Особенности систем пенсионного страхования в развитых странах мира

Особенности систем пенсионного страхования в развитых странах мира - student2.ru Пенсионное обеспечение в зарубежных странах - часть общей системы защиты трудящихся в старости, в случае инвалидности и при потере кормильца. Ведущую роль играет система государственного пенсионного обеспечения. Размер пенсии устанавливается в зависимости от величины заработной платы и количества внесенных страховых взносов. Однако в каждой стране имеются особенности в организации пенсионного обеспечения. Так, в США система пенсионного обеспечения была введена в 1935 законом, который (с многочисленными изменениями) действует по настоящее время. Она распространяется на постоянно занятых наемных работников и самозанятых лиц. Имеются специальные системы пенсионного обеспечения для служащих на железной дороге, федеральных служащих и большинства служащих органов власти штатов и местных органов власти. Источником финансирования выступает фонд национального страхования, который в США входит в федеральный бюджет. Полная пенсия по старости выплачивается с 65 лет (в сокращенном размере с 62-64 лет). Для получения пенсии необходимо иметь минимальный страховой стаж, то есть уплатить страховые взносы в течение 40 кварталов (10 лет).

Размер пенсии исчисляется исходя из среднего заработка, который был получен застрахованным в возрасте от 22 до 62 лет, за исключением 5 лет с наименьшим заработком. Пенсия автоматически индексируется исходя из уровня стоимости жизни. Надбавки на иждивенцев выплачиваются в размере 50% пенсии по старости. Пенсионеры в США имеют дополнительные льготы: бесплатную медицинскую помощь, бесплатные лекарства, продовольственную помощь, платят низкую квартплату (в пределах 100 долларов в месяц). Пенсия по инвалидности назначается вследствие общего заболевания, продолжающегося не менее одного года или пожизненно. Для получения пенсии по инвалидности застрахованный должен платить страховые взносы с 22 лет и до установления инвалидности в течение не менее квартала в год, 20 кварталов (5 лет) перед установлением инвалидности и максимум в течение 10 лет. Пенсия по случаю потери кормильца назначается вдове или вдовцу либо разведенному супругу, состоявшему в браке не менее 10 лет, в возрасте 65 лет в размере 100% пенсии по старости умершего. Пенсия в уменьшенном размере может быть назначена отмеченным лицам в возрасте 60-64 лет. Сиротам умершего выплачивается 75% его пенсии по старости каждому до достижения 18 лет (учащимся - до 19 лет). Нуждающимся престарелым, инвалидам могут выплачиваться дополнительные пособия на основе проверки доходов по отдельной федеральной программе дополнительных гарантий доходов. В ФРГ новая пенсионная система введена с 1 января 1992. Размер пенсии зависит от величины зарплаты и количества внесенных страховых взносов.

В государствах с рыночной экономикой получили распространение четыре вида пенсионных систем: государственная, профессиональная, система личных пенсионных сбережений и система дополнительных производственных пенсий. Государственная система пенсионного обеспечения в промышленно развитых странах тоже основана на принципе перераспределения. Профессиональные и частные пенсионные системы базируются на принципе накопления и обеспечивают индивидуализацию страхования. Наилучшие результаты дает комбинация различных пенсионных систем, позволяющая учесть их достоинства и сгладить недостатки.

Ведущую роль играет система государственного пенсионного обеспечения. Пенсионная реформа в Италии была проведена в 1995. Ее особенность состоит в том, что размер пенсии зависит не столько от величины заработка, сколько от суммы уплаченных страховых взносов. Этой реформой введен также гибкий пенсионный возраст. В Испании официально пенсионный возраст для получения пенсии по старости - 65 лет, а реальный - 63, так как 70% испанцев уходят на пенсию раньше, чем предусмотрено законодательством. Расходы на пенсионное обеспечение в Испании ниже, чем в других западно-европейских странах. Они составляют 7,5% ВВП, тогда как в Австрии - 14,8, во Франции -11,8, в Германии-10,8 и в Великобритании-9,5%.

