Особенности систем пенсионного страхования в развитых странах мира
Пенсионное обеспечение в зарубежных странах - часть общей системы защиты трудящихся в старости, в случае инвалидности и при потере кормильца. Ведущую роль играет система государственного пенсионного обеспечения. Размер пенсии устанавливается в зависимости от величины заработной платы и количества внесенных страховых взносов. Однако в каждой стране имеются особенности в организации пенсионного обеспечения. Так, в США система пенсионного обеспечения была введена в 1935 законом, который (с многочисленными изменениями) действует по настоящее время. Она распространяется на постоянно занятых наемных работников и самозанятых лиц. Имеются специальные системы пенсионного обеспечения для служащих на железной дороге, федеральных служащих и большинства служащих органов власти штатов и местных органов власти. Источником финансирования выступает фонд национального страхования, который в США входит в федеральный бюджет. Полная пенсия по старости выплачивается с 65 лет (в сокращенном размере с 62-64 лет). Для получения пенсии необходимо иметь минимальный страховой стаж, то есть уплатить страховые взносы в течение 40 кварталов (10 лет).
Размер пенсии исчисляется исходя из среднего заработка, который был получен застрахованным в возрасте от 22 до 62 лет, за исключением 5 лет с наименьшим заработком. Пенсия автоматически индексируется исходя из уровня стоимости жизни. Надбавки на иждивенцев выплачиваются в размере 50% пенсии по старости. Пенсионеры в США имеют дополнительные льготы: бесплатную медицинскую помощь, бесплатные лекарства, продовольственную помощь, платят низкую квартплату (в пределах 100 долларов в месяц). Пенсия по инвалидности назначается вследствие общего заболевания, продолжающегося не менее одного года или пожизненно. Для получения пенсии по инвалидности застрахованный должен платить страховые взносы с 22 лет и до установления инвалидности в течение не менее квартала в год, 20 кварталов (5 лет) перед установлением инвалидности и максимум в течение 10 лет. Пенсия по случаю потери кормильца назначается вдове или вдовцу либо разведенному супругу, состоявшему в браке не менее 10 лет, в возрасте 65 лет в размере 100% пенсии по старости умершего. Пенсия в уменьшенном размере может быть назначена отмеченным лицам в возрасте 60-64 лет. Сиротам умершего выплачивается 75% его пенсии по старости каждому до достижения 18 лет (учащимся - до 19 лет). Нуждающимся престарелым, инвалидам могут выплачиваться дополнительные пособия на основе проверки доходов по отдельной федеральной программе дополнительных гарантий доходов. В ФРГ новая пенсионная система введена с 1 января 1992. Размер пенсии зависит от величины зарплаты и количества внесенных страховых взносов.
В государствах с рыночной экономикой получили распространение четыре вида пенсионных систем: государственная, профессиональная, система личных пенсионных сбережений и система дополнительных производственных пенсий. Государственная система пенсионного обеспечения в промышленно развитых странах тоже основана на принципе перераспределения. Профессиональные и частные пенсионные системы базируются на принципе накопления и обеспечивают индивидуализацию страхования. Наилучшие результаты дает комбинация различных пенсионных систем, позволяющая учесть их достоинства и сгладить недостатки.
Ведущую роль играет система государственного пенсионного обеспечения. Пенсионная реформа в Италии была проведена в 1995. Ее особенность состоит в том, что размер пенсии зависит не столько от величины заработка, сколько от суммы уплаченных страховых взносов. Этой реформой введен также гибкий пенсионный возраст. В Испании официально пенсионный возраст для получения пенсии по старости - 65 лет, а реальный - 63, так как 70% испанцев уходят на пенсию раньше, чем предусмотрено законодательством. Расходы на пенсионное обеспечение в Испании ниже, чем в других западно-европейских странах. Они составляют 7,5% ВВП, тогда как в Австрии - 14,8, во Франции -11,8, в Германии-10,8 и в Великобритании-9,5%.
