Понятие и сущность договора морской перевозки
Международная перевозка грузов морем осуществляется на основе договора. По договору международной морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Рассматривая договор морской перевозки груза в системе транспортных договоров, можно отметить, что он обладает чертами, характерными для всех договоров данной группы, а также договоров перевозки грузов.
Согласно определению (ст. 785 ГК РФ) договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату[14]. Следовательно, договор международной перевозки является правовым основанием возникновения обязательств по перевозке между транспортной организацией, с одной стороны, и грузовладельцем или пассажиром – с другой. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Данный договор конкретизирует условия перевозки, установленные транспортными конвенциями и актами внутреннего права; является основанием имущественной ответственности сторон при невыполнении ими своих обязательств по международной перевозке. Следует отметить, что, во-первых, договор грузовой перевозки груза является взаимным и возмездным, а также строго формальным договором. Он всегда заключается в письменной форме. Во-вторых, данный договор является двусторонним, хотя чаще всего круг участников обязательства перевозки не ограничивается перевозчиком и грузоотправителем, которые после доставки груза в пункт назначения сам его получает. Обычно в качестве грузополучателя указывается третье лицо. По конструкции такой договор может быть отнесен к договору в пользу третьего лица.
Договор перевозки груза является срочным. В морских перевозках груза сроки доставки определяются соглашением сторон, а при отсутствии соглашения – сроком, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств (ст. 152 КТМ РФ)[15]. Срок действия договора морской перевозки груза определяется моментом исполнения обязательств по перевозке. На морском транспорте, как и на других видах транспорта, при систематических грузах на долгосрочной основе, помимо базового договора перевозки грузов, перевозчик и грузовладелец могут заключать договор от организации морских перевозок грузов. При заключении долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов перевозка конкретной партии груза осуществляется в соответствии с договором морской перевозки груза, заключенным на основе такого долгосрочного договора (п.1.ч. 2 ст. 118 КТМ). Последний относится к группе консесуальных гражданско-правовых договоров, является предварительным, т.е. он не порождает права и обязанности сторон по перевозке конкретного груза, а определяет их взаимоотношения на будущее. В случае если условия договора морской перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов применяются условия договоров перевозки груза (ч.2 п.2 ст. 118 КТМ)[16].
Договор международной перевозки имеет свои особенности:
во-первых, данный договор регламентируется, прежде всего, транспортными конвенциями и только при их отсутствии - актами внутреннего права;
во-вторых, одной из сторон этого договора является иностранное физическое или юридическое лицо;
в-третьих, в ходе исполнения договора могут применяться коллизионные нормы транспортных конвенций или внутреннего права (например, при отправке груза надлежит руководствоваться законом страны отправления, при выдаче груза - законом страны назначения).
Подлежащее применению к международной перевозке право может быть указано в транспортном документе, выданном перевозчиком.
При осуществлении международных перевозок применяется принцип автономии воли сторон.
Однако специфика морского торгового судоходства обусловила появление особенностей, характерных только для морской перевозки груза.
Законодательное определение договора морской перевозки груза дано в ст. 115 КТМ: «По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
В качестве другой особенности морской перевозки груза можно отметить следующее. Если договор перевозки груза всегда является реальным (в ст. 785 ГК РФ говорится об обязанности перевозчика доставить вверенный, т.е. заранее переданный ему отправителем, груз), договор морской перевозки груза может быть как реальным, так и консесуальным. Чартер - консесуальная разновидность договора морских перевозок груза.
Мы определили, что договор морских перевозок груза представляет собой разновидность транспортных договоров, которые являются одной их составляющих системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Однако договор морской перевозки груза с предоставлением судна, его части или отдельных судовых помещений (чартер) обладает рядом черт, несвойственных договором по оказанию услуг. Рейсовый чартер обслуживает трамптовое судоходство, которое имеет дело с большими массами однородных грузов, перевозимых судовыми партиями. Для таких партий фрахтуется, т.е. на определенных условиях нанимается, целое судно или его часть. Поэтому рейсовый чартер представляет собой сочетание элементов договора фрахтования и договора морской перевозки груза. Это дает основание говорить о наличии арендных отношений, разновидностью которых является договор фрахтования судна.