Разграничение компетенций в области управления между органами исполнительной власти рф ее субъектов

В соответствии с Конституцией РФ (ст. ст. 11, 76) разграничение полномочий по предметам совместного ведения осуществляется двумя способами - договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ и федеральными законами.

В соответствии со ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами. В развитие договоров в соответствии со ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Часть 3 указанной статьи закрепляет аналогичное право за органами исполнительной власти субъекта РФ

В нашей стране в силу ряда причин разграничение полномочий по предметам совместного ведения пошло по договорному пути, что позволило сохранить единство России как государства и разграничить предметы ведения и полномочия в зависимости от соотношения политических сил в центре и каждом конкретном субъекте РФ. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий и заключенные в соответствии с ними соглашения стали основой, определяющей функциональную сферу деятельности органов государственной власти.

Однако практика заключения договоров порождает неравноправие субъектов РФ. Ряд внутрифедеральных договоров предоставил отдельным субъектам Российской Федерации льготы и преимущества, ставящие их в более благоприятные по сравнению с другими субъектами РФ условия, в отдельных договорах есть немало политических уступок, экономических, бюджетных льгот и преимуществ.

Между тем статья 5 Конституции Российской Федерации гласит, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Статья 19 гласит, что все граждане равны перед законом. Отсюда равноправие субъектов Российской Федерации должно проявляться в трех аспектах: равноправие субъектов Федерации между собой, равноправие во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, равноправие народов Российской Федерации. Ссылки некоторых ученых на объективные признаки неравенства субъектов РФ здесь несостоятельны, так как различные условия (географическое положение, размеры территорий и др.) - это естественная уникальность, а их конституционное равенство - это юридическое явление. Таким образом, договорная форма разграничения полномочий ведет к нарушению конституционного равенства субъектов РФ.

Законодательное разграничение полномочий является более стабильной правовой формой. Кроме того, обеспечивается единство управленческих функций в системе государственного управления и устанавливаются равные условия деятельности для органов государственной власти всех субъектов РФ. Законодательная форма разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения необходима для единства системы государственного управления, для эффективного взаимодействия органов государственной власти между собой, для четкого и ясного определения функциональных задач каждого звена, каждой подсистемы всей государственной власти.

Таким образом, разграничение полномочий органов государственной власти по предметам совместного ведения должно осуществляться исключительно в федеральных законах. При этом в таких законах должны устанавливаться правовые нормы, регулирующие совместную деятельность федеральных и региональных органов государственной власти по предметам совместного ведения, определяющие порядок согласования решений, принятых в рамках ст. 72 Конституции РФ, а следовательно, упорядочивающие процедуры взаимодействия всех уровней государственной власти между собой.

Наши рекомендации