Сущность государственного управления и его функции
Сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятие управления, классик менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций:
1) технические операции (производство, выделка и обработка); 2) коммерческие операции (покупка, продажа и обмен); 3) финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими); 4) страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц); 5) учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.); 6) административные операции (предвидение, контроль, организация, распорядительство и координирование).
Административную науку интересуют административные операции, в которых проявляется сущность управления. Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать:
предвидеть (учитывать грядущее и вырабатывать программу действия); организовывать (строить двойной, материальный и социальный, организм предприятия); распоряжаться (заставлять персонал надлежаще работать); координировать (связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия); контролировать (заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям).
Функции управления это основные виды управленческой деятельности, порождаемые разделением труда в процессе управления.
Функций же государственного управления гораздо больше, их классификация разнообразная. Государство, как выделенный из общества аппарат управления, обладающий публичной властью, придает функциям управления политический аспект (ориентацию на общие интересы и цели); увязывает их реализацию с механизмом власти; исходит из того, что основной субъект функций это официальная общественно организованная группа.
Классификация основных функций государственного управления:
• прогнозирование изменений в развитии каких-либо объектов или явлений в процессе управления на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учетом всех условий и факторов влияния (например, с учетом прогнозирования разрабатываются федеральные и региональные программы основных направлений государственной деятельности);
• планирование деятельности в процессе государственного управления по реализации федеральных и региональных программ, регламентированных актами управления;
• выявление и осмысливание актуальных проблем, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей и критериев оценки организации управленческой деятельности;
• разработка вариантов, обоснование и принятие рационального решения (в правовой форме) и организация его исполнения;
• распорядительство (руководство) и координация действий не подчиненных друг другу органов государственного управления в целях улучшения их взаимодействия;
• правовое регулирование отношений во внутренней и внешней сфере государственного управления по предметам ведения и в объеме компетенции;
• контроль с целью выявления и устранения отклонений в процессе государственного управления, соблюдения правил и норм и принятия мер дисциплинарной ответственности к виновным;
• учет наличия финансовых, кадровых, материально-технических и других ресурсов;
• информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;
• кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование.
Перечисленные функции являются основными для органов государственного управления и по существу характеризуют содержание их деятельности. Регулирование отношений, связанных с реализацией этих функций государственного управления, и является объектом и предметом регулирования норм административного права.
Заключение
Государственное управление представляет собой властное воздействие на поведение людей, находящихся в юрисдикции государства, в целях воплощения основных направлений и целей государственной политики, осуществляемое в форме исполнительной и распорядительной деятельности специально образованных управляющих органов государства.
Государственное управление является разновидностью социального управления, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличающий от ее иных проявлений, а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований.
Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей. Его предназначением является упорядочение целей, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов. Государственное управление - это один из видов деятельности государственных органов РФ по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий.
Решение задач
1. Гражданин Сизов обратился с жалобой о нарушении его права на ознакомление со списком избирателей. Мировой судья, рассмотрев жалобу, установил, что при проведении выборов список избирателей был представлен участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей в установленном порядке, в связи, с чем было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Какие формы реализации административно-правовых норм использованы в данном случае всеми участниками?
Решение:
Обратившись с жалобой о нарушении права на ознакомление со списком избирателей, гражданин Сизов реализовал административно-правовую норму в форме использования.
Использование представляет собой добровольное совершение субъектами административно-правовых отношений правомерных действий, направленных на осуществление личных (субъективных) прав в сфере, регулируемой административным правом. Использование может характеризоваться как самостоятельное решение субъекта относительно возможностей, предоставляемых этим правом, и носить активный и пассивный характер.
Рассмотрев жалобу Сизова, мировой судья вынес постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении реализовал административно-правовую норму в форме правоприменения.
