Демократический режим и проблемы его становления в современной России
Демократия означает народовластие. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это идеал, к которому всем нужно стремиться. Есть ряд стран, кто продвинулся в это дальше других – Германия, Франция, Швеция.
Основные признаки демократического режима:
v Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
v Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
v Предполагается существование правового государства и гражданского общества;
v Выборность и сменяемость центральных и местных органов власти, их подотчетность избирателям;
v Силовые структуры (вооруженные силы, полиция) находятся под демократическим контролем общества;
v Доминируют методы убеждения, компромисса;
v Политический плюрализм, многопартийность, существование на законных основаниях оппозиции;
v Гласность, СМИ свободны от цензуры;
v Реальное осуществление принципа разделения властей.
Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной. Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Это выборы, референдумы, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Одни из них (референдумы) четко регламентированы нормативными актами и носят императивный характер, другие имеют консультативный характер. Прямая демократия дает больше возможностей для выражения интересов граждан, в большей мере обеспечивает легитимизацию власти, обеспечивает контроль за политической элитой. Недостатки заключаются в том, что у большинства населения нет желания заниматься данной управленческой деятельностью, референдумы дороги. Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной власти, которые призваны выражать интересы различных классов. Сильная сторона – больше возможностей для принятия эффективных решений, слабая – бюрократия, принятие решений в интересах номенклатуры, крупного капитала.
В литературе иногда выделяют либерально-демократический и народно-демократический политический режим. Либерально-демократический режим присущ государствам, где демократия уже устоялась, существуют определенные традиции, методы и способы осуществления власти основаны на системе демократических, гуманных принципах. Такой тип политического режима наиболее характерен для государств с конституционной монархией. Народно-демократический режим характерен для государств, где демократические принципы, традиции еще не устоялись и идет поиск наиболее приемлемых государственных форм. Нередко наблюдается совпадение субъекта и объекта управления, самое широкое участие граждан в управлении государством.
Можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии. Было бы неправильно отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, прежде всего связанные с рядом таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности. Однако необходимо помнить о том, что все названные демократические институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии. Выборы президента РФ многие рассматривают как выборы без выбора. Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения находятся в большей мере в виртуальном, а не реальном мире. Подчас общественное объединение представляет лишь лидера и небольшую группу лиц. Полномочия Государственной Думы и Совета Федерации весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. У нынешнего Парламента сильно занижены контрольные функции. Институт импичмента осуществить практически невозможно. Слишком много на его пути законодательных и бюрократических препятствий.
Переходное состояние российского общества определяет и переходный характер политической культуры в нем, наличие как элементов тоталитарной культуры, так и демократической. Часто применительно к политической культуре постсоветской России используется термин «авторитарно-коллективистская». Замещение советской политической культуры новой — процесс длительный и зависит по меньшей мере, от четырех факторов: динамики смены поколений; характера политической социализации молодежных групп; направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране; целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей демократической политической системе.