Особенности российской цивилизации
Отечественная история
Конспект лекций
Сарапул, 2010
УДК 94(075.8)
ББК 63.3(2)я73
О 82
Составитель: О.В. Чикурова,кандидат исторических наук, доцент кафедры
«Экономика и гуманитарные науки» СПИ ИжГТУ
Рецензент: Т.В. Замостьянова, зав. кафедрой «Государственное и
муниципальное управление» ГОУ ВПО «ИжГТУ», кандидат
исторических наук, доцент
Отечественная история: Конспект лекций / Сост. О.В. Чикурова. –
О 82 Сарапул, 2010. – 55 с.
Представленный в кратком изложении конспект лекций по дисциплине «Отечественная история» дает возможность студентам ознакомиться с тенденциями развития российского общества на различных этапах исторического развития и его ключевыми проблемами. Способность ориентироваться во времени и пространстве, осознание смысла тех или иных ключевых событий российской истории дает будущему специалисту самостоятельно оценивать не только прошлое, но и опираясь на знание прошлого, верно судить о настоящем, видеть основные тенденции развития общества, которые будут определять будущее.
Конспект лекций по дисциплине «Отечественная история» предназначен студентам ОФО и ЗФО специальностей: 151001, 210201, 230101, 080109, 080502 и направления 050500 для подготовки к практическим занятиям, семинарам, зачетам и экзаменам, а также преподавателям в целях оказания помощи при организации самостоятельной работы студентов.
УДК 94(075.8)
ББК 63.3(2)я73
Содержание
Введение. Предмет, методы и функции исторической науки .…………………4
Тема I. Древняя Русь …………………………………………….………………….5
Тема II. Образование Российского централизованного государства .………..12
Тема III. Становление российского абсолютизма ……………………………...20
Тема IV. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в XVII - XIX в. ……………………………………………………………23
Тема V. Российская империя в ХХ в. .……………………………………………29
Тема VI. Советская Россия ………………………………………………………..33
Тема VII. СССР в 1920 – 30-е годы ……………………………………………..37
Тема VIII. СССР в период Второй мировой войны ...………………………..40
Тема IX. СССР в конце 1940-х – начале 50-х гг. .....………………….……….43
Тема Х. СССР в конце 1950-х – начале 60-х гг. …..……………………….….44
Тема XI. СССР в сер. 1960-х – сер. 80-х гг. ……………………………………47
Тема XII. Советский Союз в 1985 – 1991 гг. ....…………………….………….48
Тема XIII. Современная Россия …………………………………………………51
Введение. Предмет, методы и функции исторической науки
Функции исторического знания
Научно-познавательная функция направлена на самопознание общества, заключается в выявлении закономерностей исторического развития.
Воспитательная функция способствует формированию моральных и нравственных качеств личности. Две основные составляющие воспитательной функции исторического знания заключаются в том, что история: 1) выступает источником моральной ориентации субъектов, стабилизирует общественные отношения; 2) оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов через отдельные исторические факты и события.
Функция социальной памяти дает возможность усвоить опыт прошлого, осуществляет связь прошлого и настоящего. Это способ идентификации и ориентации личности и общества.
Практически-рекомендательная функция способствует выработке научно-обоснованного политического курса.
Прогностическая функция призвана объяснить не только прошлое, но и показать тенденции общественного развития в будущем. Историческая наука составляет необходимую базу для научного прогнозирования тенденций и перспектив развития общества в будущем.
Методы изучения истории
Методомв науке называют совокупность способов и приемов, а также общих принципов познания.
Ретроспективный - заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события.
Историко-генетический - исследует явления, имеющие генетические связи в их развитии.
Историко-сравнительный - позволяет сравнивать разные исторические периоды.
Идеографический (описательно-повествовательный) - заключается в описании исторических событий и явлений
Историко-типологический - изучает сходство явлений, позволяет осуществлять классификацию исторических явлений, событий, объектов.
Статистический - позволяет проследить количественные параметры исторического процесса.
Историко-системный - рассматривает явления во взаимосвязи, устанавливает взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии.
Синхронный - изучение исторических событий, происходящих в одно и тоже время.
Методология исторической науки
Субъективистская методология (субъективизм)- методология, в соответствии с которой ход истории определяют выдающиеся люди, герои.
Объективно-идеалистическая методология (теологический подход) - рассмотрение исторического процесса как результата проявления Божественной воли, Мирового духа, Абсолютной идеи.
Формационная методология (марксизм) - методология, в соответствии с которой исторический процесс представляется как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций.
Цивилизационная методология – методология, которая дает представление о многовариантности исторического процесса.
Особенности российской цивилизации
В истории человечества известно много различных этносов, цивилизаций и государств. Выделяют два основных типа цивилизаций - непрогрессивный циклический (восточный) и прогрессивный (западноевропейский).
С позиций цивилизационного подхода Россия не относится ни к одному из этих типов цивилизаций в чистом виде. Россия, расположенная между Востоком и Западом, включает народы, развивающиеся и по восточному, и по западному варианту. Это особое место России в системе мировых цивилизаций определило самобытность ее истории, которая проявилась в таких факторах, как природно-климатический, географический, постоянная колонизация, многонациональный состав российского общества, гипертрофированная роль государства, значимость сословного строя, длительное сохранение крепостного права и др. На различных этапах отечественной истории проявление этих основных факторов имело разное значение. Однако эти особенности не исключали Россию из семьи европейских народов и мирового цивилизационного процесса. В современном глобализирующемся мире процессы интеграции становятся доминирующими.
В целом, специфика российской цивилизации определяется её уникальной исторической судьбой и феноменом развития культуры русского народа, основанной на синтезе и трансформации разнохарактерных традиций Востока и Запада.
Тема I. Древняя Русь