Правоприменение наиболее характерный для административного права вид реализации административно-правовых норм. Это подразумевает издание компетентными органами исполнительной власти и их должностными лицами юридических актов, основанных на материальных и процессуальных нормах. Реализация административно-правовых норм посредством применения это исключительная прерогатива полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Административно-правовые нормы об установлении административной ответственности, об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права граждан, применяются в судебном порядке.
Участковая избирательная комиссия, при проведении выборов, предоставила список избирателей в установленном законом порядке, следовательно она реализовала административно-правовую норму в форме исполнения.
Исполнение это точное следование субъектами (участниками) административно-правовых отношений предписаниям, указаниям, требованиям, определяемым нормами административного права. Исполнение предполагает активные действия субъектов, на которые распространяются соответствующие нормы административного права[1].
В соответствии со ст. 5.1 КоАП РФ устанавливается административно-правовая ответственность за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей[2].
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан и правом на участие в референдуме, в частности с установленным законодательством правом граждан на ознакомление со списком избирателей (списком лиц, имеющих право участвовать в референдуме).
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении членом избирательной комиссии (комиссии референдума) действий или бездействия, нарушающих права граждан на ознакомление со списком избирателей (участников референдума), и в частности те из них, которые указаны в диспозиции комментируемой статьи. Например, гражданину было отказано в ознакомлении со списком избирателей (списком лиц, имеющих право на участие в референдуме), или его заявление по поводу невключения в список или по вопросу устранения в списке каких-либо неточностей, ошибок и т.п. не было рассмотрено в установленные законом сроки, или гражданину отказано в выдаче письменного ответа с изложением мотивов отклонения его заявления и т.д.
Субъектом данного правонарушения является член участковой избирательной комиссии (комиссии референдума), в том числе председатель, его заместитель, секретарь и другой член комиссии, к которому обратился гражданин с просьбой об ознакомлении со списком и получил отказ, или член избирательной комиссии (комиссии референдума), к которому поступило заявление гражданина или указание председателя комиссии рассмотреть поступившее заявление и который нарушил установленные законом сроки и порядок его рассмотрения.
Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности[3].
В соответствии с ч.1 ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают административные правонарушения предусмотренные ст. 5.1 КоАП РФ. Так как административного правонарушения предусмотренного ст. 5.1 КоАП РФ нет, мировой судья руководствуясь ч. 1 п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ что является обстоятельством исключающим производство по административному правонарушению, за отсутствие состава административного правонарушения
и на основании ч.1 п. 2 ст. 29.9 КоАП РФ было правомерно вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
2. Мартынов – пенсионер, инвалид войны, активный общественник – заметил, что его сосед Зайцев в сквере возле дома организовал с друзьями выпивку. Он потребовал немедленно прекратить ее и разойтись. Зайцев сказал, что требовать вправе лишь сотрудник милиции. Мартынов ответил, что требовать прекращения нарушения закона может каждый гражданин, и нарушитель обязан выполнить его требования. Выпивка продолжалась.
Ночью Мартынов был разбужен громким пением под гитару под окнами своей квартиры. Выйдя на улицу, он увидел, что нарушают его покой сосед Зайцев и его подруга Птичкина. Возмущенный, он потребовал прекратить шум и не нарушать его право на отдых. Зайцев обругал Мартынова и ответил, чтобы он не мешал развлекаться – ведь они поют не в квартире у него, а на улице. Каково ваше мнение о природе данных общественных отношений?
Решение:
В соответствии с ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ устанавливает: распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях - влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей[4].
Объектом правонарушения являются общественные отношения, сложившиеся в процессе обеспечения порядка в общественных местах.
Объективную сторону правонарушения характеризует факт распития пива или спиртосодержащей продукции в соответствующем социально-культурном учреждении, в конкретном объекте, отнесенном к общественным местам или объектам общего пользования, равно как и факт употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача[5].
Субъектами правонарушений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста.
С субъективной стороны состав рассматриваемых правонарушений образуют умышленные действия виновного[6].
