Постклассические геополитические модели

Концепция системного анализа мира М. Валлерстайна оттал­кивается от того, что в XVI в. борьба мировых империй, основан­ных на политическом властвовании, и мировых экономик, осно­ванных на торговле, завершилась в Европе победой последних, становлением современной мировой капиталистической системы и поэтапным перемещением центров силы из Испании в Голлан­дию, далее в Великобританию и, наконец, в США. Анализ 500-летней динамики позволил Валлерстайну выявить ряд закономер­ностей: страна-гегемон обеспечивает свою геополитическую и идеологическую защиту под лозунгами свободной торговли и идей либерализма; развитие начинается с агропромышленной сферы; наибольший подъем приходится на этап торговли; переход в этап банковско-финансовых операций означает утрату гегемо­нии. Валлерстайн - приверженец однополюсного мира и европоцентризма. Но он прогнозирует перемещение мирового центра силы в XXI в. в азиатско-тихоокеанский регион.

Концепция цивилизационно-культурологического синтеза американского исследователя С. Хантингтона основана на том, что мир после конца «холодной войны» и развала Советского Союза определяется уже не идеологическим противостоянием, а взаимодействием (конкуренцией и борьбой) 7-8 различных циви­лизаций. Автор придерживается идеи множественности центров силы, конфликты между которыми, вплоть до войны (возможно, мировой), будут осуществляться на стыках цивилизаций, по лини­ям цивилизационных разломов. К пяти исторически складываю­щимся цивилизациям (индобуддистской, китайско-конфуцианс­кой, арабо-мусульманской, западно-христианской, славяно-право­славной) С. Хантингтон добавил еще три: японскую, латиноаме­риканскую и африканскую. Между Западом и остальным миром будет проходить главная ось международных отношений, запад­ные страны при этом будут играть все меньшую роль. Цивилизационный разлом проходит и через США, результатом его может быть разрушение Америки.

Хантингтон подчеркивает важную роль религиозных идей и национальных политических культур в современном мире. В от­ношении России он предостерегает от попыток восстановления бывшего Советского Союза, отталкиваясь от традиционных идей геополитики о роли континентальной Евразии.

Постклассические геополитические теории при создании раз­личных моделей мирового развития основываются на необходи­мости сочетания геополитического субъекта с универсальным (мировым), региональным (цивилизационным) и страновым (го­сударственным) векторами безопасности. Ясно, что национальные интересы страны представлены достаточно фундаментально на национально-государственном уровне. Как решить проблему со­отношения безопасности на трех названных уровнях при учете цивилизационно-культурологической динамики и общечеловече­ских интересов - такого рода вопросы требуют от современного геополитического подхода рационально-взвешенной позиции в духе идей глобальной единой мировой истории.

Итак, в современных условиях сформировано геополитиче­ское видение мира. Под геополитическим видением мира пони­мается набор представлений о соотношении между различными элементами политического пространства, национальной безопас­ности и угрозах ей, выгодах и недостатках определенной внешне­политической стратегии. Геополитическое видение мира включает также представления о территории этнической группы или поли­тической нации, ее границах, предпочтительных моделях государ­ственного устройства, исторической миссии и силах, препятст­вующих ее осуществлению.

Геополитические интересы Республики Беларусь связаны с обеспечением суверенитета и территориальной целостности стра­ны. Геополитическое положение Беларуси исключает односто­роннюю ориентацию ее национальных интересов. Провозглаша­ется многовекторная внешняя политика, ориентированная на поддержание баланса между европейским и евразийским полити­ческим и экономическим пространством. Беларусь будет доби­ваться формирования многополярной системы международных отношений, отражающей многообразие современного мира и учи­тывающей интересы других государств планеты.

Национальные интересы Республики Беларусь в области внешней политики включают геополитические, экономические, военно-политические и региональные интересы. Разрабатывая систему национальных интересов, Беларусь учитывает главные тенденции современного европейского развития, оказывающие прямое влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику страны. К числу названных тенденций следует в первую очередь отнести политику расширения Европейского союза и расширения НАТО на Восток.

Теория глобализации

Глобализация - это процесс возрастающего воздействия раз­личных факторов международного значения (тесных экономиче­ских и политических связей, культурного и информационного об­мена) на социальную действительность в отдельных странах. Глоба­лизация - это процесс, в результате которого более прозрачными становятся границы национальных государств в различных облас­тях - экономике, социальном взаимодействии и т.д. Термин «гло­бализация» вошел в широкий научный оборот в начале 1990-х гг. Еще в конце 1980-х гг. слово «глобализация» почти не встреча­лось в лексике. Американский социолог Р. Робертсон одним из первых обратился к исследованию проблем глобализации, исполь­зовав термин «глобальность» в названии своей работы «Обсуждая глобальность». В области экологии и технических дисциплин о глобальности заговорили еще в 1960-х гг., но использовали иную терминологию. Сегодня при описании процессов, связанных с гло­бализацией, нередко используют другие понятия - постиндустри­альная эпоха, век информационной революции, техноглобализм.

