Сравнительный анализ показателей объема размещенного муниципального заказа
В 2011 году исполнилось 5 лет как действует Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Экономический смысл функционирования Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) заключается в создании конкурентной среды в системе закупок, что должно приводить и приводит к снижению затрат. Одним из основных критериев, характеризующих результативность Закона, является экономия бюджетных средств. Причем данный эффект обеспечивается в конкурентных условиях при сопоставлении по рыночным ценам предложений поставщиков товаров, подрядчиков услуг, исполнителей работ при обеспечении заданных заказчиком требований исполнения контракта.
В 2012 году, как и в предыдущие годы, Управление муниципального заказа и организации торгов Администрации города Омска выполнял функции уполномоченного органа по размещению муниципального заказа, ведению реестра муниципальных контрактов, заключенных муниципальными заказчиками, а также осуществлял размещение муниципального заказа способом запроса котировки цены для нужд Администрации города Омска За отчетный период отделом подготовлено 142 проекта распоряжения первого заместителя главы администрации, на основании которых подготовлены и проведены: 21 открытый конкурс, 84 открытых аукциона, 298 внеконкурсных процедур - запросов котировок.
Отдел муниципального заказа, являясь уполномоченным на ведение реестра контрактов для муниципальных заказчиков города, по итогам размещения заказа включил в реестр сведения по 623 муниципальным контрактам, при этом все контракты заключены с отечественными участниками.
Проведем сравнительный анализ показателей объема размещенного муниципального заказа в 2009, 2010, 2011, 2012 годах.
В таблице 4 приведены данные о количестве поданных заявок на участие в процедурах в зависимости от способа размещения заказа, и количество отклоненных заявок .
Таблица 4
Количестве поданных заявок на участие в процедурах в 2009, 2010, 2011, 2012 годах.
Наименование показателя | Год | Всего | открытые конкурсы, в т.ч. совместные | открытые аукционы, в т.ч. совместные | запросы котировок цен |
Количество проведенных процедур | |||||
Количество поданных заявок | |||||
Количество отклоненных заявок | |||||
Как видно из таблицы 4 возросло количество заявок, подаваемых участниками размещения заказа для участия в процедурах. Например, в сравнении с 2011 годом в 2012 году количество поданных заявок возросло в 1,97 раза. Заявок, поданных на участие в процедурах аукционов увеличилось по сравнению с 2011 годом в 3,11 раза, конкурсов – в 1,17 раза, запроса котировки цены – в 1,33 раза. Кроме того, возросло и количество отклоненных заявок на участие в процедурах аукционов, конкурсов, запросов котировки цен – в 5 раз. А это значит, что комиссия стала более квалифицированно рассматривать заявки и отклонять не соответствующие требованиям Закона.
Необходимо отметить, что уменьшение экономии бюджетных средств, особенно при проведении аукционов, объясняется тем, что участники аукциона часто находились друг с другом в сговоре, не являясь на аукционы и по сговору уступая друг другу выполнение определенных работ или оказание определенных услуг. Таким образом, победителем аукциона становился участник, явившийся на аукцион, и следовательно, контракт заключался по начальной (максимальной) цене контракта.
Рисунок 5 – Динамика количества поданных заявок на участие в процедурах в 2009, 2010, 2011, 2012 годах.
Показатели по размещению муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства для муниципальных заказчиков в целом по муниципальному образованию приведены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели по размещению муниципального заказа
Наименование показателя | 2011г. | 2012г. |
Объем размещенного муниципального заказа, млн.руб. | 784,9 | 521,8 |
Объем муниципального заказа, % от которого должны размещать у субъектов малого предпринимательства, млн. руб. | 610,9 | 399,3 |
Объем муниципального заказа, размещенный у субъектов малого предпринимательства, млн. руб. | 61,1 | 41,3 |
% объема муниципального заказа, размещенного у субъектов малого предпринимательства в целом по городу Королёву | 10,35 |
Как видно из таблицы 5 процент объема муниципального заказа, размещенного у субъектов малого предпринимательства, в среднем по городу Омску составляет в 2011, 2012 гг. 10% и 10, 35% соответственно. При этом для отдельных муниципальных заказчиков этот процент гораздо ниже 10%. Этот факт объясняется тем, что товары, работы, услуги, включенные в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства.
Часто на средства бюджета предусмотрена одна конкурсная (или аукциона, запроса котировки цены) процедура, стоимостный объем которой, например, составляет более 20% от объема муниципального заказа, который должен быть размещен у субъектов малого предпринимательства. В этом случае наблюдается несовершенство Закона, хотя в случае не выполнения данного требования Кодексом об административных нарушениях предусмотрен штраф за размещение должностным лицом заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков у субъектов малого предпринимательства в размере более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок - влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
За не размещение должностным лицом заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей, а для субъектов малого предпринимательства Федеральным законом от 03.11.2010 №290 – ФЗ предусмотрено снижение размера обеспечения заявки на участие в аукционе. Размер обеспечения заявки на участие в аукционе для субъектов малого предпринимательства не может превышать два процента начальной (максимальной) цены муниципального контракта (цены лота).
Основная цель муниципальных закупок – сделать их более информационно прозрачными и доступными, повысить их эффективность.
Для муниципальных закупок 2013 год – время перемен. Переходим на проведение аукционов в электронной форме. Отделом муниципального заказа разработано постановление Главы города о наделении правом электронной цифровой подписи сотрудников администрации города Омска, уполномоченных заверять информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Важной и значительной новацией в области муниципальных закупок станет преобразование в 2013 году многоуровневой системы государственных и муниципальных официальных сайтов в единый информационный ресурс - общероссийский официальный сайт по размещению информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, на котором будет размещаться информация обо всех государственных и муниципальных закупках.
Будет ли этот крупный интернет-ресурс удобен для заказчиков и поставщиков покажет время. Надеемся, что оперативность и доступность получения информации с единого портала, позволит поставщикам, подрядчикам, исполнителям, с которыми работали муниципальные заказчики, оставаться и дальше исполнителями муниципальных контрактов.
На сегодня муниципальные заказчики испытывают затруднения с регистрацией на официальном сайте, размещением на нем необходимой информации и отсутствием официальных разъяснений со стороны органа исполнительной власти, отвечающей за ее функционирование. Хорошо, если бы Закон предусмотрел дублирование информации о размещении заказа на официальном сайте муниципального образования в период не стабильной работы общероссийского официального сайта.
Успешно справиться с проведением аукционов в электронной форме, преодолеть возникшие трудности, связанные с размещением информации на электронной площадке и общероссийском официальном сайте, а значит сделать процедуры размещения муниципального заказа более информационно прозрачными и доступными, повысить их эффективность - задача Управления.
Заключение
За период прохождения преддипломной практики был осуществлен сбор материалов для составления данного отчета, ознакомление с законодательными и нормативными базами для сбора необходимой информации, анализ текущего положения Управления муниципального заказа и организации торгов Администрации города Омска.
Для реализации целей преддипломной практики были выполнены следующие задачи:
- прошло ознакомление с должностными инструкциями работников аппарата управления;
- рассмотрена организация процесса разработки управленческих решений;
- изучена информация, поступающая в Управление ;
- выявлены социально-экономические проблемы Министерства;
- изучены административные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность Министерства.
Также в ходе практики были выполнены следующие работы:
Ознакомление, изучение основополагающей документации, работа с документами и информационно-правовой системой, ознакомление с законами, выполнение индивидуальных заданий и поручений руководителя.