СССР в период «перестройки» (1985-1991 гг.)
С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР наступает период «перестройки» и смены социально-эк–ческой системы. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение социально-эк–ческого развития» за счет более полного использования потенциала социалистической системы.
Серьезный ущерб эк–ке и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания, приведшая к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании. Неудача этого курса на «ускорение» вынудила руководство страны в 1987 г. выдвинуть идею «перестройки» (модернизации) социализма.
С приходом перестройки в советской внешней политике произошли серьезные изменения. Горбачев признает приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Была заявлена концепция «нового политического мышления», сводившаяся к отказу от основополагающего постулата советской идеологии о расколе современного мира на две противоборствующие общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую) и признанию мира единым и неделимым. В период перестройки произошла фактическая интеграция СССР в мировое сообщество. Это выражалось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства эк–кой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Это означало, что осуществлялся вариант реформирования эк–ки, когда при регулирующей роли государства должны были происходить постепенное разгосударствление части общественной собственности и внедрение в эк–ку рыночных отношений.
Предполагались социальная переориентация, преобразование структуры эк–ки, реформа ценообразования и перестройка финансово-кредитной системы с целью перехода к регулируемой рыночной эк–ке. Но центральное правительство не смогло улучшить эк–ческое положение — эк–ческий кризис углублялся. В 1989г. по стране прокатилась волна эк–ческих забастовок.
Во всех угледобывающих регионах Советского Союза начались массовые акции протеста шахтеров, требовавших большой эк–ческой самостоятельности, сохранения в регионах значительной доли прибыли, повышения зарплаты, улучшения снабжения, улучшения условий труда и т.д.
Вышла из-под контроля и политическая обстановка в стране. В 1987 г. М.С. Горбачев заявил о необходимости введения в практику общественной жизни «гласности». В 1988 г. была осуществлена конституционная реформа. Высшим органом власти стал Съезд народных депутатов, избиравший постоянно действующий Верховный Совет. В 1990 г. президентом СССР стал М.С. Горбачев. Построения правового государства означало отстранение партийных органов от государственной власти. Начался развал КПСС. Политическая обстановка в стране вышла из под контроля развернулась борьба с коммунистической идеологией. Интеллигенция и представители уголовно-теневой эк–ки стремились к власти. Они разжигали межнациональный конфликт, к–е в конце 80-х — начале 90-х г.ов прокатились по стране.
Вместо тоталитарной системы, Россия пошла по пути демократического развития. После 1991 г. впервые в государстве были созданы демократические институты. Ликвидировано господство одной партии и создана многопартийная система. Население получило демократические права (свобода слова, собраний, проживания в любом населенном пункте страны, передвижение в другие страны и пр.).
Руководство союзных республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и эк–ческих возможностей регионам в решении на местах эк–ческих и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающей в централизованные фонды государства.
Потребовалась разработка методических подходов к решению вопроса о региональном хозрасчете, когда объем национального дохода, оставляемый в распоряжении региона, должен был находиться в зависимости от вклада региона в эк–ческий потенциал страны.
Этот вопрос не был и не мог быть решен. Во-первых, шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат, а следовательно, расходов на содержание ВПК. Во-вторых, из-за того, что в стране действовала искаженная система цен, объем созданного национального дохода в республиках не отражал их истинного вклада в эк–ку государства.
Искажали показатели вклада республик в эк–ку государства налоговая система и порядок взимания налогов. Один из главных источников бюджетных доходов — налог с оборота - взимался главным образом с товаров народного потребления, а он имелся в тех республиках, где эти товары производились. В сырьевых республиках налога с оборота не хватало для доходов их бюджетов. Для обеспечения из союзного бюджета выделялись дотации.
В СССР часть партийного руководства и демократическая общественность стали призывать к более быстрым, радикальным реформам в политике и в эк–ке. Из-за усиление кризисных явлений в эк–ке и разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. Народные фронты прибалтийских республик поставили вопрос о выходе их из состава СССР.
