Вступление в брак до 18 лет

Когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Снижение брачного возраста ниже 16 лет возможно только в тех субъектах РФ, где разрешено вступление в брак до шестнадцатилетнего возраста. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения барка до достижения восемнадцати лет. При признании барка недействительным (например, фиктивный брак) суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Эмансипация

Другим основанием для приобретения полной дееспособности является эмансипация.

Эмансипация — объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Основаниями эмансипации являются работа по трудовому договору или занятие предпринимательской деятельностью.

Полная гражданская дееспособность позволяет гражданам самостоятельно приобретать любые гражданские права, так же, как и принимать на себя и исполнять любые гражданские обязанности.

Частичная дееспособность

Частично дееспособными принято называть граждан, не достигших 18 лет, т. е. несовершеннолетних.

Несовершеннолетние своими действиями, т. е. самостоятельно, могут приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или же только через сделки, совершаемые от их имени родителями, усыновителями или опекунами. Это зависит от возраста несовершеннолетнего.

Частичная дееспособность малолетних (от 6 до 14 лет)

За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Но малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать:

§ мелкие бытовые сделки;

§ сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды (подарок), не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

§ сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Частичная дееспособность подростков (от 14 до 18 лет)

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе сами совершать сделки. Однако на это требуется письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей (ст. 26 ч. 1 ГК РФ). В противном случае сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от 15 до 18 лет без согласия родителей, усыновителей или попечителей, может быть признана судом недействительной (ст. 175 ч. 1 ГК РФ). В то же время несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать ряд сделок самостоятельно. Сюда относятся:

§ мелкие бытовые сделки;

§ сделки по распоряжению своим заработком, стипендией и иными доходами;

§ осуществление прав автора произведения науки, литературы и искусства, изобретения и тому подобного объекта;

§ внесение вкладов в кредитные учреждения и распоряжение ими.

7. Признание гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным.

Ограниченная дееспособность

Ограничение дееспособности граждан не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Одним из таких случаев является ограничение судом дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ч. 1 ГК РФ).

В случае ограничения дееспособности гражданина над ним устанавливается попечительство, и он может совершать сделки по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату, пенсию или иные виды доходов и распоряжаться ими лишь с согласия попечителя, в противном случае сделка может быть признана судом недействительной.

Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Недееспособность

Недееспособными по решению суда признаются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ч. 1 ГК РФ).

Оценку здоровья гражданина даёт не суд, а судебно-психиатрическая экспертиза. Но признать гражданина недееспособным вправе только суд. над гражданином, признанным недееспособным, устанавливается опека. Признание гражданина недееспособным означает, что он не вправе своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. От имени недееспособного сделки совершает его опекун. Ответственность за вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным несет его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор.

В ГК РФ появилось еще одно основание ограничения дееспособности гражданина: в и. 2 ст. 30 ГК РФ, который вступает в силу со 2 марта 2015 г., предусмотрена возможность ограничения дееспособности гражданина, который"вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц". Над такими гражданами устанавливается попечительство, и они совершают сделки, за исключением сделок, предусмотренных п. 2 ст. 26 ГК РФ, с письменного согласия попечителя или с его последующего письменного одобрения. Сделки, предусмотренные п. 2 ст. 26 ГК РФ, такой гражданин вправе совершать самостоятельно, но распоряжаться выплачиваемыми на него алиментами, социальной пенсией, суммами, предоставляемыми ему в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца и иными выплатами он может только с письменного согласия попечителя.

8. Опека и попечительство, патронаж.

Для защиты прав и интересов недееспособных или ограниченно дееспособных граждан установлены два смежных института – опека и попечительство. Опека и попечительство над несовершеннолетними лицами имеет и дополнительную цель – воспитание таких граждан в соответствии с положениями, закрепленными в СК РФ и в Федеральном законе "Об опеке и попечительстве".

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе и в суде, без специального полномочия. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родительских прав, а также в иных случаях, когда несовершеннолетние по иным причинам остались без родительского попечения.

Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК РФ). В свою очередь, попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно (ст. 33 ГК РФ).

Наряду с опекой и попечительством, которые как отмечено выше, направлены на оказание помощи лицам, не имеющим дееспособности или обладающим ею в ограниченном объеме, ст. 41 ГК РФ предусматривает право граждан, которые хотя и обладают полной дееспособностью, но не могут самостоятельно (из-за болезни, физических недостатков или старческой немощи) осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, получать необходимую им помощь со стороны специально назначенных органом опеки и попечительства лиц (патронаж).

Патронаж (от фр. patronage – покровительство) как правовой институт известен с давних времен. Однако в российском праве патронаж имеет свою историю, хотя и не такую длительную, как опека или попечительство, поскольку он "выделился" из попечительства. К примеру, семейным законодательством РСФСР было предусмотрено попечительство над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию своего здоровья не могли самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности (ст. 121 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г.), т.е. попечительство распространялось на лиц, которые, обладая полной дееспособностью, страдали физической немощью, препятствовавшей им самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности.