Государственная система пенсионного обеспечения в таких странах, как Дания, Великобритания, Нидерланды и др., предполагает назначение всем жителям страны в зависимости от длительности проживания на ее территории общей (универсальной) пенсии в твердом размере, одинаковом для всех. В Бельгии, Франции и некоторых других странах лицам, которые по каким-то причинам не имеют права на иную пенсию либо последняя не достигает установленного минимума, назначаются социальные пенсии. Российское законодательство также предусматривает возможность назначения социальной пенсии тем гражданам, которые не приобрели права на трудовую, но, в отличие от законодательства большинства развитых стран, не обусловливает ее проверкой уровня дохода пенсионера органами социального страхования или социальной помощи . Так, в Великобритании до 1986 г. большинство пособий по вспомоществованию, не имеющих страхового характера, назначались после "проверки нуждаемости", которая в настоящее время заменена "проверкой доходов". Соответствующие аналоги есть и в России, правда, не в пенсионном законодательстве, а в других нормативных актах, например, касающихся предоставления жилищных субсидий в зависимости от уровня среднедушевого совокупного дохода семьи. Начиная с 1992 г. в нашей стране обсуждается вопрос о введении так называемых пособий по бедности для тех лиц, чей доход ниже установленного минимума по независящим от них причинам, но эти программы не были реализованы не только на федеральном уровне, но и в большинстве регионов из-за отсутствия финансового обеспечения. Зарубежные страны более последовательны в осуществлении адресной социальной помощи, прежде всего благодаря относительно стабильной экономической ситуации.

Профессиональные пенсионные системы в западных странах связаны с трудовой деятельностью граждан и предусматривают установление пенсии в зависимости от заработной платы и стажа страхования. Финансовой основой этих пенсионных систем являются взносы предпринимателей и наемных работников, причем взносы работодателей обычно бывают гораздо выше взносов
работников. Тарифы страховых взносов устанавливаются в зависимости от профессионального риска, значимости того или иного вида деятельности для экономики страны и т.д. Размер трудовой (страховой) пенсии устанавливается в процентном отношении к заработку, средняя величина которого определяется либо за пять лет (например, в Италии), либо за более продолжительное время вплоть до всего периода трудовой деятельности, как в Германии Франции, Дании. В последнем случае заработная плата подлежит соответствующей корректировке с учетом индексов цен, уровня жизни или иных показателей, определяемых национальным законодательством исходя из экономических условий. Следует подчеркнуть, что средняя заработная плата для исчисления пенсии может быть ограничена максимумом, на который начислялись страховые взносы. Обычно эта величина соответствует или немного превышает средний уровень оплаты труда по стране. В России страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на фонд оплаты труда без каких бы то ни было ограничений, но при этом пенсии не могут превышать максимального размера, который искусственно установлен на уровне трех минимальных оплат и лишь на 10 - 15% превышает прожиточный минимум пенсионера.

Исходя из общепризнанной установки на необходимость распространения пенсионного обеспечения на все население и обязанности государства удовлетворить по меньшей мере ос­новные социальные потребнос­ти граждан, страны мирового сообщества в подавляющем большинстве сформировали свои национальные пенсионные институты, которые характеризуются существенным разнооб­разием, но в то же время они поддаются классификации (табл. 1) по ряду признаков:

-пенсии, основанные на взносах или на безвозмездной социальной помощи;

-пенсии, основанные на увязке с заработной платой ра­ботников или с прожиточным минимумом;

-сбережения, основанные на государственных или частных способах организаций.

Таблица 1

Виды пенсионных систем, основанные на взносах, без взносов, на обязательном пенсионном или индивидуальном страховании и сбережениях

Континент или регион мира Система отсутсвует Пенсия на взносах Пенсия без взносов Пенсии обязательные по закону Обязательные сбережения
Единый размер С учетом з/пл С учетом нуждаемости Единые всеобщие выплаты Индивид. (частные ) пенсии Государств Частные
Европа - - -
Азия - -
Северная Америка - - - - -
Латинская Америка и Карибский бассейн - - -
Африка -
Океания - - - -
Всего

Источник:Social Sekuritу Programs Troughout the World – 2000. US Social Sekuritу Adminstration

Таким образом, из табли­цы 2 видно, что предпочтение от­дано пенсионным системам, ос­нованным на взносах, которые применяет 151 страна, и на воз­мещении заработков (доходов) — 133 страны. Отсутствуют какие-либо формы пенсионного обес­печения всего в 9 странах из 201 страны мирового сообщества.

