Постклассические теории права
1) Феноменология права, как направление правовой мысли, опирающееся на философскую феноменологию, сформировалось во второй половине XX в. Она претендовала на преодоление неокантианского идеализма, господствовавшего в западной науке права в первой трети XX в. С позиции этой школы право имеет свою онтологическую основу - независимое от законодателя бытие. Идеальная основа – «эйдос» права – не реальные общественные отношения, социально-экономический и политический строй общества, а особый мир «бытия правовых понятий и норм». Сложный процесс отражения социальных отношений, интересов, целей в правовых нормах в результате сознательной целенаправленной деятельности правотворческих органов изображается представителями феноменологии права как «угадывание» законодателем или судьей уже готовых, сложившихся правовых моделей.
Социологическая феноменология права представлена, например, теорией институализации, разработанной А. Щюцом, П. Бергером и Т. Лукманом. Наиболее важное положение учения А. Щюца и его последователей состоит в том, что социальный мир представляет собой одновременно объективную и субъективную реальность. В качестве первой он представлен социальными институтами, обеспечивающими социализацию индивида и воспроизводство в форме традиций общества. Мир как субъективная реальность – это уникальная субъективность человека и его возможность изменять (конструировать) объективную реальность. Так обеспечивается инновационное воспроизводство социума.
2) Юридическая антропология рассматривает право как инструмент, способный быть оригинальным в силу содержания и своеобразия его применения в различных обществах. Важно не замыкаться в кругу общих устоявшихся понятий и традиций юридического мышления, но видеть, кроме универсального, и своеобразие. Право определяется функцией, а не внешней формой проявления. Главная функция права - функция взаимности, которая связывает между собой индивидов и группы. Это определяет плюрализм в отношении источников права. Не только государство, но и различные большие и малые коллективы участвуют в процессе формирования права и в нормотворчестве.
С конца 1990-х гг. антропология права получила развитие в России как в творчестве этнографов (Н.И. Новикова), так и в работах юристов (А.И. Ковлер).
3) Синергетическая теория права представлена работами немецкого социолога Никласа Лумана, который рассматривает общество в целом как функциональную дифференцированную систему, включающую в себя различные подсистемы, выполняющие разнообразные функции. Они соответствуют различным специализированным сферам социальной жизни. Одной из таких подсистем является право. По мнению Лумана, право основывается не на ценностях, которые сами релятивны и в операциональном порядке подвергаются переоценке, а на функциях, которые оно формирует в процессе социальной коммуникации.
В современной России к постклассическим теориям права можно отнести в либертарно-юридическую теорию проф. В.С. Нерсесянца и коммуникативную теорию права А.В. Полякова. При этом первая синтезирует легизм (нормативизм) и юснатурализм (теория естественного права), а вторая добавляет к ним социологический и психологический подходы.
Кроме того, принципиально иное отношение к традиционным теориям правопонимания и соответственно к целесообразности их интеграции обосновывает И.Л. Честнов. Основанием его «Постклассической теории права» является анализ состояния социума в эпоху постмодерна. Он считает, что индустриальное общество, накопившее в себе слишком много противоречий, не в состоянии больше быть основой дальнейшего развития человечества, и развенчивает его с помощью метода деконструкции. С этой точки зрения, интеграция классических теорий правопонимания, порожденных эпохой модерна, проникнутых ее рационализмом, претензией на всеобщность и универсальность, может привести лишь к созданию еще одной теории правопонимания, основанной на тех же неприемлемых в новых условиях характеристиках. Единственным решением этой центральной для правоведения проблемы И.Л. Честнов видит создание принципиально нового типа правопонимания.
Понимание права Л.И. Спиридоновым связано с идеями синергетики (ученый склонен рассматривать право как средство самооргонизации постоянно становящейся целостной системы социума. По его мнению, главной функцией права является «закрепление или запрет тех или иных поведенческих образцов в сфере обменных отношений», которые, в свою очередь, представляют собой основные связи, позволяющие существовать обществу. Отсюда вытекает уже известный тезис о том, что право есть нормативное средство самоорганизации и самосохранения общества, а государство – механизм, созданный обществом для поддержания собственной жизнеспособности через обеспечение реализации права. Таким образом, право как порождение синергетической системы общества обладает признаками нормативности, общеобязательности и обеспечения возможностью государственного принуждения. От классического нормативизма этот подход отличается тем, что система норм здесь является исключительно функциональным, а не самодовлеющим образованием. Спиридонов считает, что право не существует вне государственной обеспеченности, а следовательно, и вне его установлений. В связи с этим он тоже предъявляет функциональное и содержательное требование к закону: во-первых, закон должен «правильно отражать закономерности и тенденции социальной эволюции», а, во-вторых, определять «равную меру свободы правовых субъектов» (критерии либертарно-юридической теории). В целом эту теорию можно охарактеризовать как социолого-нормативистскую.
Таким образом, можно сделать вывод, что правопонимание в России сейчас стремится к преодолению рамок отдельных классических типов правопонимания. Тем не менее, преемственность с советским периодом и его идеологизированным этатизмом (нормативизмом) проявляется в большинстве современных правовых теорий, поэтому критерием их систематизации может быть степень связываемости ими феномена права с государством. Таким образом, спектр современного правопонимания проявляется в переходе от модифицированного этатизма, нормативизма до социологических и интегративных теорий и концепций различения права и закона, соединяющих в себе в той или иной мере различные подходы к праву.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004.
2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М., 1998.
3. Законотворчество в Российской Федерации (научно-практическое и учебное пособие) / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Формула права, 2000.
4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М., 2011.
5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2009.
6. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2001.
7. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.
8. Нестеренко И.А. Правотворчество в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2011.
9. Нестеренко И.А. Правовые системы современности. - Новосибирск: НВИ ВВ МВД РФ, 2004.
10. Скоробогатов А.В. Современные концепции правопонимания. Казань, 2010.
11. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2008.
12. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. - М., 1998.
Нестеренко И.А.