Государственная система пенсионного обеспечения в таких странах, как Дания, Великобритания, Нидерланды и др., предполагает назначение всем жителям страны в зависимости от длительности проживания на ее территории общей (универсальной) пенсии в твердом размере, одинаковом для всех. В Бельгии, Франции и некоторых других странах лицам, которые по каким-то причинам не имеют права на иную пенсию либо последняя не достигает установленного минимума, назначаются социальные пенсии. Российское законодательство также предусматривает возможность назначения социальной пенсии тем гражданам, которые не приобрели права на трудовую, но, в отличие от законодательства большинства развитых стран, не обусловливает ее проверкой уровня дохода пенсионера органами социального страхования или социальной помощи . Так, в Великобритании до 1986 г. большинство пособий по вспомоществованию, не имеющих страхового характера, назначались после "проверки нуждаемости", которая в настоящее время заменена "проверкой доходов". Соответствующие аналоги есть и в России, правда, не в пенсионном законодательстве, а в других нормативных актах, например, касающихся предоставления жилищных субсидий в зависимости от уровня среднедушевого совокупного дохода семьи. Начиная с 1992 г. в нашей стране обсуждается вопрос о введении так называемых пособий по бедности для тех лиц, чей доход ниже установленного минимума по независящим от них причинам, но эти программы не были реализованы не только на федеральном уровне, но и в большинстве регионов из-за отсутствия финансового обеспечения. Зарубежные страны более последовательны в осуществлении адресной социальной помощи, прежде всего благодаря относительно стабильной экономической ситуации.
Профессиональные пенсионные системы в западных странах связаны с трудовой деятельностью граждан и предусматривают установление пенсии в зависимости от заработной платы и стажа страхования. Финансовой основой этих пенсионных систем являются взносы предпринимателей и наемных работников, причем взносы работодателей обычно бывают гораздо выше взносов
работников. Тарифы страховых взносов устанавливаются в зависимости от профессионального риска, значимости того или иного вида деятельности для экономики страны и т.д. Размер трудовой (страховой) пенсии устанавливается в процентном отношении к заработку, средняя величина которого определяется либо за пять лет (например, в Италии), либо за более продолжительное время вплоть до всего периода трудовой деятельности, как в Германии Франции, Дании. В последнем случае заработная плата подлежит соответствующей корректировке с учетом индексов цен, уровня жизни или иных показателей, определяемых национальным законодательством исходя из экономических условий. Следует подчеркнуть, что средняя заработная плата для исчисления пенсии может быть ограничена максимумом, на который начислялись страховые взносы. Обычно эта величина соответствует или немного превышает средний уровень оплаты труда по стране. В России страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на фонд оплаты труда без каких бы то ни было ограничений, но при этом пенсии не могут превышать максимального размера, который искусственно установлен на уровне трех минимальных оплат и лишь на 10 - 15% превышает прожиточный минимум пенсионера.
Исходя из общепризнанной установки на необходимость распространения пенсионного обеспечения на все население и обязанности государства удовлетворить по меньшей мере основные социальные потребности граждан, страны мирового сообщества в подавляющем большинстве сформировали свои национальные пенсионные институты, которые характеризуются существенным разнообразием, но в то же время они поддаются классификации (табл. 1) по ряду признаков:
-пенсии, основанные на взносах или на безвозмездной социальной помощи;
-пенсии, основанные на увязке с заработной платой работников или с прожиточным минимумом;
-сбережения, основанные на государственных или частных способах организаций.
Таблица 1
Виды пенсионных систем, основанные на взносах, без взносов, на обязательном пенсионном или индивидуальном страховании и сбережениях
Континент или регион мира | Система отсутсвует | Пенсия на взносах | Пенсия без взносов | Пенсии обязательные по закону | Обязательные сбережения | |||
Единый размер | С учетом з/пл | С учетом нуждаемости | Единые всеобщие выплаты | Индивид. (частные ) пенсии | Государств | Частные | ||
Европа | - | - | - | |||||
Азия | - | - | ||||||
Северная Америка | - | - | - | - | - | |||
Латинская Америка и Карибский бассейн | - | - | - | |||||
Африка | - | |||||||
Океания | - | - | - | - | ||||
Всего |
Источник:Social Sekuritу Programs Troughout the World – 2000. US Social Sekuritу Adminstration
Таким образом, из таблицы 2 видно, что предпочтение отдано пенсионным системам, основанным на взносах, которые применяет 151 страна, и на возмещении заработков (доходов) — 133 страны. Отсутствуют какие-либо формы пенсионного обеспечения всего в 9 странах из 201 страны мирового сообщества.