Глобализация международных отношений - усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер обществен­ной жизни и деятельности в области международных отношений.

Глобализация мирохозяйственных связей - усиление взаимо­влияния и взаимозависимости различных факторов и сфер эконо­мики в области мирохозяйственных отношений.

Если исходить из объективного характера процесса глобали­зации, то следует определить те основные факторы, которые обу­словливают этот процесс. Можно выделить следующие из них:

• экономический - небывалая концентрация и централизация капитала, организационные формы, рамки экономической дея­тельности выходят за национальные границы, приобретают меж­дународный характер, способствуя формированию единого эко­номического пространства;

• политический, выражающийся в ослаблении жесткости го­сударственных границ, облегчении свободы передвижения граж­дан, товаров, услуг, капиталов;

• производственно-технический означает резкое возрастание масштабов производства, международных форм его осуществле­ния (ТНК), качественно новый уровень средств транспорта и свя­зи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных ус­ловиях. Научно-производственные факторы дополняются научно-технологическими - экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалифика­ционного уровня ведущих в соответствующих областях стран;

• информационный - радикальное изменение средств обще­ния, обмена экономической, финансовой информацией, создаю­щее возможности оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач не хуже, чем внутри отдельных стран.

Впервые в достаточно отчетливом виде идея информационно­го общества была сформулирована в конце 1960-х-начале 70-х гг. XX в. Термин «информационное общество» был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, в котором утверждалось, что ин­формационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также вес необходимые средства ее распределения. Введение самого терми­на «информационное общество» приписывается профессору То­кийского технологического института Ю. Хаяши.

В 1970-е гг. началось сближение двух почти одновременно появившихся концепций - информационного общества и постин­дустриализма (Д. Белл, О. Тоффлер). По мнению Д. Белла, «ин­формационное общество» - это новое название для постиндустри­ального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития (после ин­дустриального общества), а основу социальной структуры - информацию. Информационное общество - это такое общество, в котором производство и потребление информации является важ­нейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом. Новые информационные и телекоммуника­ционные технологии и техника становятся базовыми, а информа­ционная среда наряду с социальной и экологической - новой сре­дой обитания человека;

• социологический фактор, проявляющийся в ослаблении роли традиционных социальных связей и обычаев, преодолении огра­ниченности, что повышает мобильность людей в территориаль­ном, духовном и психологическом отношениях, способствует ме­ждународной миграции;

• экологический фактор, проявляющийся в осознании людьми опасностей обострения глобальной экологической, энергетиче­ской и других проблем, что обусловливает объединение усилий мирового сообщества, консолидацию ресурсов, координацию дей­ствий в различных сферах.

Относительно сути глобализации существуют следующие точки зрения:

• глобализация - это постоянно идущий длительный истори­ческий процесс. Расширение взаимодействия происходило от де­ревень к городам, к княжествам, целым государствам, регионам и, наконец, через эпоху великих географических открытий к миру в целом;

• глобализация - это качественный скачок в развитии между­народных отношений.

Следует отметить, что понимание глобализации различается в зависимости от теоретических и идеологических позиций авторов. Наиболее оптимистичны сторонники неолиберальной традиции, для которых глобализация выступает как качественно новый этап развития политической структуры мира, а также человеческой цивилизации в целом. Глобализация означает постепенное преоб­разование мирового пространства в единую зону, где беспрепят­ственно перемещаются капиталы, товары, услуги, где свободно распространяются идеи; образование международно-правовой и культурно-информационной инфраструктуры межрегиональных обменов.

В рамках неолиберальной традиции делаются выводы о раз­мывании границ (как географических, так и культурных), о размывании суверенитета и патриотических ценностей. Глобализа­ция ведет к гомогенизации и универсализации мира (формирова­нию единого экономического пространства; единого информаци­онного пространства; развитию общих стандартов качества жизни).