Необходимость применения нескольких пенсионных институ­тов в одной и той же стране свя­зано с разнообразием форм за­нятости уровней доходов населе­ния и демографических характе­ристик. Хотя в промышленно раз­витых странах, где уровни заня­тости в формальном секторе до­статочно высоки и большинство работников (и членов их семей) охвачены системами социально­го обеспечения, два обстоятель­ства ограничивают возможности полного охвата всех групп рабо­тающих. Во-первых, весьма за­труднительно даже в приемле­мой мере охватить самозанятых, работающих по гражданско-пра­вовым договорам (контрактам), временных (сезонных) работни­ков и домашнюю прислугу.

Во-вторых, наблюдается устойчивая тенденция к сниже­нию общего уровня государ­ственного (обязательного по за­кону) социального обеспечения и к более широкому использова­нию пенсионных систем, созда­ваемых работодателями. Данный тренд отражает сдвиг в предпо­чтениях в сторону применения смешанных систем,что объясня­ется растущим финансовым бременем пенсионных выплат и от­казом от исключительно госу­дарственных систем в рамках государства благосостояния (со­циального государства)[1].

В Великобритании, напри­мер, это привело к формирова­нию правовых норм, допускаю­щих частичный «выход» из госу­дарственной системы всех тех, кто может себя приемлемо обеспе­чить путем индивидуальных пен­сионных планов, либо профессио­нальных пенсионных систем, со­здаваемых работодателями.

В связи с тем, что в боль­шинстве стран участие в допол­нительных пенсионных систе­мах не является обязательным (по закону), то последствия дан­ной тенденции способны приве­сти к снижению общего коэф­фициента замещения дохода, который формируется по сово­купности двух пенсий, получае­мых из государственной и част­ной пенсионной систем.

Поэтому в большинстве стран мирового сообщества госу­дарство старается добиться того, чтобы его граждане могли рас­считывать на государственную пенсию, достаточную для удов­летворения базовых материаль­ных потребностей. Например, в Нидерландах и Ирландии государство обеспе­чивает выплату единой (твердой) базовой пенсии, покупательная способность которой обеспечивает весьма приемлемый (по нашим понятиям можно сказать средний) прожиточный уровень. При этом в Нидерландах помимо базовой пенсии законодательно опреде­лен порядок, при котором все на­емные работники должны быть охвачены дополнительной пенси­онной системой, что в конечном итоге обеспечивает 65-75% коэффициента замещения дохода.

Государственные пенсион­ные системы могут предусматри­вать взносы (фиксированные или привязанные к доходу) или осу­ществляться без взносов (с при­вязкой к доходу или всеобщие).

Системы с обязательными сбережениями могут быть и го­сударственные и частные. Из 209 пенсионных систем, при­меняемых в 180 странах, 200 яв­ляются государственными и 9 — частными.

Анализ истории формиро­вания и функционирования пен­сионных систем свидетельствует о том, что на этапе их форми­рования предпочтение прежде всего отдавалось тому, чтобы система возмещала доход при­менительно к долговременным периодам (пенсии по инвалид­ности, старости, по утрате кормильца). Но эти системы были неизменно рассчитаны на ра­ботников формального сектора, которые трудились на работодателя и получали зарплату.

В ряде стран существовали особые профессиональные пенсионные системы для некоторых групп работающих, однако общая тенденция состояла в постепенном включении их в общую пен­сионную систему, охватывающую практически всех работников формального и частного сектора.

В то же время государ­ственные служащие, военнослу­жащие и еще некоторые катего­рии лиц, например судьи, депу­таты, и на первоначальных этапах своего существования, и в настоящее время по-прежне­му подпадают под особые нор­мы, регулируемые законода­тельством по особым схемам.

В национальных системах социальной защиты населения важная роль принадлежит него­сударственному пенсионному обеспечению (далее — НПО), ко­торое призвано служить важным дополнением к государственным пенсионным институтам. Финан­совые и правовые механизмы НПО позволяют проводить до­полнительное пенсионное страхо­вание с помощью национальных, профессиональных (отраслевых), корпоративных и индивидуаль­ных пенсионных систем, которые создаются в большинстве случа­ев не по принуждению (в силу за­кона), а исключительно «по доброй воле» отдельных субъектов отношений в данной сфере: рабо­тодателей и работников, самозанятого населения и отдельных граждан. Последние самостоя­тельно (по частной инициативе) принимают на себя обязательст­ва по финансированию негосу­дарственных пенсий для себя, ли­бо в пользу лиц, представляющих для них определенный интерес.

