Развитие административно-территориального устройства в 1950-1960-х годах
К середине 1950-х годов стал очевиден кризис в управлении экономикой. Сложилось мнение о необходимости децентрализации управления. В рамках наметившегося общего расширения прав союзных республик им были переданы вопросы административно-территориального устройства, находящиеся прежде в компетенции СССР74. Те же, в свою очередь, передали некоторые вопросы территориального устройства исполнительным комитетам областных Советов депутатов трудящихся75. Впервые был поставлен вопрос о целесообразности издания специального закона, закрепляющего территориальное устройство СССР, который, однако, так и не был принят76.
XXI съезд КПСС принял решение об удешевлении и совершенствовании государственного и хозяйственного аппарата в центре и на местах, что предполагало укрупнение звеньев административного управления, предусмотренное «Контрольными цифрами развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 гг.»77.
Динамика областного деления была связана с переходом от отраслевого к территориальному принципу управления промышленностью и строительством. Вертикально-ведомственная система тормозила формирование хозяйственных комплексов и развитие экономики в целом. Стал необходимым переход от целенаправленно измельченной в прошлые десятилетия и функционально приспособленной территориальной системы к административно-хозяйственной.
Вслед за публикацией 30 марта 1957 года тезисов доклада Н.С.Хрущева о хозяйственной реформе развернулась широкая дискуссия, затронувшая административно-территориальное устройство и взаимодействие совнархозов с местными партийными и советскими органами. Секретари обкомов, крайкомов и ЦК партии союзных республик, опасаясь разрушить сложившуюся систему управления, предлагали «привязать» новые органы к существовавшему административно-территориальному делению со сложившейся вертикалью партийных комитетов и советов. Секретари обкомов наиболее мощных областей (Иркутской, Львовской, Свердловской и других) настаивали на создании многообластных экономических районов с центром в соответствующей области. Обоснованное предложение о формировании «многообластных» совнархозов, отвергнутое в 1957 году, было использовано в 1962 году, но уже в качестве вынужденного шага для выхода из создавшейся кризисной ситуации.
Как и прежде, советское правительство настораживало создание сильных экономических объединений во главе с совнархозом. С каждым днем дискуссии увеличивалось количество намечаемых совнархозов. Вместо первоначальных 17—22 было образовано 105 административных экономических районов, соответствующих территориальному делению. Однако концепция преобразования административных экономических районов, сформулированная на Пленуме ЦК КПСС 19 ноября 1962 года, предполагая интеграцию экономики в рамках мощных районов, сохраняла прежнее административно-территориальное деление78.
В 1957—1962 годах в качестве экономического района выступала республика (союзная или автономная), край, область или группа областей, где создавались совнархозы, руководившие крупной промышленностью и строительством союзно-республи-
канского значения. Управление экономикой подведомственной совнархозу территории имело многоуровневую структуру: одна часть промышленности и строительства по-прежнему оставалась в ведении центральных органов, другая — управлялась совнархозами, третья — местными советами. Это принципиально противоречило одному из основных положений теории экономического районирования, рассматривающему всю экономику как единое целое. Кроме того, находясь в республиканском подчинении, совнархозы не всегда успешно взаимодействовали с местными органами.
Самым уязвимым в управлении оставалось чрезвычайно дробное районное звено, которое и претерпело наибольшие изменения в 1950—1960-е годы. Начиная с 1956 года, развернулся процесс укрупнения, приведший к сокращению районов в отдельных областях до 50 процентов79.
В 1962 году единые административные районы были разделены на промышленные и сельскохозяйственные. В последних создавались территориальные производственные колхозно-совхозные и другие управления, организованные по тому же принципу, что и совнархозы. Отличие состояло в привязке их к первичным звеньям сельскохозяйственного производства — колхозам и совхозам. Производственные управления включали от 30 до 60 хозяйств и охватывали 2—4 административных района. Вскоре, однако, наметилась тенденция к их отождествлению с административными районами, укрупнение которых было введено в русло управленческой политики. Однако количество административных районов сокращалось медленно, и около 40 процентов производственных объединений продолжали быть межрайонными.
В ходе всех преобразований сложилось весьма громоздкое административно-территориальное устройство, включавшее пять сеток районирования, не увязанных между собой по целям, функциям и границам. Две из них (низовые и районные областного ранга) были, прежде всего, административно-политическими, две другие (колхозно-совхозные управления и укрупненные совнархозы) были административно-хозяйственными, а последняя, не обладавшая директивными функциями, была разработана Госпланом и предназначалась исключительно для планирования.
Переход к территориальному принципу управления экономикой изменил всю систему управления. Ключевым звеном становились совнархозы административных районов, представлявшие коллегиальный орган, в котором не предусматривалось партийное представительство. Фактически сложилась ситуация, когда
хозяйственные структуры оказались самостоятельны по отношению к обкомам и были оторваны от местных советов или даже им противопоставлены. Разрушалась складывающаяся десятилетиями система управления и соотнесенная с ней партийная вертикаль. Местные партийные и хозяйственные руководители увидели в этой ситуации способ расширения своих полномочий.
Продиктованная демократическими побуждениями ротация партийных кадров, закрепленная новым уставом КПСС в октябре 1961 года, подорвала их стабильность, особенно на местном уровне. С целью вернуть контроль над управлением экономикой областные, районные и городские партийные организации в ноябре 1962 года были разделены по производственному признаку на промышленные и сельские. На территории оказывались два райкома партии. Дальнейшее укрупнение совнархозов еще более ослабило позиции промышленных обкомов, которые оказались в подчинении местных совнархозов. Поскольку партийная и советская система были тесно переплетены, то вместо единых советов и их исполкомов создавались сельские и промышленные советы и их исполкомы. Выделение сельских и промышленных ветвей партийного руководства на местах было логичным продолжением сращивания партийного и государственного аппаратов. Одновременно эта система совершенно отняла у местных советов их и без того очень скромную экономическую базу и создала предпосылки для дальнейшего ослабления власти советов на местах.
В ноябре 1964 года Пленум ЦК КПСС признал необходимым восстановить единые партийные и советские органы на основе территориально-производственного принципа. Одновременно Президиум Верховного Совета РСФСР восстановил во всех областях и краях единые советские органы. В соответствии с этим промышленные районы были ликвидированы, значительная часть необоснованно укрупненных административных районов была разукрупнена, а ранее существовавшие районы были восстановлены. В ряде областей России, в том числе Урала, Сибири и Дальнего Востока, это восстановление являлось, по существу, механическим возвратом к прежнему делению80. Сентябрьский Пленум ЦК КПСС 1965 года признал целесообразным отказаться от территориального варианта управления экономикой и вернуться к отраслевому принципу.
Неудача реформы еще раз подтвердила несоответствие экономического районирования административно-территориальному делению. Новая система управления вступила в серьезное противоречие с чрезмерно измельченным низовым административ-
но-территориальным делением, а следовательно, и с территориальной структурой партийно-государственного аппарата.
В дальнейшем общие направления развития административно-территориального устройства предполагали неуклонное увеличение числа всех других административно-территориальных единиц при сохранении в неизменном виде количества областей (краев).