IX Всесоюзный слёт пионеров
В августе 1987 г. в «Артеке» состоялся IX Всесоюзный слет пионеров, который собирался как высший орган самоуправления, была сделана попытка, опираясь на самих членов пионерской организации, наметить пути решения острых проблем детского движения. Впервые делегации не назначались, а формировались путем открытых выборов, впервые документ, принятый на слете, имел статус решения, причем это решение рождалось в горячих дискуссиях, принималось самими делегатами, а специальная группа анализа обобщала наиболее интересные предложения.
По итогам слета ЦК ВЛКСМ принял специальное постановление. ЦК ВЛКСМ поручил комитетам ВЛКСМ, советам пионерской организации проанализировать сущность и основные направления поиска новых подходов к определению современного содержания деятельности пионерских отрядов, провести эксперимент по исследованию новых видов организационных структур в пионерских организациях, обеспечить реализацию на практике предложений делегатов слета.
После слёта робко наметились 2 варианта поиска выхода из кризиса пионерской организации. Первое направление: выход из кризиса через использование опыта 20-х годов. Второе –предательское - полный отказ от прошлого наследия, исторического опыта пионерской организации, внедрение в нее опыта и практики российского и зарубежного скаутинга.
В мае 1988 г. впервые состоялся совместный Пленум ЦК ВЛКСМ и Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации. После острых дискуссий победила установка на сохранение детской коммунистической организации, при максимальном реформировании её структур. Впервые указывалось на то, что это должна быть самостоятельная коммунистическая организация детей со взрослыми, со своим уставом, своей материальной базой, бюджетом, системой подготовки кадров. Причём она должна развиваться на своей собственной основе, но при активной помощи всего коммунистического общества.
Принципиальные основы реформируемой организации сводились к следующим. Во-первых, пионерская организация работает под руководством партии и комсомола. Во-вторых пионерская организация, провозглашая единство коммунистических целей и задач, добивается многообразного их осуществления. В-третьих, организация строит свою деятельность на основе сотрудничества детей и взрослых, входящих в организацию и имеющих свои права и обязанности. Было указано, что надо прекратить возлагать на пионерскую организацию функции других воспитательных институтов общества, она не должна давать систему знаний вместо школы, не должна формировать юного музыканта или художника, воспитывать юного спортсмена, это дело специальных учебных заведений.
Демократизация должна быть как в структуре и управлении, так и в организации. Предполагается сохранение основы пионерской организации в облике дружины, но центром ее должен быть отряд, который бы объединял ребят вокруг разнообразной деятельности. Утверждалось право выбора ребятами ведущих направлений деятельности. Пленум констатировал, что комитеты комсомола еще слабо, медленно поворачиваются к пионерии, а ведь для ВЛКСМ это вопрос его будущего. Пленум принял решение продолжить поиск многообразия пионерских структур организаций, призванных при обязательном участии комсомола помогать детям и подросткам стать активными участниками общественного обновления.
В 1988-1989 гг. обсуждалось несколько вариантов проекта перестройки Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина. Ученые, психологи, философы, историки работали над этими проектами обновления, которые затем обсуждались в пионерских организациях всех республик. Журнал «Вожатый» в сентябрьском номере 1988г. опубликовал один из вариантов, а затем провел дискуссию по концепции перестройки пионерской организации. В проекте отмечалось, что развиваясь вместе с обществом, пионерская организация, также как и другие социально-политические институты, не устояла перед деформациями, характерными для практики социализма в нашей стране. Противоречия в организации обострялись. Вся пионерская жизнь предполагала не только политическую направленность, общественно полезную деятельность, но также самоуправление, романтическую игру, а всё это подменялось однообразными, заорганизованными, парадными кампаниями. Ни потребности, ни интересы детей, ни национальные и региональные особенности не учитывались. А самое главное, статус пионерской организации в обществе, ее место среди других общественных организаций, а также конституционные, правовые и другие гарантии отсутствовали. Комсомол не обеспечил реального механизма руководства пионерией, утратил отношение к пионерам как к своей смене и резерву, живые связи между партийными организациями и пионерскими отрядами отсутствовали. Все это и привело к тому, что пионерская организация не реализовала воспитательный потенциал как самодеятельная общественная организация.
Центральный Совет ВПО имени В.И.Ленина решил скорректировать цели пионерской организации. Убрать ярко выраженную идеологическую установку - «Борьба за дело КПСС»(?!), излишнюю лозунговость, разрыв между абстрактной целью и конкретной деятельностью. Теперь цель формулировалась так: «Помогать детям и подросткам в их гражданском и нравственном становлении, растить поколение, преданное идеалам и ценностям социализма, своей советской многонациональной Родине». Впервые буржуазные «общечеловеческие ценности» превалировали над классовыми.
Обновление цели влекло к изменению содержания, форм деятельности пионерской организации. Стал переворачиваться приоритет коллективного над личным, политического над общечеловеческим, абсолютизация советских достижений.
В июне-июле 1988 г. в «Артеке» состоялся Всесоюзный сбор активистов перестройки (3600 пионеров и более одной тысячи пионерских работников). Впервые в «Артеке» собрались не только дети, но и взрослые. Организаторы сбора надеялись, что так, вместе, можно будет более основательно разобраться в том, как прошел год после IX слёта. Месяц шли дискуссии, как сделать пионерскую организацию нужной каждому пионеру, как сделать так, чтобы организация была живой, самодеятельной, чтобы в ней могли на равных взаимодействовать и взрослые, и дети. Но первые же дискуссии показали неготовность взрослых и детей к демократическому взаимодействию. Взрослые добровольно отдавали детям даже своё право на инициативу, а ребята в силу своего возраста, своей позиции с этой инициативой просто не смогли справиться.
Представления о пионерской организации взрослых участников совместного форума отличались от детских: они ее видели единой в масштабах страны, но не единообразной, массовой, но не поголовной, и с очень гибкой структурой и патриотической направленностью. Ребята же почти не поднимали вопросы, связанные с патриотическим, нравственным воспитанием, но говорили о неформальных объединениях, о сложных явлениях в детской и подростковой среде.