Элементы индивидуального пенсионного страхования и част­ных пенсионных фондов зафик­сированы, например, в форме покупки аннуитета или частного страхования жизни в литератур­ных памятниках уже в период Возрождения в XV в. в Италии, Нидерландах и Англии.

Следует отметить, что пер­воначально НПО развивалось за счет наемных работников и само­занятого населения с высокими уровнями заработной платы и доходов, которые не подлежа­ли обязательному (по закону) пенсионному страхованию и по этой причине стали прибегать к частной форме страхования пенсий. Впоследствии данный процесс вовлек в свою орбиту уров­нями заработной платы, которые увидели в дополнительных фор­мах корпоративного и личного страхования свой интерес в обес­печении достойной старости.

Новые перспективы для НПО открылись после Второй мировой войны в результате существенно­го повышения качества жизни на­селения в промышленно разви­тых странах и наблюдавшихся высоких темпов роста заработной платы, которым не соответство­вал рост пенсий. Это было обус­ловлено наличием в большинстве национальных пенсионных сис­тем механизма ограничения верх­него предела заработка, с которо­го взимаются страховые взносы в государственные пенсионные системы и устанавливаются пен­сии. Применение такого механиз­ма связано с необходимостью ограничить финансовую нагрузку на страхователей, с одной сторо­ны, а с другой - придать перерас­пределению пенсионных ресур­сов между застрахованными с различными доходами разум­ный характер. Это само по себе является логичной и справедли­вой мерой. В России вместо механизма «верхнего предела заработка», с которого взимаются страховые взносы в госу­дарственную пенсионную систему, применяется «регрессивная шкала заработной платы», которая ненаглядна для страхователей и застрахованных и трудоемка при использовании.

В то же время данная фор­ма регулирования финансовой нагрузки и размеров пенсий не позволяла группам населения с высокими доходами получать пенсии, соизмеримые с их зара­ботком (например, в диапазоне 65-70% от предыдущего зара­ботка, что рассматривается на­селением как справедливая зависимость). Отсутствие ограничителя «верхнего предела заработка», с которого взимаются страховые пенсионные взносы, приводит в системах обязательного пенсионного страхования к утрате зависимости между объемами взносов и размерами пенсий и неоправданно снижает коэффициент замещения, что наблюдается в государственной пенси­онной системе России, когда коэффициент замещения для работников с высокими уровнями заработной платы со­ставляет 10 и менее процентов.

В конечном итоге - рост за­работной платы и невозмож­ность при этом заработать до­стойную пенсию с помощью го­сударственной пенсионной сис­темы и послужили побудитель­ным мотивом к динамичному развитию НПО в промышленно развитых странах в период 60—90-х годов XX века[2].

В промышленно развитых странах государственные и него­сударственные пенсионные сис­темы существенно отличаются друг от друга как по структуре, масштабам и характеру охвата, так и по условиям участия в них и размерам пенсионных выплат. Общими же для негосудар­ственных их видов является то, что они управляются частными структурами, а государство со­здает экономические предпо­сылки и правовые рамки, позво­ляющие ему эффективно функ­ционировать. При этом государ­ственные и частные пенсионные институты рассматриваются как единые национальные системы социального обеспечения, при­званные решать важные вопро­сы социальной защиты населе­ния от массовых по характеру социальных рисков утраты до­хода в связи со старостью, ин­валидностью или утратой кор­мильца (табл. 2).