Таким образом, организовав выпивку в сквере возле дома, Зайцев с друзьями нарушил административную норму согласно ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ. Значит их действия содержат административное правонарушение. Мартынов был прав, требуя прекращение нарушения закона, ему следовало сообщить в правоохранительные органы о действиях Зайцева и составлением ими протокола об административном правонарушении.
Ночью Мартынов был разбужен громким пением под гитару под окнами своей квартиры. Выйдя на улицу, он увидел, что нарушают его покой сосед Зайцев и его подруга Птичкина. Было нарушено право Мартынова на отдых.
В данных действиях виден состав административного правонарушения предусмотренного Законом Новосибирской области от 14.02.2003 №99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области».
Согласно ст 4.2. Нарушение тишины и покоя граждан (Закона Новосибирской области от 14.02.2003):
1. Совершение в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) любых действий, производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан, в том числе личные действия граждан, механических средств и технических устройств, за исключением проведения аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, сложившиеся в процессе обеспечения порядка в общественных местах.
Субъектом правонарушения являются граждане (Зайцев и Птичкина).
Объективная сторона правонарушения состоит в совершение в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) любых действий, производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан, в том числе личные действия граждан, механических средств и технических устройств.
С субъективной стороны состав правонарушений составляют умышленные действия виновного.
Следовательно, Зайцев и его подруга Птичкина совершили административное правонарушение в соответствии со ст. 4.2 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области».
Таким образом, Мартынову следовало сообщить в правоохранительные органы (милицию) о действиях Зайцева и Птичкиной и составлением ими протокола об административном правонарушении, а также прекращению милицией административного правонарушения.
3. Индивидуальный предприниматель Безденежных был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, поскольку в грузовой таможенной декларации, поданной им для оформления груза, прибывшего в его адрес из Германии, были недостоверно проставлены вес и количество товара.
В ходе разбирательства дела выяснилось, что недостоверные сведения содержались в товаросопроводительных документах, и были включены немецкой стороной в контракт, а предприниматель лишь ссылался на них при заполнении ГТД (грузовой таможенной декларации). Тем не менее, начальник таможни вынес постановление о привлечении Безденежных к административной ответственности. Получив отказ вышестоящего таможенного органа в удовлетворении своей жалобы, Безденежных обратился в арбитражный суд. Арбитражный суд вынес решение об отмене постановления начальника таможни.
Решение:
Согласно ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ: Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей[7].
Объектом являются общественные отношения, связанные с декларированием товаров и (или) транспортных средств.
Объективная сторона состава правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ включает в себя заявление недостоверных сведений, т.е. неполной и (или) недостоверной информации о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, не повлиявших на уплату таможенных платежей, так же, как и несогласие таможенного органа с заявленной таможенной стоимостью, не является основанием для привлечения лица к административной ответственности по указанной статье.
Следует иметь в виду, что состав, предусмотренный ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, является материальным, т.е. на основании недостоверных сведений таможенным органом было принято соответствующее решение об освобождении от уплаты таможенных платежей.
Субъекты правонарушений по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ определены в диспозиции данной статьи. Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным брокером, - таможенный брокер.
Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных ст. 16.2 КоАП РФ, характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности[8].
Таможенные органы поступили незаконно, т.к. согласно ч. 1 ст. 131 Таможенного кодекса РФ: подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Ч. 2 ст. 131 ТК РФ содержит перечень необходимых документов при декларировании:
договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок;
имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;
транспортные (перевозочные) документы;
разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса;
платежные и расчетные документы;
документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 настоящего Кодекса[9].
