Миротворческие операции в рамках ОБСЕ
До 1990 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе способствовало главным образом смягчению конфронтации между Востоком и Западом и повышению уровня человеческого измерения. В случае конфликтной ситуации предусматривался созыв в течение 48 часов встречи СБСЕ для обсуждения такой ситуации, чтобы побудить конфликтующие стороны проявить сдержанность. С окончанием «холодной войны» встал вопрос о превращении СБСЕ в региональную организацию европейской безопасности и о создании механизмов и определении процедур по предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций. В принятом в 1992 г. в Хельсинки пакете решений было предусмотрено создание антикризисных механизмов СБСЕ, включая операции по поддержанию мира. Было определено, что на первой стадии урегулирования кризисных ситуаций используются мирные средства разрешения международных споров, миссии по установлению фактов и миссии специальных докладчиков. В случае разрастания конфликта может быть принято решение о проведении операции по поддержанию мира.
СБСЕ одобрило следующие три принципа проведения таких операций:
1) не должны предусматриваться принудительные действия;
2) они должны проводиться беспристрастно;
3) они проводятся с предварительного согласия непосредственно заинтересованных сторон.
При этом было достигнуто соглашение, что решение о проведении операций должно приниматься только в случае, если заинтересованные стороны выразят эффективную добрую волю, сотрудничая с СБСЕ и принимая участие в процессе мирного урегулирования. В Хельсинкском документе 1992 г. данное положение изложено предельно четко: любая операция по поддержанию мира должна рассматриваться как безусловное ограниченное по времени дополнение к процессу мирного урегулирования и ни в коем случае не как замена такого урегулирования. Операции могут проводиться в ходе как внутренних, так и межгосударственных конфликтов в границах геополитической ответственности СБСЕ. С просьбой об их проведении могут обратиться одно или более государств-участников СБСЕ. Решение (на основе консенсуса) принимается Советом министров или действующим в качестве его агента Руководящим советом. Операции могут проводиться в формате групп военных наблюдателей или сил по поддержанию мира. В качестве предпосылки для направления в зону конфликта любых контингентов СБСЕ предусматриваются три конкретных условия: эффективное прекращение огня; письменное соглашение между СБСЕ и причастными сторонами; предоставление сторонами гарантий безопасности участвующему персоналу.
Предусматривается, что операции СБСЕ проводятся с должным учетом роли ООН. В частности, в хельсинкских решениях 1992 г. закреплено положение о том, что Председатель СБСЕ в полном объеме информирует Совет Безопасности ООН об операциях. Предусмотрено также, что основными задачами операций СБСЕ по поддержанию мира будут контроль за прекращением огня, наблюдение за выводом войск, оказание поддержки в сохранении законности и порядка, оказание гуманитарной помощи и т.п. Они не предусматривают принуждения. Общий политический контроль за операцией по поддержанию мира и руководство ею осуществляет Руководящий совет. При необходимости можно воспользоваться помощью Постоянного совета и Центра по предотвращению конфликтов. Любое государство-участник СБСЕ имеет право на участие в операциях по поддержанию мира, если такое не будет отвергнуто одной из заинтересованных сторон.
При проведении операций по поддержанию мира СБСЕ может пользоваться ресурсами и опытом таких организаций, как Европейский Союз, НАТО, ЗЕС и СНГ. В каждом конкретном случае СБСЕ принимает решение об использовании помощи таких организаций. При этом СБСЕ будет продолжать руководить операцией, и любое государство СБСЕ может принять в ней участие, даже если оно не является членом организации, к которой обращена просьба о помощи. Однако в практической деятельности СБСЕ/ОБСЕ операции по поддержанию мира пока не использовались. Главный упор сделан на работу миссий и другие виды деятельности на местах.
Миссии СБСЕ/ОБСЕ.Создание миссий СБСЕ было предусмотрено в решениях Хельсинки II как одно из средств превентивной дипломатии. Превентивная дипломатия предполагает различные действия, преследующие цель еще до начала конфликта обеспечить раннее предупреждение о его назревании, предотвратить его эскалацию и обеспечить контроль за его развитием. Однако практика показала, что миссии могут эффективно использоваться и в процессе урегулирования конфликта, и в постконфликтном восстановлении.