Таблица 2

Типы пенсионных систем, применяемых в ряде стран (на конец 2002 года)

Страна Пенсия, выплачиваемая в едином размере, основанная на взносах «плоская пенсия»1 Пенсия, связанная с предыдущим заработком2 Пенсия, не основанная на взносах, с учетом проверки нуждаемости3 Пенсия, не основанная на взносах, выплачиваемая в едином размере4 Обязательная пенсионная профессиональная система5 Обязательная индивидуальная пенсионная программа6 Добровольная профессиональная пенсионная система7 Добровольная индивидуальная пенсионная программа
Австралия                
Австрия   +         + +
Бельгия   + +       + +
Бразилия   +         + +
Болгария   + +     +   +
Канада   + + +     + +
Чили   +       +   +
Нидерланды     +     + + +
Эстония + +       +   +
Финляндия     +   +     +
Франция   + +   +   +  
Германия   +         + +
Венгрия   +       +   +
Италия   + +       + +
Япония + +         + +
Казахстан   + +     +    
Норвегия + +         + +
Польша + +       + + +
Португалия   + +       + +
Испания   +         + +
Швеция   + +          
Швейцария + + +   +     +
Великобритания + + +       + +
США   + +       + +
Источник: Complementary and private pensions throughout the world. 2003. ISSA. p. 19-20.
Примечания: 10снованная на страховых взносах работодателя и/или работника «плоская пенсия» (пенсия одного размера, или, как ее еще называют, «твердая», «базо­вая» пенсия) не учитывает размера предшествующего заработка. Условием приобретения права на получение пенсии, как правило, является установленная продолжительность страхового (трудового) стажа или периода проживания в стране, а также факт взносов работодателей и работников в виде налога (стра­хового взноса) на заработную плату пенсионных платежей. 2 Пенсия, связанная с предыдущим заработком и финансируемая за счет страховых взносов, уплачиваемых работником и/или работодателем. 3 Пенсия с учетом нуждаемости, не связанная с уплатой взносов, предоставляется при проверке нуждаемости получателя, при условии, что доход не превы­шает установленного уровня; обычно финансируется государством без уплаты взносов работодателями или работниками, является социальной пенсией. 4 Пенсионные выплаты, не связанные с уплатой взносов, являются по характеру универсальными для всех граждан (жителей) страны при соблюдении определенных условий вне зависимости от их предшествующего страхового (или трудового) вклада; финансируются, как правило, за счет общих налоговых поступлений. 5 Обязательная по закону частная профессиональная пенсионная система, в рамках которой работодатель должен застраховать своих работников и уплатить страховые взносы. 6Обязательная по закону индивидуальная пенсионная система для организации индивидуальных пенсионных программ наемных работников (граждан). 7 Добровольная, на основе договорных отношений работодателей (и их объединений) и коллективов работников частная профессиональная пенсионная сис­тема, в рамках которой работодатели обязуются застраховать своих работников и уплачивать для этого страховые взносы. 8 Добровольная индивидуальная пенсионная система для организации индивидуальных пенсионных программ наемных работников (граждан).

Пенсионная система Германии

Модель пенсионной системы, которая сложилась в Германии, характерна для Австрии, Италии, Франции и большинства стран Западной Европы. В целом защита старости в Германии характеризуется сосуществованием ряда отдельных систем, которые отличаются друг от друга по количеству застрахованных лиц, по принципам финансирования и оказания услуг, по организационной структуре, а также по уровню защиты. Несмотря на существующие расхождения вся система защиты старости в Германии характеризуется как система трех уровней.

К первому уровню относятся все отдельные системы, которые функционируют на основе законодательных норм и являются обязательными для определенного круга лиц. В германии существуют четыре обязательные системы такого типа:

- установленное законом пенсионное страхование, которое является обязательной системой для работников и служащих;

- пенсионное обеспечение чиновников, которое является обязательным для государственного аппарата;

- помощь по старости для фермеров, которая представляет собой обязательную систему для всех фермеров и членов их семей;

- пенсионное обеспечение профессиональных групп (врачей, аптекарей, ветеринаров, архитекторов, адвокатов, нотариусов).

Ко второму уровню защиты старости относится обеспечение старости от предприятий. Предприятия выплачивают дополнительную пенсию своим работникам при выходе их на пенсию по возрасту.

Третий уровень – это защита о своей старости с помощью негосударственного пенсионного обеспечения.

Использованная концепция трех уровней, которая состоит из позитивных элементов распределительного и накопительного способов, хорошо зарекомендовала себя на практике. Опыт Германии имеет влияние на развитие и формирование пенсионных систем во многих странах.

Наши рекомендации