Необходимость применения нескольких пенсионных институтов в одной и той же стране связано с разнообразием форм занятости уровней доходов населения и демографических характеристик. Хотя в промышленно развитых странах, где уровни занятости в формальном секторе достаточно высоки и большинство работников (и членов их семей) охвачены системами социального обеспечения, два обстоятельства ограничивают возможности полного охвата всех групп работающих. Во-первых, весьма затруднительно даже в приемлемой мере охватить самозанятых, работающих по гражданско-правовым договорам (контрактам), временных (сезонных) работников и домашнюю прислугу.
Во-вторых, наблюдается устойчивая тенденция к снижению общего уровня государственного (обязательного по закону) социального обеспечения и к более широкому использованию пенсионных систем, создаваемых работодателями. Данный тренд отражает сдвиг в предпочтениях в сторону применения смешанных систем,что объясняется растущим финансовым бременем пенсионных выплат и отказом от исключительно государственных систем в рамках государства благосостояния (социального государства)[1].
В Великобритании, например, это привело к формированию правовых норм, допускающих частичный «выход» из государственной системы всех тех, кто может себя приемлемо обеспечить путем индивидуальных пенсионных планов, либо профессиональных пенсионных систем, создаваемых работодателями.
В связи с тем, что в большинстве стран участие в дополнительных пенсионных системах не является обязательным (по закону), то последствия данной тенденции способны привести к снижению общего коэффициента замещения дохода, который формируется по совокупности двух пенсий, получаемых из государственной и частной пенсионной систем.
Поэтому в большинстве стран мирового сообщества государство старается добиться того, чтобы его граждане могли рассчитывать на государственную пенсию, достаточную для удовлетворения базовых материальных потребностей. Например, в Нидерландах и Ирландии государство обеспечивает выплату единой (твердой) базовой пенсии, покупательная способность которой обеспечивает весьма приемлемый (по нашим понятиям можно сказать средний) прожиточный уровень. При этом в Нидерландах помимо базовой пенсии законодательно определен порядок, при котором все наемные работники должны быть охвачены дополнительной пенсионной системой, что в конечном итоге обеспечивает 65-75% коэффициента замещения дохода.
Государственные пенсионные системы могут предусматривать взносы (фиксированные или привязанные к доходу) или осуществляться без взносов (с привязкой к доходу или всеобщие).
Системы с обязательными сбережениями могут быть и государственные и частные. Из 209 пенсионных систем, применяемых в 180 странах, 200 являются государственными и 9 — частными.
Анализ истории формирования и функционирования пенсионных систем свидетельствует о том, что на этапе их формирования предпочтение прежде всего отдавалось тому, чтобы система возмещала доход применительно к долговременным периодам (пенсии по инвалидности, старости, по утрате кормильца). Но эти системы были неизменно рассчитаны на работников формального сектора, которые трудились на работодателя и получали зарплату.
В ряде стран существовали особые профессиональные пенсионные системы для некоторых групп работающих, однако общая тенденция состояла в постепенном включении их в общую пенсионную систему, охватывающую практически всех работников формального и частного сектора.
В то же время государственные служащие, военнослужащие и еще некоторые категории лиц, например судьи, депутаты, и на первоначальных этапах своего существования, и в настоящее время по-прежнему подпадают под особые нормы, регулируемые законодательством по особым схемам.
В национальных системах социальной защиты населения важная роль принадлежит негосударственному пенсионному обеспечению (далее — НПО), которое призвано служить важным дополнением к государственным пенсионным институтам. Финансовые и правовые механизмы НПО позволяют проводить дополнительное пенсионное страхование с помощью национальных, профессиональных (отраслевых), корпоративных и индивидуальных пенсионных систем, которые создаются в большинстве случаев не по принуждению (в силу закона), а исключительно «по доброй воле» отдельных субъектов отношений в данной сфере: работодателей и работников, самозанятого населения и отдельных граждан. Последние самостоятельно (по частной инициативе) принимают на себя обязательства по финансированию негосударственных пенсий для себя, либо в пользу лиц, представляющих для них определенный интерес.