К августу 1991 удалось подготовить проект договора об образовании Содружества Суверенных Государств. Фактически ССГ представлял собой конференцию с единой президентской властью, весьма ограниченной. За Центром оставались только координирующие функции. Это была последняя попытка предотвратить бесконтрольный распад державы. 19 августа 1991 группа высших должностных лиц, в отсутствие Горбачева, находившегося на отдыхе в Крыму, учредили Государственный комитет по чрезвычайному положению и ввели в Москву войска. Проект предстоящего союзного договора, означавший утрату контроля над республиками, этих руководителей не устраивал. В столице и ряде других крупных городов был организован отпор так называемым «путчистам». Процесс распада Союза заметно ускорился. Уже в августе из его состава вышли три прибалтийские республики, и Горбачев был вынужден подписать указ о признании этого факта. Подготовка нового Союзного договора зашла в тупик, в тоже время распад государства продолжается, и в этих условиях три республики заявили о создании СНГ. Позднее к России, Украине и Белоруссии присоединились другие бывшие союзные республики, за исключением прибалтийских и Грузии.
25 декабря 1991 г. президент Горбачев сложил с себя властные полномочия. СССР перестал существовать. Сопротивление ГКЧП возглавил Б. Ельцин.. Провал путча ускорил процесс развала СССР. Указом Ельцина на территории России была запрещена деятельность КПСС.
В начале сентября 1991 г. руководство СССР признало независимость Латвии, Литвы и Эстонии. Непоследовательная политика, проводимая Президентом СССР М.С. Горбачевым, подорвала к нему доверие. 8 декабря в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали соглашение о прекращении существования СССР и образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Таким образом, на основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные независимые государства. 25 декабря М.С. Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Распад СССР привел к ликвидации баланса двух сверхдержав - СССР и США.
В условиях многов.ового сосуществования в рамках единого государства народов, населявших СССР, было создано единое эк–ческое пространство, произошло смешение этих народов смена мест проживания десятков миллионов людей.
Последствием такой политики стали не только распад самого большого в XX в. государства в мире, но и значительные эк–ческие потери в каждой из бывших республик СССР, необходимость перемещения из республики в республику огромного числа лиц.
Россия в 90-ые гг. XX в.
8 декабря в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали соглашение о прекращении существования СССР и образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Это привело к ликвидации баланса двух сверхдержав - СССР и США.
После распада СССР в РФ начинается этап радикальных реформ. Сформированное новое правительство проведение этих реформ основывало на монетаризме и так называемой «шоковой терапии». Это выразилось в ускоренной приватизации гос. собственности, в отказе: от гос. регулирования цен и валютного курса рубля, планового руководства эк–кой и планового распределения продукции предприятий, бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению, административной привязки производителя продукции к потребителю и др.
Начавшаяся с января 1992 г. либерализация цен привела к их неудержимому росту. Рост цен привел к резкому снижению спроса, а также к обесценению денег. Сочетание роста цен с открытием границ, ввозом товаров из-за рубежа способствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у населения денежной массы и стабилизации рынка. Низкая конкурентоспособность отечественной продукции стала одной из главных причин сокращения сбыта и производства российских предприятий. В результате инфляции курс рубля упал в течение пяти лет почти в 16 раз.
В 1993—1994 гг. ускоренными темпами проводилась приватизация гос. собственности. Она должна была повысить эффективность работы предприятий, ликвидировать их дотационность, создать рыночную эк–ку, конкуренцию производителей продукции и услуг, сформировать средний класс в обществе. Для проведения приватизации была разработана и утверждена схема - гос. собственность в производственной сфере была акционирована, пакеты акций разделены между трудовыми коллективами и государством. Всем жителям страны было выдано по одному ваучеру на челов.а. Владельцы ваучеров могли либо вложить их в виде своих паев в предприятия, специально созданные фонды, либо продать. Эта схема вносила неравенство. Преимущество было у членов трудовых коллективов предприятий, а работники непроизводственной сферы практически ничего не получили, т.к. переданные ими в инвестиционные фонды ваучеры пропали вместе с развалившимися фондами. В обществе была создана почва для разногласий.
В целях ускорения создания у предпринимателей первоначального капитала реформаторы пошли на отмену гос. монополии на производство и реализацию алкогольной продукции. Это привело к быстрому имущественному расслоению общества. И отрицательно сказывалось на морально-политическом климате в стране.
К началу 1993 г. были приватизированы почти все предприятия торговли, общепит, бытовое обслуживание, треть промышленных предприятий. Приватизация привела к свертыванию целых отраслей промышленности, породила коррупцию, отток капиталов за рубеж.