В рамках СБСЕ/ОБСЕ было создано около 20 миссий, которые направлялись главным образом на территории бывших республик СССР - Армению, Белоруссию, Грузию, Казахстан, Киргизию, Латвию, Молдавию, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и на территорию бывшей Союзной Республики Югославия - Боснию и Герцеговину, Хорватию, бывшую Югославскую Республику Македония, Косово, а также в Албанию. Их мандаты вырабатывались с учетом конкретной ситуации на местах и предусматривали установление тесных контактов с представителями на местах и дальнейшее укрепление диалога, начатого между вовлеченными в конфликт сторонами. Решение о развертывании миссии принимается Постоянным советом на срок от шести месяцев до года с возможностью его продления. Численность миссии колеблется от трех человек (Украина) и выше. Наибольшую численность имеет Миссия ОБСЕ в Косово (700 международных сотрудников и 1400 человек местного персонала).
Глава миссии назначается действующим Председателем ОБСЕ из граждан стран-членов ОБСЕ. Персонал миссий также укомплектовывается из граждан государств-членов ОБСЕ. Секретариат ОБСЕ является главным институтом, отвечающим за обеспечение миссий людскими ресурсами. После принятия Постоянным советом решения о развертывании миссии государства-члены ОБСЕ направляют в Секретариат через свои представительства кандидатуры лиц, обладающих необходимой квалификацией, для работы в миссии на условиях прикомандирования. Секретариат рассматривает представленные кандидатуры на конкретные должности. При этом он исходит из необходимости обеспечить высокий профессиональный уровень, определенное соотношение между представителями разных национальностей, а также мужчинами и женщинами. 95% всех сотрудников миссий ОБСЕ работают на условиях прикомандирования. Обычная продолжительность командировки составляет шесть месяцев с возможным продлением на новые шестимесячные сроки. Все новые сотрудники миссии перед их отправкой на место проходят соответствующую подготовку.
В Хартии европейской безопасности, принятой на Стамбульской встрече на высшем уровне, были предусмотрены меры, направленные на повышение способности Организации быстрее действовать в условиях кризисных ситуаций. Так, было принято решение о создании групп оперативной экспертной поддержки и сотрудничества (РЕАКТ). Эта программа, к реализации которой ОБСЕ приступила с 2001 г., утверждает новые стандарты быстрого найма высококвалифицированных сотрудников и их направления на работу в уже имеющиеся и будущие структуры на местах.
В сентябре 2000 г, в рамках Центра по предотвращению конфликтов открылся предусмотренный Хартией европейской безопасности Операционный центр. Главная его задача - обеспечивать планирование будущих миссий и операций на местах, а также выявлять потенциальные кризисные области. Через Операционный центр152 ГЛАВА IV. Международно-правовые основы европейской безопасности
ОБСЕ сможет систематически использовать обширный опыт, который уже накоплен в рамках Организации.
Основные инструменты ОБСЕ по управлению кризисами - миссии ОБСЕ по сбору фактов и миссии докладчиков и долговременные миссии ОБСЕ. Миссии по сбору фактов и миссии докладчиков - это краткосрочные миссии, направляемые на места с целью изучения обстановки, сбора фактов, уяснения причин нестабильности и возможных рекомендаций по ее устранению. Долговременные миссии - это главные механизмы ОБСЕ, деятельность которых направлена на урегулирование или предотвращение конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ, защиту национальных меньшинств, решение проблем прав человека или проблем политических реформ в широком смысле. ОБСЕ использовала такие миссии как на территории бывшей Югославии, так и на территории бывшего СССР.
Распад Федеративной Республики Югославии в 1991 г. развивался трагично, привел к серьезному вооруженному конфликту между частями распавшейся страны, осложненному межэтническими и религиозными противоречиями. ОБСЕ начала заниматься проблемами Югославии на ранней стадии возникновения кризисной ситуации. С декабря 1991 г. миссии докладчиков изучали там положение с правами человека. Они обращали внимание на напряженную обстановку в Косово. Косово стало тем районом, где была развернута первая долговременная миссия СБСЕ. Решение было принято Руководящим советом (КСДЛ) в августе 1992 г. Миссия приступила к работе 8 сентября 1992 г. В ее задачи входили: налаживание диалога между национальными меньшинствами и властями, сбор информации о нарушении прав человека, разработка предложений по решению проблем национальных меньшинств. Ее состав не превышал 20 сотрудников. Миссии СБСЕ в Косово не удалось реализовать все свои задачи, так как правительство СРЮ отказалось продлить срок ее пребывания после июня 1993 г.
