Основные принципы демократического избирательного права
Принципы | Их сущность |
Принцип равенства | Все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов |
Принцип всеобщности | Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В российском избирательном праве действует два основных ценза — возрастной ценз и ценз гражданства. |
Принцип тайного голосования | Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе.Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него |
Принцип непосредственности | Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата. |
Принцип состязательности | Выборы проводятся на альтернативной основе, то есть избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. |
Принцип гласности | Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках |
Принцип свободы выборов | Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление |
Принцип ограничения срока выборов | Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством |
Типы избирательных систем
Тип избирательной системы | Его сущность | Достоинства | Недостатки |
Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система | Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов | устанавливается прямая ответственность избранного депутата со своими избирателями и населением округа; обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство | получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах; частая нерезультативность выборов, которая приводит либо к повторному, либо альтернативному голосованию; практически исключает возможности победы на выборах маленькой партии |
относительного большинства | Победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 %. Применяется в Индии, Канаде, США и др. | ||
абсолютного большинства | Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50 % + 1 голос. Применяется при выборах Президента в России и во Франции | ||
Пропорциональ- ная система | Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Применяется при выборах депутатов российской Государственной Думы, а также при выборах в Израиле, Италии и др. | представляет широкий спектр политический партий, тем самым отражая волю меньшинства; является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий | избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией; избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны; появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений |
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система | Часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой. Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий. Выборы в Российской Федерации проходят в соответствии с законодательством по мажоритарной системе (выборы президента РФ) и по пропорциональной системе (выборы депутатов Государственной Думы). Первоначально (с 1993 по 2006 год) выборы в Думу осуществлялись на основе смешанной системы | формируется действительно представительный парламент | в большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов; партии не отражают в полном объеме интересы своих избирателей |
В зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.
Политический процесс
1. Политический процесс — это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.
Взаимодействие субъектов политики (личность, группа, класс, государство) по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.
2. Особенности политического процесса:
· складывается из бесконечной суммы политически значимых действий включённых в него участников — субъектов политического процесса (граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения, профессиональные и творческие союзы, молодёжные, женские и другие организации, СМИ);
· связан с формированием, изучением, преобразованием и функционированием политической системы общества;
· оказывает большое влияние на деятельность власти по принятию и исполнению политико-управленческих решений;
· продолжается безостановочно с момента появления государства.
Политический процесс — это последовательная смена событий и состояний в политической сфере общества, связанная с перераспределением государственной власти.