Как классифицируются налоги по их отражению в бухгалтерском учете?
Существует несколько вариантов классификации налогов и сборов в зависимости от различных признаков: способа взимания; субъекта и объекта налогообложения; порядка и целевой направленности введения налогов; характера отражения в бухгалтерском учете; сроков уплаты; уровня установления налогов и внесения в них дополнений и изменений.
По характеру отражения в бухгалтерском учете:
— относимые на себестоимость выполненных СМР (услуг, товаров)
— включаемые в стоимость строительной продукции
— уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли
— уменьшающие финансовый результат (валовую прибыль)
— удерживаемые из доходов работников
Билет 15
1. Регрессивная ставка налога - процентная ставка налога, которая уменьшается, при увеличении стоимости налоговой базы.
Прогрессивная ставка налога — Процентная ставка налога, которая увеличивается, при увеличении стоимости налоговой базы.
Пропорциональная налоговая ставка — ставки, действующие в одинаковом проценте к доходу вне зависимости от его величины (пропорциональное обложение)
2. А. Виды правонарушений, предусмотренных НК РФ в отношении налогоплательщиков и иных лиц (ст.ст. 116-129-1 НК).
1. Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями срока постановки на учет в налоговом органе (1 месяц).
2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе.
3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (10 дней).
4. Непредставление налоговой декларации.
5. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, искажение учета и т.п.).
6. Неуплата или неполная уплата налогов.
7. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога.
8. Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест.
9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
10. Ответственность свидетеля (неявка, уклонение от явки без уважительных причин при вызове по делу о налоговом правонарушении).
11. Отказ эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки, заведомо ложное заключение или перевод.
12. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (нотариусами, лицензирующими органами, органами ЗАГС, паспортными, ГИБДД и др.).
Б. Виды правонарушений, предусмотренных НК РФ в отношении банков (ст.ст. 132-135-1 НК).
Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику. 1.Данное правонарушение создает препятствия в контрольной деятельности налоговых органов, способствует незаконному предпринимательству. 2. Оно характеризуется открытием счета а) без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; либо б) при наличии в банке решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации, предпринимателя; а также в) при несообщении налоговому органу о таких обстоятельствах. 3. В течение 5 дней после открытия или закрытия счета данным лицом банк обязан сообщить об этом в налоговый орган по месту учета лица. 4.Приостановление операций по счетам в банке применяется с целью обеспечения исполнения решения о взыскании налога и означает обязанность прекратить все расходные операции по данному счету, начиная с четвертой очереди. 5. О принятии решения о приостановлении операций по счету налоговый орган уведомляет банк и его клиента под расписку.
Нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога. 1. Данное поручение исполняется банком бесплатно в пределах операционного дня, следующего за днем его получения (в т.ч. и при досрочной уплате налога). 2. Не является правонарушением неисполнение поручения, если была необходимость исполнить платежные документы, относящиеся к более ранним очередям. 3. Не исполняется поручение о перечислении налога, если оно оформлено с нарушением банковских правил. 4. Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечисления в бюджет суммы налога и уплатить пени. При неисполнении применяются принудительные меры по взысканию неперечисленных сумм. 5. Неоднократное нарушение банком сроков по исполнению налоговых платежных документов может повлечь аннулирование Центральным Банком РФ лицензии. 6. Бюджетным кодексом РФ также предусмотрено привлечение банка к ответственности за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств на счета бюджетов. В этом случае ответственность по НК исключается.
Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. 1. Правонарушение выражается в неправомерном перечислении денежных средств со счета, операции по которому приостановлены, лицу, не имеющему приоритетного права требования перед налоговыми органами (первые три очереди). 2. Очередность списания денежных средств со счета устанавливается ст. 855 ГК. 3. При недостаточности средств на счете списание производится: в 1-ю очередь – для удовлетворения требований по возмещению вреда жизни и здоровью и по взысканию алиментов; во 2-ю очередь – по исполнительным документам по выплате выходных пособий и оплате труда по трудовым договорам; в 3-ю очередь – по платежным документам по оплате труда по трудовым договорам и отчислениям работодателя в Пенсионный фонд; в 4-ю очередь – по платежным документам по платежам в бюджет и другие государственные внебюджетные фонды.
Неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени. 1. Решение налогового органа о взыскании налога или поручение на перечисление налога должно исполняться банком в безусловном порядке. 2. Нарушение выражается либо в неисполнении решения вообще, либо в действиях, повлекших отсутствие денежных средств на счете налогоплательщика. 3. Принудительное взыскание налога производится путем направления в банк инкассового поручения на списание и перечисление денежных средств. Причем безусловное исполнение производится только в порядке 4-й очереди по ст. 855 ГК. 4. Взыскание производится с рублевых и валютных счетов налогоплательщика. Недопустимо взыскание со ссудных, бюджетных, депозитных счетов. 5. При взыскании средств с валютных счетов одновременно с инкассовым поручением в банк направляется поручение на продажу валюты налогоплательщика. 6. Поручение налогового органа не исполняется: а) отсутствия счета в банке; б) отсутствие на счете денежных средств; в) отсутствие поручения по продаже валюты; г) наличие приоритетных по очередности требований платежных поручений; д) нарушение налоговым органом 60-дневного срока принятия решения о взыскании налога.
В. Административные правонарушения в сфере налогообложения, установленные КоАП РФ. 1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. 2. Нарушения срока представления сведений об открытии или о закрытии счета в банке. 3. Нарушение сроков представления налоговой декларации. 4. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. 5. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику. 6. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора. 7.Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. 8. Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда.
Г. Уголовные преступления в сфере налогообложения (ст.ст. 198–199-2 УК РФ). Субъектами уголовной ответственности являются только физические лица, в т.ч. и в случаях причинения ущерба организацией.
1. Уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица, совершенное в крупном и особо крупном размере. Размер определено примечанием к ст. 198 УК. Это непредставление налоговой декларации, иных документов, включение в эти документы ложных сведений и пр.
2. Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации в крупном и особо крупном размере.
3. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента в крупном и особо крупном размере.
4. Сокрытие денежных средств или имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которого должно производиться взыскание налогов и сборов, в крупном размере.
Билет 9,24
· 2.Что относится к объектам налогообложения
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, при этом в ст. 38—43 НК РФ устанавливается значение отдельных общих понятий и терминов.
Для целей обложения налогами на имущество под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
Для целей обложения налогами операций по реализации товаров (работ, услуг) устанавливается значение следующих понятий (категорий): товар, работа, услуга; реализация товаров (работ, услуг).
Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Идентичными товарами (работами, услугами) признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.
При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.
При определении идентичности работ (услуг) учитываются характеристики подрядчика (исполнителя), его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.
Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.
Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются их качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Билет 16
1. Законом РФ “Об основах налоговой системы в РФ” установлены следующие виды налоговых нарушений, предусматривающих финансовую ответственность предприятий и административную, а порой и уголовную ответственность их должностных лиц.
- Сокрытие или занижение объекта налогообложения.
- Отсутствие учета объекта налогообложения или ведение этого учета с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период.
- Непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налогов.
- Несвоевременная или в неполном размере уплата налогов.
Налоговая санкция представляет собой конкретную меру ответственности за совершенное налоговое правонарушение. Налоговый кодекс устанавливает налоговые санкции только в виде такой меры имущественного характера, как штраф. В определении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. указано, что штрафы, взимаемые налоговыми органами с налогоплательщиков за нарушения ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства как такового и этим отличаются от недоимок и налоговой пени. Штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения). Таким образом, Конституционный Суд РФ признал административно-правовую природу налоговых санкций и отсутствие налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности1.
В зависимости от характера совершенного налогового правонарушения Кодексом установлены штрафы в твердой денежной сумме или в процентах от суммы налога, подлежащей уплате. Так, например, при несообщении либо несвоевременном сообщении налогоплательщиком налоговому органу об открытии банковского счета размер штрафа составляет пять тыс. руб. (ст. 118 НК РФ). Неуплата или не-полная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога (ст. 122 НК РФ).
Основные правила взыскания штрафов за налоговые правонарушения установлены ст. 104, 105 и 115 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующими статьями Кодекса за совершение налогового правонарушения. К смягчающим обстоятельствам относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или при-нуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Иные обстоятельства могут быть признаны смягчающими судом.
При наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100 процентов. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с
+момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением
Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2002. № 1.
в арбитражный суд, если ответчиком является организация или индивидуальный предприниматель, либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица, не являющегося пред-принимателем. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
Кодекс устанавливает обязанность налогового органа до обращения в суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104 НК).
Досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности является обязательной. Налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании санкций только в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции.
Кодекс не содержит положений о форме соответствующего требования. Оно может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска.
Указанные выше правила применяются также в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
виды налоговых санкций:
- взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода;
- штраф;
- взыскания пени;
- взыскание недоимки по налогам.
2. Налоги могут взиматься следующими способами:
1. Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога разделён на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить транспортный налог. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. В отношении юридических лиц применение этой формы уплаты налогов предусматривается по: налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, НДС, акцизы. Взимание налога по декларации применяется при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Билет 14
2.Налоговая система РФ была введена в действие с 1 января 1992г. С 1 января 1999 года вступила в действие первая часть НКРФ. С 2001 года вступила в действие вторая часть НКРФ. Задачами НКРФ является:
· Снижение общего налогового времени
· Создание понятной и простой налоговой системы, которая должна быть рациональной и справедливой.
· Обеспечение стабильности налоговой системы и т.д.
Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение их видов. Круга плательщиков и элементов налога.
Первые принципы налогообложения были разработаны Адамом Смитом: равномерность, определенность, удобство, экономность.
В настоящее время различают следующие принципы построения системы налогообложении:
I группа – Экономические принципы:
· Равенство и справедливость (налоговое бремя должно быть равным и каждый плательщик обязан вносить справедливую долю в государственную казну).
· Эффективности (издержки государства на введение конкретного налога должны быть минимальными по сравнению с доходами бюджета, который приносит этот налог).
· Принцип соразмерности (заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения для плательщиков).
· Множественность налогов (комбинация различных налогов и объектов обложения должна образовывать оптимальную систему перераспределения налогов по плательщикам).
· Всеобщность (каждое лицо должно платить законно установленные налоги).
II группа – Юридические принципы:
· Законодательная форма установления налога.
· Равенство и справедливость в части отношения государства и налогоплательщика (должны быть четко прописаны права, обязанности и ответственности обеих сторон).
· Приоритетность налогового законодательства (если законодательные акты не связаны с налогообложением, то они не должны содержать нормы затрагивающие принципы налогообложения).