Вторая миссия ОБСЕ в Косово - Миссия по проверке в Косово (МПК) была развернута с октября 1998 г. по март 1999 г. для проверки и контроля в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН 1160 и 1199 за прекращением огня, передвижением сил, соблюдением прав и свобод человека, демократическими преобразованиями. Миссия была выведена 19 марта 1999 г. в связи с началом бомбардировок территории СРЮ натовской авиацией. Она была размещена на территории бывшей Югославской Республики Македонии (БЮРМ) и занималась оказанием помощи беженцам из Косова в Албании и БЮРМ.
Третья миссия ОБСЕ была создана решением Постоянного совета ОБСЕ от 1 июля 1999 г. со ссылкой на резолюцию Совета Безопасности ООН 1244 от 10 июня 1999 г. В этой резолюции было определено, что новая миссия ОБСЕ в Косово будет представлять собой отдельный компонент в составе Миссии ООН в Косово (МООНК) и будет играть ключевую роль в вопросах, связанных с институциональным строительством, укреплением демократии и утверждением прав человека. В ее конкретные задачи входит: подготовка кадров для полицейской службы, судебных органов, гражданской администрации в Косово; демократизация и осуществление управления, включая развитие гражданского общества и неправительственных организаций; организация выборов и контроль за их проведением, мониторинг и защита прав человека.
Миссия ОБСЕ в Косово действует в тесном контакте со структурами ООН - Верховным комиссаром ООН по правам беженцев. Верховным комиссаром ООН по правам человека, Советом Европы, Европейским Союзом, Силами для Косова (СДК).
С сентября 1992 г. развернута миссия ОБСЕ в Скопье (БЮРМ), которая должна была совместно с голубыми касками ООН и наблюдателями Европейского Союза предотвратить распространение военных действий в Македонию. Она выполняет также обычные для миссии ОБСЕ задачи: способствует установлению контактов между руководством Македонии и политическими группами, занимается национальными меньшинствами, правами человека, принимает участие в наблюдении за парламентскими и президентскими выборами. По составу Миссия ОБСЕ в Скопье небольшая (восемь сотрудников).
Миссия ОБСЕ для Боснии и Герцеговины была создана решением Совета министров от 8 декабря 1995 г. в связи с задачами, определенными для ОБСЕ Дейтонскими соглашениями. В задачи миссии входит обеспечение мира, стабильности и демократии в Боснии и Герцеговине. Миссия неоднократно участвовала в контроле за выборами, занимается укреплением гражданского общества, правами человека, демократизацией общественных структур. Численность миссии - 200 сотрудников.
Миссия ОБСЕ в Хорватии была учреждена решением Постоянного совета ОБСЕ от 18 апреля 1996 г. Операция началась 4 июля 1996 г. Численность миссии - 225 человек. Основные ее задачи: содействие возвращению беженцев и перемещенных лиц, защита их прав, а также защита прав национальных меньшинств, содействие развитию демократических институтов, процессов и механизмов на муниципальном и районном уровнях. Миссия ОБСЕ в Хорватии оказывала также содействие деятельности созданной по решению ООН Временной администрации ООН для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС). После завершения мандата ВАООНВС в январе 1998 г. Миссия ОБСЕ стала главным инструментом утверждения в стране международных норм в таких областях, как права человека, права национальных меньшинств, верховенство закона. К Миссии ОБСЕ перешло также выполнение полицейских функций в районе хорватского Дуная после прекращения 15 октября 1998 г. мандата Группы ООН по поддержке полиции.
