Дело относится к юрисдикции Суда ЕС, если оно имеет особо важное, исключительное значение, могущее повлиять на елинство и целостность права ЕС. К его же юрисдикции отно-

ятся споры между государствами-членами, между государствами-членами и институтами ЕС, между институтами ЕС. Суд ЕС продолжает осуществлять функции конституционного и кассационного суда (при принесении жалоб на решения, выне-

Ниццский договор и Хартия основных прав Европейского Союза. С. 122.

Разграничение юрисдикции между судебными органами Европейского Союза - student2.ru 218 Часть II. Институциональная структура Европейского Союза

сенные СОЮ). В свою очередь, к юрисдикции СОЮ отнесено разрешение споров о законности актов, принятых иными институтами, нежели Суд ЕС, исков о бездействии, споров, касающихся возмещения вреда, споров на основе арбитражной оговорки (ст. 238). Особо указывается, что СПИ может рассматривать также и другие категории исков. Это положение, впрочем, не очень проясняет дело. Более или менее уверенно можно говорить о делах, связанных с нарушением права конкуренции и свободы торговли, поскольку в этой области уже сложилась устойчивая практика. Тем не менее достаточно ясный и полный перечень категорий дел, подлежащих рассмотрению той или иной инстанцией, пока отсутствует.

Весьма важная и существенная новелла, привнесенная еще Ниццским договором, состоит в наделении СОЮ правом разрешать вопросы, передаваемые ему в преюдициальном порядке. До недавнего времени это была исключительная прерогатива Суда ЕС. Однако и в этом случае остается неясным довольно широкий круг вопросов: какие именно национальные судебные органы могут обращаться с преюдициальным запросом, в каком случае их принимает к производству та или иная европейская судебная инстанция, в каком порядке можно обжаловать решение СОЮ, вынесенное в преюдициальном порядке, не нанося ущерба правовой стабильности и безопасности. Имеющиеся в учредительных актах указания на исключительный порядок пересмотра и возможность применения срочной и упрощенной процедур полностью проблему не решают.

Много проблем порождает также осуществление СОЮ функций кассационной инстанции по отношению к специализированным судам. Не полностью урегулирован и требует уточнения порядок единоличного судейства. Ответы на эти вопросы должны дать новые процессуальные регламенты и подлежащий принятию документ о разграничении юрисдикции между основными судебными инстанциями ЕС.

Характеризуя порядок разграничения юрисдикции, следует учесть что с созданием СДГС споры между ЕС и его служащими переданы в юрисдикцию этого специализированного судебного органа. Соответственно, переданы на рассмотрение и те дела, которые были приняты к производству ранее, но не были рассмотрены СОЮ. Этот последний выступает отныне кассационной инстанцией по отношению к Суду по делам гражданской службы.


Глава 14. Судебная система

Сравнительно четко судить о том, какие именно виды дел рассматриваются той или иной судебной инстанцией, можно на основе изучения ежегодно публикуемых статистических данных. Согласно Отчету Суда за 2009 г. они выглядят следующим образом.

Суд ЕС рассмотрел в 2009 г. 588 дел (в 2008 г. - 567, в 2007 -570, в 2006 — 540). Несмотря на увеличение числа дел, законченных производством, количество «подвешенных» дел остается весьма значительным. За Судом ЕС в 2009 г. их числилось 741. Подавляющее большинство дел рассмотрены в преюдициальном порядке. В 2009 г. их было 259 (в 2008 г. - 301, в 2007 - 235, в

2006 — 266). Дел прямой юрисдикции рассмотрено соответст
венно в 2009 г. - 215, в 2008 - 181, в 2007 - 241, в 2006 - 266).

Суд общей юрисдикции принимает к рассмотрению наибольшее число исковых заявлений, хотя их количество заметно колеблется по годам. В 2009 г. их принято 568, в 2008 — 629, в

2007 — 522. Схожи цифры и по делам, законченным производ
ством: в 2009 г. — 555, в 2008 — 605. Важно, однако, отметить,
что именно за СОЮ остается особенно большое число «подве
шенных» дел. В 2006 г. их было 1029, в 2007 — 1154, в 2008 -
1178, в 2009 — 1191. Статистика явно неутешительная. Наи
большее число рассмотренных СОЮ дел в 2009 г. составили ис
ки об аннулировании — 214 и о защите прав интеллектуальной
собственности — 207.

Относительное сокращение «подвешенных» дел имело место в Суде по делам гражданской службы: в 2009 г. — 175 против 155 завершенных.

Статистические данные, приложенные к Отчету Суда ЕС за 2009 г. и частично воспроизводимые в учебнике, позволяют судить не только об активности судебных органов ЕС (производство закончено по 1298 делам), но и об их характере, а это, в свою очередь, дает представление о реальном распределении юрисдикции между судебными органами ЕС.

Наши рекомендации