Полевые операции ОБСЕ в условиях нестабильного мира и в кризисных ситуациях.

В рамках ОБСЕ осуществляются следующие операции:

- уровень нестабильного мира и ранние стадии кризиса: миссия ОБСЕ в Эстонии – 2/19993-12/2001; миссия ОБСЕ в Латвии – 11/1993-12/2001.

- уровень кризиса: долгосрочные миссии ОБСЕ в Косово, Санджаке и Воеводине – 1/1992-7/1993; контрольная миссия ОБСЕ в Скопье по предотвращению распространения конфликта – с 9/1992.

- уровень конфликта: миссия ОБСЕ в Грузии – с 12/1992; миссия ОБСЕ в Таджикистане – 2/1994-9/2002; группа содействия ОБСЕ в Чечне – 4/1995-12/2002; присутствие ОБСЕ в Албании - с 4/1997; миссия ОБСЕ по проведения в Косово – 10/1998-3/1999,

- уровень «замороженных» конфликтов: миссия ОБСЕ в Молдове – с 4/1993; личный представитель Действующего председателя по конфликту, которым занимается Минская конференция ОБСЕ – с 1995; миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине – с 12/1995; миссия ОБСЕ в Хорватии – с 7/1996; присутствие ОБСЕ в Албании – после ее начального периода; миссия ОБСЕ в Косово – с 7/1999; миссия ОБСЕ в Сербии – с 1/2001; миссия ОБСЕ в Черногории – с 6/2006; контрольная миссия ОБСЕ в Скопье по предотвращению распространения конфликта – фаза с 8/2001; консультативно-наблюдательная группа ОБСЕ в Беларуси – 1/1998-12/2002; бюро ОБСЕ в Минске – с 2/2003; координатор проектов ОБСЕ на Украине – с 7/1999; бюро ОБСЕ по связям со странами с Центральной Азии/Центр ОБСЕ/ Координатор проектов ОБСЕ в Ташкенте – с 6/1995; центр ОБСЕ в Алматы – с 1/1999; центр ОБСЕ в Ашхабаде – с 1/1999; центр ОБСЕ в Бишкеке – с 1/1999; центр ОБСЕ в Душанбе – с 10/2002; бюро ОБСЕ в Ереване – с 2/2000; бюро ОБСЕ в Баку – с 7/2000.

Рекомендуемая литература:

[7; 9; 12; 19; 33; 35]

Тема №6 Разоружение.

1. Понятие разоружения и принципа разоружения.

2. Предотвращение применения ядерного оружия.

3. Безъядерные зоны.

  1. Понятие разоружения и принципа разоружения.

Разоружение – давняя мечта человечества. Вспомним библейское «перекуем мечи на орала». В разоружении видят наиболее надежную гарантию безопасности. Эта идея нашла отражение в ряде международно-правовых актах. На этом основании в отечественной литературе получила распространение концепция принципа разоружения (О.В.Богданов, В.Н. Денисов, С.А. Малинин, В.А. Романов). Думается, однако, что если такой принцип и существует, то он представляет собой принцип-идею, а не норму позитивного права. Обязательство государств в этой области сформулировано в принципе неприменения силы следующим образом: государства должны добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным контролем.

Устав ООН уполномочил Генеральную Ассамблею «рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружения». На Совет Безопасности возложена ответственность за формулирование «планов создания системы регулирования вооружений».

Такова принципиальная основа разоружения. Она получила развитие в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи, а также в договорах и иных международных актах. Первой была резолюция Ассамблеи от 20 ноября 1959г., касавшаяся всеобщего и полного разоружения как конечной цели. Она была принята по инициативе СССР, который практически на протяжении всей своей истории вел дипломатическую битву за разоружения.

О том, что представляет собой всеобщее и полное разоружение, можно судить по одобренному Ассамблеей Совместному заявлению правительств СССР и США 1961г. Оно предполагает роспуск вооруженных сил, ликвидацию военных учреждений и вооружений; уничтожение и прекращение производства оружия массового уничтожения, а также средств его доставки; упразднение органов военного руководства и прекращение военного обучении; прекращение расходования средств на военные цели. Сохраняются лишь военные средства, необходимые для поддержания внутреннего правопорядка.