Элементы индивидуального пенсионного страхования и частных пенсионных фондов зафиксированы, например, в форме покупки аннуитета или частного страхования жизни в литературных памятниках уже в период Возрождения в XV в. в Италии, Нидерландах и Англии.
Следует отметить, что первоначально НПО развивалось за счет наемных работников и самозанятого населения с высокими уровнями заработной платы и доходов, которые не подлежали обязательному (по закону) пенсионному страхованию и по этой причине стали прибегать к частной форме страхования пенсий. Впоследствии данный процесс вовлек в свою орбиту уровнями заработной платы, которые увидели в дополнительных формах корпоративного и личного страхования свой интерес в обеспечении достойной старости.
Новые перспективы для НПО открылись после Второй мировой войны в результате существенного повышения качества жизни населения в промышленно развитых странах и наблюдавшихся высоких темпов роста заработной платы, которым не соответствовал рост пенсий. Это было обусловлено наличием в большинстве национальных пенсионных систем механизма ограничения верхнего предела заработка, с которого взимаются страховые взносы в государственные пенсионные системы и устанавливаются пенсии. Применение такого механизма связано с необходимостью ограничить финансовую нагрузку на страхователей, с одной стороны, а с другой - придать перераспределению пенсионных ресурсов между застрахованными с различными доходами разумный характер. Это само по себе является логичной и справедливой мерой. В России вместо механизма «верхнего предела заработка», с которого взимаются страховые взносы в государственную пенсионную систему, применяется «регрессивная шкала заработной платы», которая ненаглядна для страхователей и застрахованных и трудоемка при использовании.
В то же время данная форма регулирования финансовой нагрузки и размеров пенсий не позволяла группам населения с высокими доходами получать пенсии, соизмеримые с их заработком (например, в диапазоне 65-70% от предыдущего заработка, что рассматривается населением как справедливая зависимость). Отсутствие ограничителя «верхнего предела заработка», с которого взимаются страховые пенсионные взносы, приводит в системах обязательного пенсионного страхования к утрате зависимости между объемами взносов и размерами пенсий и неоправданно снижает коэффициент замещения, что наблюдается в государственной пенсионной системе России, когда коэффициент замещения для работников с высокими уровнями заработной платы составляет 10 и менее процентов.
В конечном итоге - рост заработной платы и невозможность при этом заработать достойную пенсию с помощью государственной пенсионной системы и послужили побудительным мотивом к динамичному развитию НПО в промышленно развитых странах в период 60—90-х годов XX века[2].
В промышленно развитых странах государственные и негосударственные пенсионные системы существенно отличаются друг от друга как по структуре, масштабам и характеру охвата, так и по условиям участия в них и размерам пенсионных выплат. Общими же для негосударственных их видов является то, что они управляются частными структурами, а государство создает экономические предпосылки и правовые рамки, позволяющие ему эффективно функционировать. При этом государственные и частные пенсионные институты рассматриваются как единые национальные системы социального обеспечения, призванные решать важные вопросы социальной защиты населения от массовых по характеру социальных рисков утраты дохода в связи со старостью, инвалидностью или утратой кормильца (табл. 2).