По решению Постоянного совета ОБСЕ от 27 марта 1997 г. было создано «Присутствие ОБСЕ в Албании» - посредническая миссия ОБСЕ, учрежденная в связи с народными выступлениями против президента страны и правительства. В ее задачи входило содействие деятельности специального представителя ОБСЕ Франца Враницкого, координация деятельности в стране других международных организаций, содействие в решении вопросов демократизации, деятельности средств массовой информации, обеспечения прав человека, а также в подготовке и наблюдении за выборами. На миссию возлагались и другие задачи, в том числе контроль за изъятием оружия у населения. Работе «Присутствия ОБСЕ в Албании» способствовало развертывание в стране с середины апреля 1997 г. Многонациональных сил охраны численностью от 6 до 7 тыс. человек, созданных в соответствии с мандатом Совета Безопасности (резолюция 1101) на основе добровольного участия государств при координирующей роли Италии. Помимо Италии в операции приняли участие Франция, Греция, Турция, Испания, Румыния, Австрия и Дания. Согласно мандату силы должны охранять конвои с гуманитарной помощью.
Посредническая миссия ОБСЕ завершилась успешно. При ее поддержке были проведены выборы в июне и июле 1997 г., наблюдение за которыми осуществляла группа координаторов, состоявшая из представителей трех организаций - ОБСЕ, Европейского Союза и Совета Европы.
Начиная с сентября 1998 г. ОБСЕ вместе с Европейским Союзом в рамках созданной группы «Друзья Албании» способствует оказанию Албании финансовой, технической и других видов помощи.
Значительное количество миссий и других видов присутствия находится на территории бывшего СССР. Так, миссии ОБСЕ действуют в Грузии (с декабря 1992 г.), Молдове (с февраля 1993 г.), Эстонии (с февраля 1993 г.), Латвии (с декабря 1993 г.), Таджикистане (с декабря 1993 г.), Украине (с 1994 г.). Кроме того, созданы Бюро связи ОБСЕ с Центральной Азией (с марта 1995 г.), Группа содействия в Чечне (с апреля 1995 г.), Группа советников и наблюдателей в Белоруссии (с сентября 1997 г.), Центры ОБСЕ в Алма-Ате, Ашхабаде и Бишкеке (с 1998 г.), Бюро ОБСЕ в Ереване (с июля 1999 г.), Бюро ОБСЕ в Баку (с ноября 1999 г.).
Основными задачами всех перечисленных миссий ОБСЕ являются вопросы человеческого измерения, демократии, законности, информации населения о правах человека и национальных меньшинств, налаживание диалога и взаимопонимания между национальными общинами. В случае конфликтных ситуаций ОБСЕ берет на себя и другие задачи. Так, действующая с декабря 1992 г. Миссия ОБСЕ в Грузии, созданная в условиях конфликтов в Южной Осетии и Абхазии, прилагает усилия для содействия переговорам между конфликтующими сторонами для достижения мирного политического решения. В декабре 1999 г. решением Постоянного совета ОБСЕ мандат Миссии ОБСЕ в Грузии был расширен. Ей было поручено вести наблюдение за границей между Грузией и Чеченской республикой. В этой связи численность Миссии была увеличена с 17 до 42 человек.
В рамках ОБСЕ проводился еще один вид миссий - миссии по поддержке санкций. Они были созданы в 1992 г. в связи с объявлением СБСЕ в сентябре 1991 г. эмбарго на поставку оружия в бывшую Югославию. Миссии были размещены во всех соседних с Сербией и Черногорией государствах: Албании, Болгарии, Хорватии, Македонии, Румынии, Украине, Венгрии. В их состав входили в основном таможенники. Помимо осуществления контроля за эмбарго на поставки оружия во все республики бывшей Югославии миссии должны были следить за осуществлением экономических санкций, установленных Советом Безопасности ООН против Сербии и Черногории. Руководство миссиями осуществлял Координатор по санкциям, Бюро которого было расположено в Брюсселе. Он опирался также на Центр связи миссий поддержки санкций, финансируемый ЕС. Общее число сотрудников, занятых в миссиях, Бюро и Центре, составляло свыше 180 человек.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что в рамках ОБСЕ накоплен значительный опыт создания и проведения миссий в условиях тех или иных кризисных ситуаций. В их задачи входило инициирование диалога представителей сторон в конфликте, сбор информации о ситуации, разработка предложений по решению проблем национальных меньшинств, распространение информации о правах человека, наблюдение за выборами. Такие миссии осуществляли тесное сотрудничество с ООН, Европейским Союзом, Советом Европы, Содружеством Независимых Государств и другими международными организациями.