Земельно-правовые меры воздействия к нарушителям законодательства об охране и использовании земель
Помимо предусмотренных Кодексом о земле и иными актами законодательства видов юридической ответственности за нарушение законодательства об использовании и охране земель, по мнению многих учёных-правоведов, существует ещё и земельно-правовая ответственность. Вместе с тем наличие земельно-правовой ответственности как вида специальной юридической ответственности не является бесспорным фактом. И лишь установление в Кодексе о земле 1999 г. института изъятия земель позволяет говорить о нормативном закреплении земельно-правовой ответственности, которая выражается в принудительном прекращении права на земельный участок, и, стало быть, о наличии указанного вида юридической ответственности.
В качестве мер земельно-правовой ответственности можно рассматривать земельно-правовые санкции, направленные на восстановление земельного правопорядка, путём определения судьбы земельного участка, по отношению к которому были совершены противоправные действия:
1) принудительное прекращение земельных прав за нарушение правил использования и охраны земель;
2) возврат самовольно занятых земельных участков.
С точки зрения науки земельного права и земельно-правовой практики следует рассмотреть вопрос о том, к какому виду ответственности следует относить принудительное изъятие земельного участка за невыполнение требований природоохранного режима использования земель при использовании земельных участков способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и т.п. (статьи 60 и 89 Кодекса о земле). К числу сторонников точки зрения о том, что принудительное изъятие земельного участка следует рассматривать как самостоятельный вид земельно-правовой ответственности, относится Ф. X. Адиханов [Адиханов, Ф. X. Теоретические проблемы правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения / Ф. X. Адиханов. – Томск, 1989. – С. 238–240]. В свою очередь, некоторые авторы склонны полагать, что изъятие земельных участков за нарушение правил пользования землёй относится к административно-правовой ответственности [Шемшученко, Ю. С. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды / Ю. С. Шемшученко, В. Л. Мунтян, Б. Г. Розовский. – Киев, 1978. – С. 29]. В то же время Е. Н. Колотинская считает, что земельно-правовая ответственность за земельные правонарушения может применяться самостоятельно и как дополнительная мера воздействия к другим видам правовой ответственности [Колотинская, Е. Н. Предмет и система земельного права / Е. Н. Колотинская // Земельное право России: учебник по специальности «Правоведение» / под ред. В. В. Петрова. – М. : СТОГЛАВЪ, 1995. – С. 131].
Учитывая, что в нормах действующего законодательства виды юридической ответственности зачастую сформулированы недостаточно чётко, с известной долей их смешения, и в большинстве отраслей права (за исключением уголовного права) отсутствуют собственные, присущие только одной отрасли меры (санкции) воздействия на правонарушителей, принудительное изъятие земельного участка за систематические нарушения земельного законодательства по постановлению суда, предусмотренные статьёй 60 Кодекса о земле, следует рассматривать как специфическое средство воздействия на нарушителей, как санкцию, имеющую унифицированный характер, в которых сочетаются меры юридического воздействия с мерами компенсационно-восстановительного характера.
Земельно-правовая ответственность может применяться в случаях, предусмотренных статьёй 60 Кодекса о земле (при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов, использование земельного участка не по целевому назначению и др.), и выражается в прекращении права частной собственности на земельный участок и его изъятии по постановлению суда. При этом как мера земельно-правовой ответственности принудительное изъятие земельных участков применяется только к тем правонарушителям, которые являются собственниками этих участков.
Принудительное прекращение земельных прав лиц, допустивших земельные правонарушения, предусмотренные Кодексом о земле, осуществляется в особом порядке. Решение о принудительном изъятии земельного участка, находящегося в частной собственности, и прекращении права землевладения и землепользования за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.
Важнейшей земельно-правовой санкцией, направленной на восстановление земельного правопорядка, является возврат самовольно занятых земельных участков. Как показывает земельно-правовая практика, самовольное занятие земельного участка выражается в огораживании земельного участка, иных мерах по воспрепятствованию доступа на него других лиц, возведении на участке различных строений, производстве посевов сельскохозяйственных и иных культур, осуществлении иных действий, свидетельствующих якобы о том, что данный земельный участок принадлежит лицу, осуществляющему вышеуказанные действия, но не имеющему надлежащим образом оформленного права на данный участок. В то же время, согласно законодательству об использовании и охране земель, право на земельный участок возникает лишь с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации и удостоверяется соответствующим свидетельством (удостоверением).
В соответствии со статьёй 72 Кодекса о земле самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него (за исключением случаев, предусмотренных законодательством [Статья 72 Кодекса о земле предусмотрела, что не считается самовольным использование гражданами земельных участков по их целевому назначению, предоставленных им до 1 января 1999 г. для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, строительства и эксплуатации индивидуального гаража для хранения транспортного средства, сведения о которых внесены в земельно-кадастровую документацию, а также иных случаев использования по целевому назначению земельных участков гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, предусмотренных актами Президента Республики Беларусь, решениями иных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Кодексом о земле и иными актами законодательства, либо по постановлению суда]): в тех случаях, когда правонарушитель не имел законного права на земельный участок (завладел им в нарушение законодательства), участок возвращается законному владельцу в порядке, установленном законодательством.
Содержание понятия «возврат самовольно занятого участка» состоит в том, что такие участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведённых за время их незаконного использования.
Для применеия данной земельно-правовой санкции законодательством об использовании и охране земель устанавливается административный порядок.
Как предусмотрено статьёй 72 (часть третья) Кодекса о земле возврат самовольно занятого земельного участка производится на основании решения Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета, принятого в соответствии с его компетенцией, о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением сроков выполнения этих действий. В случае отказа лица, самовольно занявшего земельный участок, выполнить решение соответствующего исполнительного комитета снос самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние осуществляются исполнительным комитетом.
При этом взыскание затрат на осуществление возврата самовольно занятого земельного участка, сноса самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние производится в судебном порядке.
Порядок применения мер воздействия к лицам, допустившим самовольное строительство, в том числе и на самовольно занятом земельном участке, устанавливается гражданским законодательством. Так, согласно статье 223 Гражданского кодекса, самовольное строительство – это деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путём строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена:
– на самовольно занятом земельном участке;
– на земельном участке, используемом не по целевому назначению либо предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона, и (или) предоставленном с нарушением установленной очерёдности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется его проведение;
– без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость её подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
При самовольном строительстве в случае, когда имеет место самовольное занятие земельного участка, местным исполнительным и распорядительным органом принимается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, решение о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель.