Современные международные отношения: понятие, разновидности, субъекты, основные принципы и тенденции развития
Международные отношения — совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.
Выделяют следующие виды международных отношений! каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:
Политические — играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.
Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.
Идеологические отношения — относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция — к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.
Международно-правовые отношения — предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов.
Военно-стратегиче£Ш£_^тнощения^к. которым ртшэ- у сится обширная сфера специфических „общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.
Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.
Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.
16. Внешняя политика государств: виды, цели. Внешняя политика Республики Беларусь, ее многовекторный характер.......................................................
Внешняя политика – разновидность политики, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство осуществляет внешнеполитическую деятельность.
Концепция внешней политики государства включает следующие принципы:
– защита национальных интересов, целей и приоритетов государства;
– сохранение и обеспечение экономического, политического и военно-политического суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны;
– защита прав, свобод, достоинства и материального благополучия всех граждан;
– обозначение регионов и стран, на которые распространяются жизненно важные интересы страны;
– установка внешнеполитической стратегии на сотрудничество в мировом сообществе.
Внешняя политика РБ.
На сегодняшний день наша страна поддерживает дипломатические отношения со 172 государствами, в 50 из которых открыто 48 посольств, 2 посольства/постоянных представительства при международных организациях, 2 постоянных представительства при международных организациях, 9 генеральных консульств и 1 консульство. За границей функционирует также 13 отделений посольств Республики Беларусь.
Иностранные государства представлены в нашей стране 43 посольствами, 3 отделениями посольств, 1 торгпредством, 28 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 17 представительствами. По совместительству у нас аккредитовано 85 иностранных диппредставительств.
Белоруссия является членом следующих межгосударственных образований:
· Содружество независимых государств,
· Союзное государство России и Белоруссии,
· Организация договора о коллективной безопасности,
· Евразийское экономическое сообщество,
· Единое экономическое пространство,
· Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе,
· Программа НАТО«Партнёрство ради мира»,
· Международный валютный фонд,
· Всемирный банк.
17.Идеология: сущность, структура, функции.
Идеология есть совокупность философских, этических, правовых, экономических идей и идеалов, отражающих и объясняющих социальные процессы с точки зрения интересов конкретных социальных групп, классов, которые обосновывают необходимость их реализации с помощью государственной власти.
Первый уровень – теоретико-концептуальный, в котором обосновываются основные идеологические принципы политических движений. Для этого используются знания, полученные соответствующими гуманитарными науками (экономической теорией, философией, этикой, социологией, политологией).
Второй уровень – программно-политический, на котором общие идеи и принципы конкретизируются в программах политических партий и движений в виде целей, задач, соответствующих определенному периоду их реализации. На этом уровне идеология становится "видимой", так как проникает на страницы газет, журналов, в телевизионные передачи, рекламу, учебники, произведения искусства.
Третий уровень – обыденный, актуализированный, который проявляется на уровне индивидуального и группового сознания масс, включенных в различные формы политического участия. На этом уровне обосновывается легитимация (обоснование правомерности) конкретных социально-политических сил на власть, так как только при поддержке масс эти силы смогут получить и удержать власть.
Виды идеологий:
1. В зависимости от характера связи той или иной идеологии с государственной властью они делятся на официальные (государственные) и оппозиционные, выражающие интересы тех социальных сил, которые стремятся к власти.
2. Если иметь в виду направленность социальных ориентаций той или иной идеологии, то их можно разделить на идеологии, которые стремятся сохранить существующий общественный порядок, и идеологии, которые ставят цель преобразовать существующий строй.
3. В зависимости от социального субъекта – носителя той или иной идеологии – различают классовые идеологии (рабовладельческие, буржуазные, пролетарские, крестьянские), национальные, государственные.
4.По принадлежности идеологии к конкретному историческому периоду можно выделить: а) идеологии доиндустриального обществаб) идеологии индустриального общества
Функции:
1. Информационно-познавательная, которая заключается в том, что любая идеология дает некоторую совокупность знаний об обществе, отражая его. И хотя, в сравнении с наукой идеология не всегда адекватно отражает общество, тем не менее, она позволяет составить определенное представление о нем.
2. Функция выражения (представления обществу) интересов и устремлений определенных социальных групп (репрезентативная функция). Если класс, социальная группа имеет свою идеологию, то его интересы сформулированы, "проявлены" и становятся известны обществу. Только в этом случае данный класс может выступать в роли полноценного субъекта политических процессов.
3. Ориентационнаяфункция – через систему ценностей и идеалов, которые всегда имеются в идеологии, она предлагает конкретные цели и направления политического движения. Не случайно эта функция в литературе признается одной из главных и часто упоминается в определениях понятия "идеология".
Мобилизационная функция – функция побуждения участников политики к определенным социальным действиям. Она связана с ориентационной функцией идеологии, но предполагает не только знание ориентиров, направлений действий, но и убежденность в их правильности и необходимости достижения. Идеалы, ценности, разделяемые субъектом, становятся мотивом их реальных действий (революций, реформ, митингов, шествий и т.д.).
5. Интеграционнаяфункция – идеология всегда способствует объединению, сплочению того класса, интересы которого она выражает.
6. Воспитательно-социализирующая, которая проявляется в том, что та или иная идеология, создавая определенные общественные идеалы, обосновывая их значимость, формирует политическое сознание, политическую культуру индивидов.