Формы национально-территориального и административно-территориального устройства: понятие и виды

строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает : - из каких частей состоит внутренняя структура государства; - какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; - как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; - в какой гос-венной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории. По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы : - унитарное; - федеративное; - конфедеративное. Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками : - унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; - на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; - составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают; - унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию; - все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; - имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными огранами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия. Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств. 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, земель, республик и т.д. 2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. 3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы 4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. 5. При федеральном гос-венном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением гос-венного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: - конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; - конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого гос-го бюджета; - сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; - государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию

Наши рекомендации