В стране наблюдалась политическая нестабильность. К осени 1993г. достиг пика кризис властей — законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) и исполнительной (президент и правительство). 21 сентября 1993 г. указ Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении конституционной реформы. Началось вооруженное противоборство. Итогом стала ликвидация системы Советов в России.
12 декабря 1993г. принята новая Конституция РФ, предоставлявшая большие полномочия президенту и установившая новую структуру высших органов — Федеральное Собрание, состоящие из двух палат — Совета Федерации и Гос. Думы.
В политических и эк–ческих кругах не было единой позиции. С одной стороны, стремились к ужесточению финансово-кредитной политики, ускоренной приватизации. С другой усиления гос. регулирования эк–ки, продолжения бюджетного дотирования предприятий.
В 1994—1996 гг. Большее количество предприятий переставали производить продукцию, услуги. Увеличивался бюджетный дефицит. В аграрном секторе эк–ки началась с реорганизация колхозов и совхозов. Но уровень сельскохозяйственного производства в стране стал ежег.но снижаться
Таким образом, милитаризация эк–ки, ведение военных действий, оказание военной и эк–ческой помощи государствам, неэффективное ведение хозяйства привели к истощению государства и расстройству эк–ки страны, эк–ческому, политическому кризису, и распаду СССР.
Последствием этого стали разрушение единого эк–ческого пространства и хозяйственных связей, упадок эк–ки, снижение жизненного уровня населения, неустойчивое внутриполитическое положение, психологический дискомфорт в обществе.
Немаловажным фактором, оказавшим негативное влияние на эк–ку страны и психологическии климат в обществе, стала криминализация общества. Преступный мир соединился с частью чиновничества, кредитной системой. Огромные суммы денежных средств оказались в теневой эк–ке (недопоступление средств в бюджетную систему - постоянному недофинансированию бюджетной сферы).
Все это нашло отражение в снижении эк–ческих, демографических и социальных показателей в стране.
За период 1992—1997 гг. в России снизились производства, доходы населения снизились. Во второй половине 90-х г.ов эк–ческий кризис углубился. В основе его был спад производства, несобираемость налогов, возросший бюджетный дефицит. Указом президента большинство акционерных обществ получили право оставлять дивиденды на собственное развитие. Таким образом бюджет лишился доходов.
В 1998 г. экспорт из страны снизился, а импорт вырос. 17 августа 1998 г. было объявлено о расширении коридора обменного курса валюты; о моратории на оплату долгов перед иностранными кредиторами; о замораживании выплаты по государственным обязательствам.
Последствием таких действий стал уход иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг и потеря бюджетом одного из источников доходов. Банки, вложившие в гос. ценные бумаги средства вкладчиков были в тяжелом положении, что привело к банковскому кризису. Для восполнения активов банки стали скупать доллары, вызвав повышение цен на валюту. С ростом курса доллара выросли цены на потребительском рынке. Все это стало причиной в августе 1998 г. финансового кризиса.
Ельцин стремился получить поддержку руководителей республик, краев, областей. Ряд республик в составе РФ получили более широкие права и льготы по сравнению с другими регионами. В связи с этим генерал Д. Дудаев, начал проводить политику приводившую к отделению Чечни от России. Этому способствовало то, что в 1992г. выводя воинские части из Чечни, РФ оставил много вооружения. Дудаев вооружил боевиков, стали совершать вооруженные рейды в соседние с Чечней регионы России, совершать террористические акты. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены войска с целью «восстановления конституционного порядка». В августе 1996 г. между Россией и Чечней было подписано мирное соглашение, но затем военные действия возобновились.
Вместо тоталитарной системы, Россия пошла по пути демократического развития.
После 1991 г. впервые в государстве были созданы демократические институты. Ликвидировано господство одной партии и создана многопартийная система. Население получило демократические права (свобода слова, собраний, проживания в любом населенном пункте страны, передвижение в другие страны и пр.).
В стране начал развиваться парламентаризм. Выборы стали проводиться на альтернативной основе. Избираться стали президент, губернаторы, мэры. Сформировались на основе свободных выборов Гос. Дума, думы краев, областей, городов. Все это положительно сказалось на общественно-политическом положении в стране, на международных отношениях России с зарубежными государствами, с к–ми ранее она находилась в состоянии холодной войны.