С принятием в 1995 г. части первой ГК РФ в гражданское законодательство России введен институт патронажа (ст. 41), который устанавливается при наличии следующих условий:

– гражданин, над которым устанавливается патронаж, должен быть полностью дееспособным. При этом он по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои нрава и исполнять свои обязанности;

– ст. 41 ГК РФ называет лицо, оказывающее помощь дееспособному гражданину, помощником;

– гражданин, согласившийся исполнять обязанности помощника, должен быть дееспособным и обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления и защиты прав и исполнения обязанностей патронируемого.

ВАЖНО!

Функции помощника при патронаже и лиц, осуществляющих попечительство над ограниченно дееспособными, частично совпадают: помощник в рамках патронажа оказывает немощному лицу практическое содействие в совершении действий, направленных на осуществление прав и исполнение обязанностей.

Решения о целесообразности (необходимости) осуществления прав и исполнения обязанностей лицо, над которым установлен патронаж, принимает самостоятельно. В то время как попечители, давая свое согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно, как бы "восполняют" тем самым недостающий объем дееспособности подопечного. При этом подопечные могут быть физически здоровыми людьми, и помощь (контроль) им необходима только для принятия решения.

Самостоятельность института патронажа подтверждается не только ст. 33 ГК РФ, которая, перечисляя основания установления попечительства, не указывает таковых для патронажа, но и Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", который четко отграничил попечительство от патронажа, не упомянув в своем содержании данный правовой институт. По мнению специалистов и практиков, работающих в сфере социальной защиты, этот документ уточнил пределы правового регулирования опеки и попечительства, выведя патронаж в отдельную сферу. В связи с изложенным дадим краткую характеристику патронажа как самостоятельного института гражданского права.

Цель патронажа – оказание помощи совершеннолетнему полностью дееспособному гражданину, нуждающемуся по состоянию здоровья в регулярной помощи при осуществлении своих прав, их защите и выполнении тех обязанностей, которые он по своему физическому состоянию не может выполнять самостоятельно.

В основании установления патронажа лежит совокупность таких юридических фактов (сложный юридический состав), как:

– состояние здоровья физического лица, которое препятствует ему лично осуществлять свои права и исполнять обязанности (болезнь, старческая немощь, физические недостатки и др.);

– полная дееспособность физически немощного человека;

– просьба физически немощного человека иметь помощника, выраженная путем подачи заявления в органы опеки и попечительства, или его действия, свидетельствующие о наличии воли заключить договор об установлении патронажа. При этом наличие у нуждающегося в помощи гражданина детей или других родственников, обязанных по закону осуществлять за ним уход, оказывать материальную помощь, поддержку и иного рода содействие [1], не лишает его права ставить вопрос об установлении патронажа;

– согласие физически здорового и полностью дееспособного человека оказывать помощь;

– между помощником и лицом, над которым устанавливается патронаж, возникают лично-доверительные отношения;

– положительное решение органов опеки и попечительства;

– наличие заключенного договора поручения или доверительного управления или иного договора.

Итак, патронаж устанавливается при наличии совокупности юридических фактов, которые носят как объективный (состояние здоровья и его полная дееспособность), так и субъективный (подача заявления об установлении патронажа, заключение договора) характер.

В настоящее время термин "патронаж" имеет несколько принципиально отличающихся значений. Во-первых, согласно ст. 41 ГК РФ патронаж представляет собой правовую помощь совершеннолетним дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять, исполнять и защищать свои права и обязанности. В связи с тем что лица, нуждающиеся в патронаже, имеют стойкую физическую немощь, им необходима постоянная (регулярная) помощь, поэтому патронаж устанавливается либо на длительный период, либо вообще без указания срока.

Во-вторых, под патронажем понимают совокупность мер, обеспечивающих официальную государственную поддержку общественно значимым мероприятиям. Например, Торгово-промышленная палата РФ осуществляет патронаж выставочно-ярмарочных мероприятий в целях содействия российским предпринимателям, товаропроизводителям и экспортерам в продвижении промышленной продукции, товаров и услуг на российский и зарубежный рынки [2].

В-третьих, под патронажем понимается медицинская помощь на дому [3], например, для оказания оперативной и квалифицированной помощи тяжелобольным (инвалидам I группы), пострадавшим от воздействия радиации в результате аварий, катастроф, испытаний, на дому создана патронажная служба по г. Москве [4].

В-четвертых, в официальных документах используется термин "социально-правовой патронаж", под которым понимают систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи [5].

В-пятых, под "социальным патронажем" понимают помощь пенсионерам в обустройстве их жилья [6], а также семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями (в том числе детей-инвалидов) [7].

Кроме того, согласно Закону г. Москвы от 23 ноября 2005 г. № 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" под социальным патронажем понимают форму оказания услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям с детьми и несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию и не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно ее преодолеть, на срок, необходимый для преодоления данной ситуации.

В-шестых, удалось найти понятие "общественный патронаж" как форма контроля функционирования инспекций и исполнения наказаний лиц без изоляции от общества, возложенная на неправительственные организации (НПО) и широкий круг общественности [8].

