Государство и право СССР в период перестройки (1985-1991 гг.)

- В годы перестройки провозглашается доктрина социалистического правового государства с целью поднять авторитет и эффективность государственных органов, провести реформы в структуре представительных органов власти, решить вопрос о высшем руководстве страны; - Была провозглашена реформа избирательного права. Декларируется создание демократического механизма выборов с обеспечением возможности свободного выдвижения кандидатов и отказа от партийного диктата при проведении выборов; - Провозглашается отказ от формального права руководства государственными органами соответствующими партийными организациями; - Была сделана попытка повысить роль судебной власти, чтобы она стала еще более независимой.  
1. Изменения в государственном строе

Президиум Верховного Совета СССР(исполнительный орган Верховного Совета)
Верховный Совет СССР постоянно действующий высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти
Съезд народных депутатов СССР высший орган государственной власти в стране Закон о выборах от 1 декабря 1988 г. предусматривал возможность свободного выдвижения неограниченного количества депутатов
Президент СССР (Вице-президент) (был избран на Съезде народных депутатов, впоследствии предусматривалось выборы президента производить всенародным голосованием) Полномочия президента: - гарант соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР; - обладал законодательной инициативой и правом вето (оно могло быть преодолено большинством Верховного Совета в 2/3 голосов каждой из палат); - принимал участие в формировании правительства и назначении на высшие должности в государстве; - принимал меры по охране суверенитета СССР и союзных республик; - координировал деятельность всех государственных органов по обеспечению обороны страны, являлся Верховным Главнокомандующим, имел право объявлять мобилизацию, состояние войны, военное положение, чрезвычайное положение, президентское правление.    
Структура высших органов власти

Совет безопасности СССР
Кабинет Министров СССР (правительство СССР) – исполнительный и распорядительный орган власти  
Верховный Суд СССР
Военные трибуналы в Вооруженных Силах
Верховные Суды союзных республик
Верховные суды автономных республик
Областные, краевые, городские суды, суды автономных округов, суды автономных областей
Районные (городские) народные суды
Верховный суд СССР является высшим судебным органом СССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом
Судебная власть
Комитет конституционного надзора СССР (Закон СССР от 23 декабря 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР») Избирался Съездом народных депутатов СССР из числа специалистов в области политики и права
Полномочия: конституционный надзор в СССР учрежден в целях обеспечения соответствия актов государственных органов и общественных организаций Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик, охраны конституционных прав и свобод личности, прав народов СССР, демократических основ советского общества.
Высший Арбитражный Суд СССР
Полномочия: Была расширена подсудность арбитражного суда, если ранее он рассматривал хозяйственные споры только между государственными организациями, то теперь и между другими субъектами




В данный период в развитии права наметились две тенденции. Во первых возросла роль и усилилась самостоятельность республиканского законодательства, произошел отход от принципа соответствия законодательства союзных и автономных республик федеральному. Многие республики стали принимать нормативные акты, где декларировался приоритет республиканского законодательства над союзным и федеральным. Началась так называемая «война законов». Во вторых наметилась тенденция к обновлению законодательства, связанное на первом этапе - до 1989 г. - с необходимостью регулирования процессов либерализации и демократизации социалистического общества, государства и экономики, а в последующем - с созданием правовой базы перехода к многоукладной экономике, рынку на основе частной собственности, свободы предпринимательства и приватизации.  
2. Изменения в праве

Нормативная основа: «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик» от 31 мая 1991 г., Закон «О собственности в СССР» 1990 г., Закон «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., Закон СССР «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г., Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г., Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФС» от 3 июля 1991 г., Закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 4 июля 1991 г. Гражданское право в этот период развивается на основе тех же закономерностей, что и другие отрасли права. На эволюцию правовых институтов оказал мощное воздействие переход от планово-распределительной экономики к рыночной и от государственного монополизма к многоукладности. В законодательство были внесены существенные изменения, особенно это касалось института собственности. Нормативные акты содержали отказ от принципиальной позиции коммунистов по поводу общенародной государственной собственности на средства производства и приоритета государственной собственности. Конституция устанавливает, что земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении Советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. Собственность в СССР выступает в виде: собственности советских граждан; коллективной собственности, представленной арендными, коллективными предприятиями, кооперативами, акционерными обществами и т.д.; государственной собственности, В российском законе собственность разделяется на: частную, государственную, муниципальную и собственность общественных объединений (организаций). Размер частной собственности не ограничивается, состав ее ограничен только соображениями безопасности и международными обязательствами. Предусматривалось ограниченное право частной собственности на землю. С официальным разрешением предпринимательской деятельности начинает формироваться целая система предпринимательского законодательства, была ликвидирована государственная монополия на банковскую деятельность и внешнеэкономическую деятельность. Были разрешены иностранные инвестиции, расширена свобода сделок с иностранной валютой, всем юридическим лицам разрешалось продавать и покупать иностранную валюту за рубли по рыночному курсу, граждане могли открывать счета в иностранной валюте без предоставления документов об источнике ее приобретения. Был начат процесс приватизации муниципальной и государственной собственности а также жилищного фонда.
Цели и источники
Нормативная основа: Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г. (с изменениями и дополнениями), «Основы законодательства Союза ССР о труде» (в редакции 1988 г.), Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» 1989 г., Закон «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. В данный период трудовое право продолжало развиваться в рамках социалистических реальностей но в него стали вноситься меры, направленные на расширение участия трудящихся в управлении предприятиями, создание дополнительных гарантий в условиях начинающегося кризиса. Было предусмотрено создание советов трудовых коллективов как коллективных полноправных представителей трудовых коллективов с широкими правами по контролю действий администрации. Вводилась выборность руководителей предприятий. Наряду с сохранением традиционных форм договоров отношения между работником и работодателем стали оформляться в новой форме трудового договора –трудовой контракт.
Государство и право СССР в период перестройки (1985-1991 гг.) - student2.ru Государство и право СССР в период перестройки (1985-1991 гг.) - student2.ru

Тема 19

Конституция Российской Федерации 1993 г. (12 декабря 1993 г.) Структура (разделы и главы)  
Государство и право Российской Федерации (1991 г. – настоящее время)

Раздел первый (9 глав): 1. Основы конституционного строя; 2. Права и свободы человека и гражданина; 3. Федеративное устройство; 4. Президент Российской Федерации; 5. Федеральное собрание; 6. Правительство Российской Федерации; 7. Судебная власть; 8. Местное самоуправление; 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции. Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Права и свободы человека и гражданина (изменения постсоветского периода): 1. В России права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей конституцией; 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; 3. Право на жизнь для каждого человека; 4. Право на свободу и личную неприкосновенность; 5. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; 6. Неприкосновенность жилища; 7. Свобода массовой информации и запрет на цензуру; 8. Право частной собственности охраняется законом; 9. Граждане вправе иметь в частной собственности землю; 10. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; 11. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст.51 Конституции); 12. Закон устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.  
Основы конституционного строя: v Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; v Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; v Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; v Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; v Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы; v Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. v Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. v Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; v В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; v Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны; v В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; v В Российской Федерации признается идеологическое многообразие; v Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; v В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность; v Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Государственный механизм
Президент РФ Глава государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях
Администрация Президента РФ
Совет Безопасности РФ
Полномочные представители Президента РФ

Органы законодательной власти субъектов РФ
Суды субъектов РФ
Федеральная исполнительная власть Правительство Российской Федерации Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров
Федеральная судебная власть Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства Правосудие в России осуществляется только судом
Федеральная законодательная власть Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации) представительный и законодательный орган России, состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы
Органы исполнительной власти субъектов РФ


Наши рекомендации