Ошибки и негативные явления. Одна из ошибок в том, что, в стране не было создано правительство одной партии ответственное за про ведение определенного политического и эк–ческого курса. Отсутствие у депутатов профессионализма привело к тому, что авторитет Думы в обществе был низок. С выборами 1996 г. появляется новая волна депутатов. Они принимают законы, о высокой заработной плате на уровне министров, большие размеры пенсий для депутатов.
С середины 90-х г.ов получившие в стране большой размах коррупция, организованная преступность на фоне обнищания населения, привели к отрицательному отношению населения к демократизации. Общество стало склоняться в пользу усиления централизации управления государством.
В 1997 – первой половине 1998 гг. в стране началась эк–ческая стабилизация. Наметился рост ВВП, промышленного производства, денежных доходов населения, произошло замедление темпов инфляции. Однако в августе 1998 г. разгорелся финансовый кризис. Его причинами, по мнению большинства аналитиков, были резкое понижение цен на нефть, экспорт которой дает основные валютные поступления в эк–ку, завышенный курс рубля по отношению к доллару, влияние международных эк–ческих неурядиц. Кризис перечеркнул положительные тенденции в эк–ке. За короткое время курс рубля по отношению к доллару упал почти в четыре раза. Многие предприятия и фирмы разорились. Обесценились рублевые сбережения населения. Банки оказались не в состоянии выплачивать денежные средства своим клиентам. У государства возникли сложности с выплатой внешних долгов.
1999 г. ушёл на преодоление кризиса и его последствий. Удачным для эк–ки страны оказался 2000 г. Понижение курса рубля способствовало росту конкурентноспособности отечественной промышленности. Высокие мировые цены на нефть обеспечили приток значительных капиталов. За 2000 г. ВВП вырос почти на 8 %, промышленное производство – на 9 %, сельскохозяйственное – на 5 %, внешнеторговый оборот – на 32 %, инвестиции в эк–ку увеличились более, чем на 17 %. На 9 % увеличились реальные доходы населения. Положительная динамика социально-эк–ческого развития сохранилась и в последующие гг..
Эк–ческие последствия. Взятый курс на переход к рыночной эк–ке привел к разрушению эк–ческих связей между отраслями и предприятиями. Политика устранения государства от управления эк–кой, привело к тому, что предприятия были лишены гос. поддержки.
В стране сложилось положение политической социальной неустойчивости. Не оправдались надежды реформаторов на проведение политики монетаризма как регулятора эк–ческого развития. Осуществление такой политики привело к уходу капитала из производственной сферы в финансовую и дальнейшему ослаблению реальной эк–ки.
Государственный банк РФ отказался осуществлять кассовое исполнение бюджетов. Это вынудило распорядителей бюджетных ресурсов, искать коммерческие банки. Государственное казначейство не могло обеспечить казначейское исполнение территориальных бюджетов.
Ослабление контрольных, правоохранительных функций государства содействовало незаконному вывозу материальных ценностей и капиталов за рубеж. Отказ от винной монополии и предоставление налоговых льгот сократили доходы федерального, региональных и местных бюджетов. Ущерб эк–ке наносили посреднические фирмы, к–е встали между производителями и потребителями их продукции.
Резкое сокращение сферы материального производства как базы получения бюджетных доходов при сохранении высокого уровня расходов (главным образом на финансирование обороны, космических исследований и др.) требовало внешних заимствований. С каждым г.ом их величина росла.
Социально-демографические последствия. В конце 90-х г.ов в результате снижения спроса на продукцию примерно 80% российских предприятии находились на грани банкротства. Уровень безработицы вырос с 5,2 до 13,3%. Реальные доходы населения уменьшались, пенсии уменьшились на 15,1%. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 28%. Несмотря на ежег.ный въезд в Россию беженцев население страны ежег.но уменьшать. Сократилось число медицинских учреждений + повышение цен на медикаменты. В результате с 1990 г. инфекционная заболеваемость выросла на 29%, болезни крови, органов пищеварения, туберкулез.
Последствия реформ в России оказались неутешительными.. Ельцин в конце 1999г. добровольно ушел в отставку. Пол г.а до президентских выборов и.о. был Путин, на выборах он победил. Начинается усиление роли гос-ва в эк–ке, с целью создать условия для частного предпринимательства. Начинается переход к региональной эк–ке. Страна разделена на 7 ФО. В 2001г. начинается укрепление контактов России с Западом, особенно в борьбе против терроризма.
К–ра перестает быть политизированной, стала более многообразной. Проникновение западной культуры.