Наконец, в-седьмых, с вступлением в силу Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 "О занятости населения в городе Москве" введен новый термин "социально-трудовой патронаж", под которым понимается сопровождение работниками специализированного государственного учреждения граждан при их трудоустройстве и реабилитации на рабочем месте.

Анализируя вышеизложенные смысловые значения термина "патронаж", сделаем вывод – в действующих законодательных и иных нормативных правовых актах понятие "патронаж" употребляется в двух смыслах – узком и широком.

Патронаж в узком смысле следует квалифицировать как гражданско-правовой институт, опосредующий самостоятельный способ социальной заботы государства в лице специализированных организаций, а также граждан по оказанию регулярной правовой и иной помощи полностью дееспособным, но физически немощным людям (патронируемым) лицами, которым они доверяют и с которыми заключили соответствующий договор в целях совершения юридических и фактических действий, направленных на восполнение недостающих у них физических возможностей и правовых знаний.

Патронаж в широком смысле представляет собой различные виды социальной помощи (услуг), в том числе медицинской, бытовой, нуждающимся слоям населения, а также включает в себя вид контроля за подготовкой и проведением общественно значимых мероприятий.

Формулировка понятия патронажа будет неполной, если не принять во внимание объем полномочий помощника патронируемого лица. Дело в том, что прежняя редакция п. 3 ст. 41 ГК РФ (до 1 сентября 2008 г.) была направлена исключительно на охрану имущественных интересов лица, над которым устанавливался патронаж. С 1 сентября 2008 г. полномочия помощника уточнены путем исключения права распоряжения имуществом и снятия ограничения сферы действий: помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

ВАЖНО!

Помощник может совершать действия, направленные на осуществление имущественных и личных неимущественных прав, и вступать в правоотношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Вместе с тем следует отметить, что помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, в частности, помощник не может быть назначен для совершения таких действий, которые носят сугубо личный характер и не могут быть переданы другим лицам, например, выступить в судебном процессе в качестве свидетеля или заключить от его имени брак.

Однако иногда возникают ситуации, при которых гражданин в силу своих физических недостатков не может совершать юридически значимые действия, скажем, поставить свою подпись при регистрации брака из-за отсутствия рук. Если такие действия носят разовый характер, то их может совершить не помощник в рамках патронажа, а рукоприкладчик. Хотя данный термин законодательством РФ не используется, однако в деловом обороте нотариусов такое понятие вполне сформировалось: рукоприкладчиком называют человека, подписавшего какой-либо документ за субъекта, лишенного возможности сделать это самостоятельно по причине болезни, физических недостатков или иных причин [9]. Если же необходимость ставить подпись за полностью дееспособное лицо, страдающее физическим недостатком, возникает систематически, то вполне уместно установить над ним патронаж.

9. Признание гражданина безвестно-отсутствующим и объявление умершим.

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим допускается в судебном порядке по заявлению лица, заинтересованного в наступлении тех или иных правовых последствий признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим (например, в получении пенсии, наследства и т. д.).

Основанием для признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение года. На основании судебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим из его имущества выдается содержание гражданам, которых он обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего. При наличии у безвестно отсутствующего имущества, требующего постоянного управления им, орган опеки и попечительства определяет лицо, с которым указанный орган заключает договор доверительного управления переданным имуществом. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

Признание гражданина безвестно отсутствующим служит юридическим фактом и для других отраслей права. Например, расторжение брака с таким гражданином допускается в органах загса независимо от наличия общих несовершеннолетних детей; назначается пенсия по случаю потери кормильца.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.

Основанием для объявления гражданина умершим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение определенного времени. В статье 45 ГК РФ установлено три срока:

— общий срок — отсутствие сведений в течение 5 лет;

— срок 2 года, который начинает течь со дня окончания военных действий, если гражданин пропал без вести в связи с военными действиями;

— 6 месяцев — если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, во время схода снежной лавины).

По общему правилу днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Однако суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели.

Объявление гражданина умершим необходимо отличать от установления факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти (п. 8 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ). Отличие состоит в том, что в последнем случае имеются доказательства смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах (например, свидетельские показания), однако в связи с отсутствием тела невозможно получить медицинское заключение о смерти, которое является основанием для регистрации смерти. На основании решения суда об установлении факта смерти орган загса производит регистрацию смерти (ст. 64 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим (ст. 46 ГК РФ), суд отменяет решение об объявлении его умершим. Независимо от времени явки гражданин может потребовать возврата своего имущества при наличии следующих условий: во-первых, если имущество (за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя) перешло к тому

или иному лицу безвозмездно после объявления его собственника умершим и оно сохранилось в натуре; во-вторых, у лица, которое приобрело имущество по возмездным сделкам, оно может быть истребовано только в случае, если на момент приобретения им имущества оно знало, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре гражданин может взыскать его стоимость. Для удовлетворения этих требований гражданин обязан доказать недобросовестность приобретателя.

10. Регистрация актов гражданского состояния.

Наши рекомендации