Таблица 2
Типы пенсионных систем, применяемых в ряде стран (на конец 2002 года)
Страна | Пенсия, выплачиваемая в едином размере, основанная на взносах «плоская пенсия»1 | Пенсия, связанная с предыдущим заработком2 | Пенсия, не основанная на взносах, с учетом проверки нуждаемости3 | Пенсия, не основанная на взносах, выплачиваемая в едином размере4 | Обязательная пенсионная профессиональная система5 | Обязательная индивидуальная пенсионная программа6 | Добровольная профессиональная пенсионная система7 | Добровольная индивидуальная пенсионная программа |
Австралия | ||||||||
Австрия | + | + | + | |||||
Бельгия | + | + | + | + | ||||
Бразилия | + | + | + | |||||
Болгария | + | + | + | + | ||||
Канада | + | + | + | + | + | |||
Чили | + | + | + | |||||
Нидерланды | + | + | + | + | ||||
Эстония | + | + | + | + | ||||
Финляндия | + | + | + | |||||
Франция | + | + | + | + | ||||
Германия | + | + | + | |||||
Венгрия | + | + | + | |||||
Италия | + | + | + | + | ||||
Япония | + | + | + | + | ||||
Казахстан | + | + | + | |||||
Норвегия | + | + | + | + | ||||
Польша | + | + | + | + | + | |||
Португалия | + | + | + | + | ||||
Испания | + | + | + | |||||
Швеция | + | + | ||||||
Швейцария | + | + | + | + | + | |||
Великобритания | + | + | + | + | + | |||
США | + | + | + | + | ||||
Источник: Complementary and private pensions throughout the world. 2003. ISSA. p. 19-20. | ||||||||
Примечания: 10снованная на страховых взносах работодателя и/или работника «плоская пенсия» (пенсия одного размера, или, как ее еще называют, «твердая», «базовая» пенсия) не учитывает размера предшествующего заработка. Условием приобретения права на получение пенсии, как правило, является установленная продолжительность страхового (трудового) стажа или периода проживания в стране, а также факт взносов работодателей и работников в виде налога (страхового взноса) на заработную плату пенсионных платежей. 2 Пенсия, связанная с предыдущим заработком и финансируемая за счет страховых взносов, уплачиваемых работником и/или работодателем. 3 Пенсия с учетом нуждаемости, не связанная с уплатой взносов, предоставляется при проверке нуждаемости получателя, при условии, что доход не превышает установленного уровня; обычно финансируется государством без уплаты взносов работодателями или работниками, является социальной пенсией. 4 Пенсионные выплаты, не связанные с уплатой взносов, являются по характеру универсальными для всех граждан (жителей) страны при соблюдении определенных условий вне зависимости от их предшествующего страхового (или трудового) вклада; финансируются, как правило, за счет общих налоговых поступлений. 5 Обязательная по закону частная профессиональная пенсионная система, в рамках которой работодатель должен застраховать своих работников и уплатить страховые взносы. 6Обязательная по закону индивидуальная пенсионная система для организации индивидуальных пенсионных программ наемных работников (граждан). 7 Добровольная, на основе договорных отношений работодателей (и их объединений) и коллективов работников частная профессиональная пенсионная система, в рамках которой работодатели обязуются застраховать своих работников и уплачивать для этого страховые взносы. 8 Добровольная индивидуальная пенсионная система для организации индивидуальных пенсионных программ наемных работников (граждан). |
Пенсионная система Германии
Модель пенсионной системы, которая сложилась в Германии, характерна для Австрии, Италии, Франции и большинства стран Западной Европы. В целом защита старости в Германии характеризуется сосуществованием ряда отдельных систем, которые отличаются друг от друга по количеству застрахованных лиц, по принципам финансирования и оказания услуг, по организационной структуре, а также по уровню защиты. Несмотря на существующие расхождения вся система защиты старости в Германии характеризуется как система трех уровней.
К первому уровню относятся все отдельные системы, которые функционируют на основе законодательных норм и являются обязательными для определенного круга лиц. В германии существуют четыре обязательные системы такого типа:
- установленное законом пенсионное страхование, которое является обязательной системой для работников и служащих;
- пенсионное обеспечение чиновников, которое является обязательным для государственного аппарата;
- помощь по старости для фермеров, которая представляет собой обязательную систему для всех фермеров и членов их семей;
- пенсионное обеспечение профессиональных групп (врачей, аптекарей, ветеринаров, архитекторов, адвокатов, нотариусов).
Ко второму уровню защиты старости относится обеспечение старости от предприятий. Предприятия выплачивают дополнительную пенсию своим работникам при выходе их на пенсию по возрасту.
Третий уровень – это защита о своей старости с помощью негосударственного пенсионного обеспечения.
Использованная концепция трех уровней, которая состоит из позитивных элементов распределительного и накопительного способов, хорошо зарекомендовала себя на практике. Опыт Германии имеет влияние на развитие и формирование пенсионных систем во многих странах.