Виды налогов и основания для их классификации
Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделение на виды) на определенной основе. Кроме того, отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть данного налога.
Наиболее существенное значение в современной теории и практике н/о имеют следующие основания классификации налогов:
1. по способу взимания налога
2. по субъекту-налогоплательщику
3. по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги
4. по порядку введения налога
5. по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж
6. по целевой направленности введения налога
1. По способу взимания налогов
Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому, для последних размер налога известен.
Косвенные (иначе - адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, НДС). Основное отличие м/у прямыми и косвенными налогами - по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом н/о источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном - источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).
Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителей. Окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на который налог перекладывается путем надбавки к цене.
2. По субъекту - налогоплательщику
Налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог)
Налоги с п/п и организаций (налог на прибыль, НДС, акцизы, налог на имущество п/п и т.д.)
Смешанные налоги, которые уплачивают как физические, так и п/п и организации (госпошлина, транспортный налог).
3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги Федеральные (общегосударственные) налоги. Размеры ставок, определение объектов н/о, плательщиков и методов исчисления федеральных налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории. (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых, водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.)
Региональные налоги (налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов н/о, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов федерации: республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей. (налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.)
Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе РФ. (земельный налог; налог на имущество физических лиц.)
4. По порядку введения налога
Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. К ним относятся все федеральные налоги, а также налог на имущество п/п, налог на имущество физических лиц, земельный налог. Факультативные налоги непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей. Взимание этих налогов на той или иной территории - компетенция органов местного самоуправления (все местные налоги, за исключением тех, которые являются общеобязательными).
5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.
Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству (налог на прибыль с п/п). Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.
6. По целевой направленности введения налога
Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. Для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.