Согласно п. 15 Приказа ГТК от 29.11.2002 №1284 «Об утверждении Правил приема грузовых таможенных деклараций»: После оформления принятия ГТД проверка сведений, необходимых для принятия решения о возможности помещения товаров под заявленный таможенный режим (далее - проверка ГТД), начинается не позднее 3 рабочих часов после представления:
а) декларации таможенной стоимости (ДТС) и ее электронной копии, если в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России предусмотрена их подача;
б) транспортных документов или их копий, по которым будет осуществляться (осуществлялась) международная перевозка товаров или перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, за исключением случаев, когда декларируемые товары (при изменении или завершении действия таможенного режима) не пересекают государственную границу Российской Федерации либо оформление транспортных документов в соответствии с транспортными правилами производится после погрузки товаров на транспортное средство при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации;
в) товаросопроводительных документов или их копий:
- счета на оплату и (или) поставку товаров (счета-фактуры, счета-проформы), в котором в том числе содержатся сведения о наименовании, количестве, массе и стоимости товаров;
- упаковочных листов, списков товаров, спецификаций и тому подобных документов, если такие документы составляются при перевозке товаров;
г) паспорта сделки (паспорта импортной сделки), паспорта бартерной сделки, оформленного в установленном порядке, если в соответствии с законодательством Российской Федерации при таможенном оформлении товаров требуется представление соответствующего паспорта сделки;
д) договора (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или выписки из договора при условии, что в ней содержатся сведения, необходимые для таможенных целей, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации или изменение таможенного режима производится с целью исполнения договора;
е) разрешений, лицензий, сертификатов и иных документов, выдаваемых уполномоченными органами (далее - разрешения), сведения о которых заявлены в ГТД, если такие разрешения в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России являются документами, необходимыми для помещения товаров под заявляемый таможенный режим;
ж) документов, подтверждающих право на получение тарифных преференций или льготного налогообложения, не вытекающие из содержания или условий заявленного в ГТД таможенного режима, если в отношении декларируемых товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации предоставляются льготы по уплате таможенных платежей;
з) решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, выданного таможенным органом, если в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России такое решение должно быть получено предварительно;
и) документов, подтверждающих право лица, перемещающего товары, на использование объекта интеллектуальной собственности, подлежащего защите таможенными органами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности;
к) разрешения (лицензии) таможенного органа, если для помещения товаров под заявляемый таможенный режим в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России требуется получение предварительного разрешения (лицензии) таможенного органа;
л) копии предшествующей таможенной декларации (ГТД или иного документа, используемого в качестве таможенной декларации), если в отношении декларируемых товаров изменяется (завершается) таможенный режим[10].
Таким образом индивидуальный предприниматель Безденежных должен был предоставить данные документы, а таможенные органы должны были уведомить его о предоставлении товарораспорядительных и иных документов, указанных в п. 15 Приказа ГТК №1284, так как Безденежных не предоставил документы для проверки ГТД.
Согласно ч. 1 ст. 132 ТК РФ: Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов.
Таким образом, начальник таможни вынес постановление о привлечении ИП Безденежных к административной ответственности неправомерно, так как таможенные органы не зафиксировали факт подачи таможенной декларации и предоставления необходимых документов.
Следовательно, таможенные органы и начальник таможни поступили неправомерно, нарушили права и законные интересы ИП Безденежных.
ИП Безденежных обжаловал действие начальника таможни о привлечении его к административной ответственности на основании ч.1 ст. 30.2 КоАП РФ в вышестоящий таможенный орган (Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу). Вышестоящий таможенный орган незаконно отказал ИП Безденежных в удовлетворении его жалобы, так как были нарушены нормы ч. 1 ст. 131 ТК РФ, ч. 1 ст. 132 ТК РФ. Вышестоящий таможенный орган должен был привлечь к ответственности начальника таможни и таможенные органы за неправомерные действия, совершенные в отношении ИП Безденежных.
Получив отказ ИП Безденежных обратился в Арбитражный суд, так как в соответствии с ч. 3 ст. 23 ГК РФ: к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения[11].
Арбитражный суд отменил постановление начальника таможни, так как в соответствии с ч.1 ст. 2.2 КоАП РФ Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично, а также были нарушены нормы ч. 1 ст. 131 ТК РФ и ч. 1 ст. 132 ТК РФ.
Список литературы