Система налогообложения недропользования (НДПИ и неналоговые платежи)
Недра являются природным объектом, их полезные свойства используются для удовлетворения различных потребностей государства, муниципальных образований, юридических лиц и граждан
недра могут предоставляться в пользование для следующих целей:
- регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
- разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
- сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В ст. 1.2 Закона о недрах закреплено право государственной собственности на недра. В основе механизма реализации данного права лежит принцип платности недропользования в Российской Федерации, который предполагает взимание обязательных платежей при пользовании недрами, поступающих в доход государства.
Платежи за пользование недрами логичнее рассматривать в системе природно-ресурсных платежей.
Действующее законодательство предусматривает две системы налогообложения в области недропользования:
- общую систему, включающую в себя платежи, предусмотренные Законом о недрах, налог на добычу полезных ископаемых, а также иные налоги и сборы, взимаемые с субъектов предпринимательской деятельности;
- специальный налоговый режим, действующий в случае заключения соглашения о разделе продукции. Система налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых при недропользовании, окончательно сложилась в 2002 г., после вступления в силу гл. 26 Налогового кодекса РФ <4> (далее - НК РФ), а также ряда иных нормативных правовых актов. В нее были внесены коррективы в 2003 г., связанные с принятием гл. 26.4 НК РФ, которая устанавливает специальный налоговый режим раздела продукции. Вступление в силу гл. 26 и 26.4 НК РФ, а также ряда других нормативных правовых актов значительно видоизменило систему налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых в сфере недропользования. В настоящее время пользователи недр обязаны уплачивать все налоги и сборы, установленные для субъектов предпринимательской деятельности (НДС, налог на прибыль (доходы), акцизы и др.), а также налог на добычу полезных ископаемых и ряд обязательных платежей, установленных Законом о недрах. Только налогоплательщики, заключившие соглашения о разделе продукции, освобождаются от уплаты некоторых из таких налогов.
Указанные налоги, сборы и иные обязательные платежи взимаются исключительно в тех случаях, когда поиск, разведка и добыча минерального сырья, а также использование недр с иными целями осуществляются на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации. Общую систему налогообложения образуют две группы обязательных платежей:
- обязательные платежи, предусмотренные Законом о недрах;
- налоги и сборы, предусмотренные НК РФ.
На основании ст. 39 Закона о недрах при недропользовании уплачиваются следующие обязательные платежи:
- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
- регулярные платежи за пользование недрами;
- сбор за участие в конкурсе (аукционе);
В соответствии со ст. 40 Закона о недрах недропользователи, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Минимальные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10% от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя. Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.
Ст. 42 Закона о недрах установлен сбор за участие в конкурсе (аукционе). Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются согласно ст. 43 Закона о недрах за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).
Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.
"Базовым" налогом в области недропользования является налог на добычу полезных ископаемых. Целью его установления является перераспределение доходов от реализации добытых полезных ископаемых от недропользователей к государству. НДПИ в соответствии с п. 6 ст. 13 НК РФ относится к федеральным налогам.
Правовую основу взимания указанного налога составляет гл. 26 Налогового кодекса РФ. Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, которым в пользование предоставлены участки недр в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии со ст. 336 НК РФ объектом налога на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора), а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340. Налоговая база при добыче угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно.. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема. Количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом.
Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соотвествии со статьей 337 настоящего Кодекса. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий; 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Налоговым периодом признается календарный месяц. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма налога по добытым полезным ископаемым, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.
Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, если сумма налога не исчисляется в соответствии с настоящей статьей по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.
Специальный налоговый режим имеет право применять инвестор, т.е. юридическое лицо или созданное на основе договора о совместной деятельности объединение юридических лиц, заключившее соглашение о разделе продукции и осуществляющее вложение средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья. При этом заключенное соглашение должно удовлетворять следующим условиям, перечисленным в статье 346.35 НК РФ:
· соглашения должны быть заключены после того, как признан несостоявшимся аукцион по предоставлению права пользования недрами, являющимися объектом соглашения.
· соглашение должно предусматривать увеличение доли продукции, получаемой государством, если улучшились показатели инвестиционной эффективности по сравнению с теми, которые установлены в соглашении.
· когда соглашение предусматривает раздел произведенной продукции (или ее стоимости) между государством и инвестором, доля государства должна быть не менее 32 процентов.
В соответствии с НК РФ режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.
Для перехода на специальный налоговый режим налогоплательщик должен подать в налоговые органы письменное уведомление и приложить документы, подтверждающие право на применение режима. Это соглашение о разделе продукции, решение об утверждении результатов аукциона и о признании его несостоявшимся (ст. 346.35 НК РФ).
Если в соответствии с соглашением продукция делится после того, как из нее выделена часть, равная по стоимости расходам инвестора (п. 1 ст. 8 закона о СРП), то инвестор платит НДС, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, платежи за пользование природными ресурсами, плату за негативное воздействие на окружающую среду, плату за пользование водными объектами, госпошлину, таможенные сборы, земельный налог и акцизы.
Если в соответствии с соглашением между инвестором и государством разделяется полученная продукция без компенсации расходов инвестора (п. 2 ст. 8 закона о СРП), то инвестор платит государственную пошлину, таможенные сборы, НДС и плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Налогоплательщики, заключившие соглашения о разделе продукции, освобождаются от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с НК РФ по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.
Кроме того, в отношении плательщика установлены свои правила исчисления налогов на добычу полезных ископаемых, на прибыль и НДС, (ст.ст. 346.38, 346.39 НК РФ). Так, инвесторы должны отдельно считать доходы и расходы по каждому соглашению, ставка налога на прибыль фиксируется на все время действия соглашения о разделе продукции. А в отношении НДС прописано, что налог, уплаченный поставщикам, возмещается даже при отсутствии у инвестора реализации в течение налогового периода.
Налогоплательщик представляет в налоговые органы налоговые декларации по местонахождению участка недр, предоставленного в пользование на условиях соглашения. Налогоплательщик не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому, представляет в налоговые органы программу работ и смету расходов по соглашению на следующий год. По вновь введенным соглашениям в срок до начала работ налогоплательщик представляет в налоговые органы программу работ и смету расходов по соглашению на текущий год.