Постиндустриальный мир постепенно становится многослой­ным: политико-административные границы, отделяющие одно государство от другого, не всегда совпадают с границами куль­турными. Приобретает особую значимость принадлежность чело­века к одному из горизонтальных слоев, образуемых: в экономике -транснациональными корпорациями, общими стандартами по­требления; в политико-правовой сфере - партиями, организация­ми, едиными стандартами прав человека, трансграничными и да­же мировыми элитами. В глобализированном мировом экономическом пространстве наряду с национальной культурой возникает новая форма идентификации индивида - корпоративная культура. Появились группы людей, объединенные общими эко­номическими интересами, моделями поведения, стандартами по­требления. Эти группы нельзя отождествлять с этносами, нациями и государствами. На внутреннюю жизнь отдельных государств все более активное влияние пытаются оказывать международные ор­ганизации (гуманитарные, например, «Красный крест», и полити­чески ориентированные, например, «Гринпис»). Граждане от­дельных стран, ставшие членами таких организаций, или активно принимающие участие в их деятельности, чувствуют себя прича­стными скорее не к национальным, а «общепланетарным» ценно­стям в интерпретации конкретной политической структуры.

Реалисты, признавая наличие существенных изменений в со­временном мире, рассматривают глобализацию как процесс эво­люционного развития мира, а не как качественный скачок в его преобразовании. Глобализация - явление отнюдь не новое: как интернационализация хозяйственных связей и как форма межна­ционального общения она активно развивалась в конце XIX - на­чале XX вв. Реалисты признают также, что основным субъектом международного права и международных отношений по-прежнему остается государство в традиционном смысле.

Неомарксисты видят в современных мировых процессах за­ключительную стадию развития капитализма, порождающую все большую поляризацию мира по экономическим параметрам, проявление эксплуатации «глобализуемых» стран странами-«глобализаторами», что приводит к политической нестабильно­сти. Глобализация диалектически связана с процессами региона­лизации. Процессы унификации и интеграции рано или поздно вызывают в качестве ответной реакции стремление к возрожде­нию локального культурного партикуляризма, этнической или субэтнической идентичности.

Как мы видим, глобализация - довольно сложный и противо­речивый процесс. Наряду с интеграционными процессами и соз­данием надгосударственных управленческих структур основными субъектами международных отношений по-прежнему остаются государства, которые выстраивают свою внешнюю политику на основе национальных интересов.

Однако это не единственное противоречие глобализации. Есть опасения, что безудержный процесс глобализации, основанный на групповых интересах богатейших стран мира (так называемого «золотого миллиарда»), подорвет устойчивый миропорядок, уси­лит противостояние по линиям Север - Юг, Запад - Восток. Эти тенденции обсуждались на состоявшейся в сентябре 2000 г. юби­лейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в работе которой приняли участие 188 государств. В ходе встречи было заключено свыше 300 соглашений, а в самом конце сессии подписана Все­общая декларация, которая определила дух процесса глобализа­ции как основанный на принципах свободы, равенства, солидар­ности, терпимости, уважения к природе, взаимной ответственности.

Реакцией на противоречивый характер глобализации высту­пает движение антиглобализма. Антиглобалисты - не простые противники глобализации, они выступают против нынешней мо­дели глобализации, которая приносит прибыль транснациональ­ным корпорациям, основывается на лидировании США. Казалось бы, наибольшее число антиглобалистов должны быть представи­телями беднейших стран мира. Но это не так. Наиболее активную часть движения антиглобалистов составляют средние городские слои стран все того же «золотого миллиарда». Кроме того, движе­ние вобрало в себя значительную часть идеологических ценностей левого политического спектра. Антиглобалистские структуры развиваются на почве существующей структуры неправительст­венных организаций.

Антиглобалисты используют тактику прямого политического давления, привлекают к себе внимание СМИ, рассчитывают на моральную поддержку общества. Большинство антиглобалист­ских лидеров отказываются взаимодействовать с мировыми ин­ститутами корпоративного капитализма, утверждая, что тем са­мым будут укреплять позиции последних. Лозунг антиглобалистов: мыслить глобально, действовать локально.

Что предлагают антиглобалисты? В широком смысле слова это осуществление «глобализации снизу»: локализация производ­ства, вплоть до сворачивания слишком развитого мирового раз­деления труда; осуществление по миру акций солидарной интер­национальной борьбы против ведущих институтов мировой гегемонии (МВФ, Мировой Банк, ВТО); выравнивание оплаты труда работников сходной квалификации во всех странах мира; реализация международно-признанных стандартов социальной защиты и охраны труда, международной экспертизы националь­ных законодательств в области труда; демократического решения проблем миграции рабочей силы; выработка международных нормативов, ограничивающих деятельность ТНК; списание дол­гов развивающихся стран; введение налогов на биржевые спеку­ляции и т.д.

Наши рекомендации