Лекция 6. Индусская правовая система (ИПС)

В настоящее время насчитывается от 300 до 500 млн. индусов. Подавляющее большинство проживает в Индии, а также в Пакистане, Сингапуре, Малайзии и некоторых странах Африки.

Индусское право (ИП) применяется в независимости от национальной принадлежности или места жительства ко всем индусам.

В отличии от других религий, индуизм не требует верности одному учению. Основу индуизма составляют учения о перевоплощении душ и карме. Учения индусов составляют основу кастовой структура индусского общества.

Каста – группа, объединяющая людей одной или нескольких профессий. Касты разбиты на 4 группы. Переход из одной касты в другую исключается. На основе положений индусской конституции 1950 года отменены правила, регулирующие вопросы о кастовой принадлежности.

ИП тесно переплетено с религией и не имеет самостоятельности.

Источники:

  1. Веды – сборник индийских религиозных песен, молитв, которые были созданы до 2 тыс. до н.э., некоторые тексты можно толковать как правила поведения. Хотя Веды для индусов – источник и религии, их реальное влияние на жизнь индусов было крайне незначительно.
  2. Шастры – в них так же изложены нормы, говорящие о поведении человека. Существует 3 вида шастр, которые говорят о поведении людей:
    1. Добродетель
    2. Интерес
    3. Удовольствие

Шастры, которые учат людей как быть угодным Богу – дхарма. Другие шастры учат как разбогатеть и руководить – атрха. Так же существуют шастры, развивающие науку удовольствия – кама.

  1. к источнику ИП относят дхармашастры – комплекс обязанностей, которые затрагивают как религиозные, моральные, так и правовые нормы. Авторитет дхармы основан не на обычаях, а на доктринах известных мудрецов. Дхарма изложена в дхармашастрах. Наиболее известные из дхармашастр – законы Ману – религиозные и правовые предписания, а отличии от мусульманского права перемешаны друг с другом.
  2. Виабахара – книга, посвященная непосредственно нормам права, изложены в 18 видах споров, охватывающих гражданское и уголовное право.
  3. Нибадхазы – комментарии к дхармашастрам.


Позитивное ИП является обычным правом, в котором доминирует религиозная доктрина. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста следует своим собственным обычаям, решает многие споры на основе общественного мнения. Судебные прецеденты и законодательство изначально не считались источником права.

Нормы публичного права встречаются в дхармашастрах, но как управлять государством, написано только в артхашастрах.

Мусульманское господство.

Мусульманское господство установилось в Индии в 15 веке, что затормозило развитие ИП, так как индусские суды имели право применять только МП.

Английское господство (16-17 вв)

Англичане не возрождали против применения в отношении населения Индии (особенно частного права) религиозных правовых норм индуизма. Англичане официально признавали, в отличии от мусульман, авторитет ИП; признавали равное значение ИП и МП, но желая применять нормы ИП не знали тонкостей этой религии, поэтому они несколько раз проводили формальную кодификацию права. Для того, чтобы решать споры в суде по отношению к индусам, англичане стали приглашать экспертов – пандитов, которые набирались из местных жителей-индусов, которые подсказывали как правильно решить спор, применяя нормы ИП.

Пандиты подвергались резкой критике, так как решения судов были не одинаковые и суды были независимы друг от друга, но англичане сформировали большое количество НПА на территории Индии.

Проведена кодификация права. Созданы законы и кодексы.

Получение независимости.

После провозглашения в 1947 году независимости Индии происходит унификация ИП. Принятая Конституция 1950 года устанавливает светский характер государства.

Индийское правительство представило Парламенту проект кодекса индусского права, в котором была сделана попытка соединить наследственное и семейное права.

Всю систему судов возглавляет Верховный суд Индии. Иерархия судов такая же, как в Англии.

На данный момент судебная практика признается источником права.

Иудейская правовая система. Еврейское право (ЕП).

Израиль.

Особенности:

ЕП рассматривается как древнее религиозное право, основанное на религии – иудаизме, регулирующее в себе как моральные, этические, так и светские нормы права:

Ø длительный и противоречивый период становления и развития права (противоречивый характер – внутриполитическая раздробленность, открытая борьба иудейской религии с другими религиями, то есть нетерпимость других религий – отсюда возникает отрицательное отношение к иудеям);

Ø императивный характер ЕП, преобладание в его системе запретов, требований, ограничений, строгое соблюдение религиозных канонов;

Ø многофункциональный характер, то есть ЕП выполняет не только регулятивные воспитательные функции, но и функции присущие только этой правовой системе, эта функция связана с формированием еврейского общества;

Ø ограненный характер воздействия ЕП на израильское общество и евреев, проживающих на других территориях различных стран;

Ø сфера действия ЕП – семейное право;

Ø все вопросы личного статуса граждан решаются судами раввинов, действующих на основе талмудийского права; роль ЕП оформлена «законом о юрисдикции раввинских судов» 1953 года; еврейскими общенно-религиозными учреждениями руководит Верховный Раввинат, который является верховным апелляционным раввинских судом; в городах действуют городские Раввинаты; в юрисдикцию раввинских судов входит утверждение гиюра – формальный переход в иудаизм;

Ø иудаизм играет роль не только в религиозной, но и в государственно-политической жизни страны (религиозные партии входят в блок правящей коалиции);

Ø требования строжайшего соблюдения правил содержатся в законах и других источниках.

Источники:

  1. Тора («Пятикнижие Моисеево») – это письменный закон, который по преданию Бог передал через Моисея (первые 5 книг Ветхого завета).
  2. Мишна – юридический комментарий, разъясняющий положения Торы; содержит 63 трактата, в которых предписания Торы представлены систематически, то есть по отраслям права. После кодификации поколения иудейских мудрецов тщательно изучали и обсуждали предписания Мишны.
  3. записи споров и дополнений к Мишне – Гемара.
  4. в совокупности Мишна и Гемара – Талмуд – кодекс религиозных, бытовых и правовых предписаний иудейства (5-3 вв. до н.э.).

Полный систематизированный кодекс ЕП (приблизительно 16 в) в 14 томах, назван «Мишна-Тора», составленный Маймонидом (известный иудейский мудрец средневековья).

4-х томный труд «Шулхан Арух» составил Иосиф Каро.

Наши рекомендации