Нереальность достижения полного разоружения вскоре стала очевидной. Государства нуждались в вооружениях для обеспечения своей безопасности, поддержания внутреннего порядка и выполнения миротворческих функций. Поэтому в практическом плане речь пошла о частичном разоружении, о сокращении вооружений. Задача исключительно актуальная. Не говоря об опасности применения оружия, сама по себе гонка вооружений стала бедствием для народов многих стран. В 80-е гг. военные расходы государств составляли 900 млрд. долл. в год, т.е. каждую минуту расходовалось 1,7 млн. долл. Основное бремя ложилось на США и ССР. Гонка вооружений превратилась в самостоятельное средство причинения ущерба другой стороне. Вспомним, что примерно 80% промышленности СССР работало на военные цели. Поэтому согласованное сокращение военных расходов – один из важных аспектов разоружения. Генеральная Ассамблея не раз пыталась решить вопрос, но безрезультатно.

  1. Предотвращение применения ядерного оружия.

Особое значение имеет предотвращение применения ядерного оружия и иных видов оружия массового поражения ( химического, бактериологического, радиологического, экологического). Число ядерных боеголовок в 80-е годы превысило 50 тыс. Их применение превратило бы Землю в пустыню.

Начиная с 1961г. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций, запрещающих применение ядерного оружия. Существенное значение имеют соглашения между СССР и США – Соглашение об уменьшении опасности возникновения ядерных войн 1971г., Соглашение о предотвращении ядерной войны 1973г. и др.

В 1963г. был подписан Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, в котором участвует большинство государств. Готовится полное запрещение испытаний, что исключительно важно, поскольку без испытаний сложнее совершенствовать оружие.

С 1968г. действует Договор о нераспространении ядерного оружия, в котором участвует большинство государств. Обладающие ядерным оружием державы обязались не передавать его неядерным государствам, а последние обязались не принимать и не производить ядерное оружие. Перед заключением Договора Совет Безопасности в 1968г. принял резолюцию о гарантии безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружии или угроза такой агрессии против государства, не обладающего ядерным оружием, вызовет немедленные действия со стороны Совета, и прежде всего его постоянных членов.

Что же касается неядерных видов оружия массового поражения, то в этой области серьезным достижение явилась Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972г. Реализация Конвенции потребует целого ряда лет и затраты значительных средств. Это лишь один пример, показывающий, что затраты на разоружение порой не очень уступают затратам на вооружение.

Экологическим средствам и методам ведения войны посвящена Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977г., в которой участвует и Россия. Конвенция запрещает прибегать к любому враждебному применению средств воздействия на природную среду, которые имеют массовые, длительные и тяжелые последствия. В частности, запрещается использование средств, способных изменить погодные условия, вызвать землетрясения, приливные волны, затопление, а также привести к истощению озонового слоя.

  1. Безъядерные зоны.

Безъядерные зоны играют существенную роль в ограничении распространения ядерного оружия и в обеспечении безопасности неядерных государств. В 1967г. был принят Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко), который объявил регион свободным от ядерного оружия. Участники обязались не испытывать, не производить и не приобретать ядерное оружие и не позволять другим страна делать это. Пять ядерных держав подписали Дополнительный протокол II к Договору, обязывающий соблюдать безъядерный статус Латинской Америки и не применять, не угрожать применением ядерного оружия против участников Договора.

Вторая безъядерная зона была создана в наиболее населенном регионе планеты. В 1985г. принят Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана (Договор Раротонга). Кроме положений, аналогичных положениям Договора Тлателолко, в нем содержатся нормы, запрещающие захоронение радиоактивных веществ в море в пределах зоны. Подписан Протокол 2, пять ядерных держав приняли на себя те же обязательства, что и в отношении Латинской Америки.

Нельзя также забывать о существовании международных демилитаризованных зон. Договор об Антарктике 1959г. Создал безъядерную зону в сфере своего действия, запретил проведение каких бы то ни было испытаний ядерного оружия. Договор по космосу 1967г. запретил вывод на орбиту и размещение в космическом пространстве ядерного оружия. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 12979г. установило дополнительные ограничения в этом плане. Договор о морском дне 1971г. запрещает размещение любого ядерного оружия на морском дне и в его недрах.

Рекомендуемая литература:

[4; 8; 11; 12; 18; 20; 36; 38; 40]

Тема №7: Меры по укреплению доверия.

1. Понятие международного контроля.

2. Деятельность МАГАТЭ.

3. Система компонентов международного контроля.

Наши рекомендации