Основные элементы налоговой системы рф
Действующая в настоящее время в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы налогообложения, были приняты в декабре 1991 г. На протяжении прошедших с этого момента лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне. Наиболее существенные изменения были внесены в налоговую систему России в ходе налоговой реформы, начало которой было положено в 1999—2001 гг., когда были приняты и вступили в действие первая часть Налогового кодекса РФ и четыре главы второй части Налогового кодекса. В настоящее время вторая часть Налогового кодекса содержит уже 16 глав (одна из которых, регулирующая налог с продаж, утратила силу с 2004 г.).
Так, налоговая система любого государства представляет собой:
— во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
— во-вторых, систему законов и подзаконных нормативных актов регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей;
— в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.
С известной долей условности первый из названных аспектов может быть назван системой налогов, второй — системой налогового законодательства, а третий — институциональной системой налогообложения. Все указанные аспекты не существуют и не могут существовать сами по себе независимо друг от друга. Они взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть систему налогов, не рассматривая законодательство и подзаконные нормативные акты, а последние — вне зависимости от институтов, которые их принимают и администрируют.
Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры — федеральных налогов, региональных налогов (налогов субъектов Российской Федерации) и местных налогов и сборов.
К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, платежи за пользование природными ресурсами, налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и некоторые другие налоги.
К основным налогам субъектов Российской Федерации относятся налог на имущество предприятий, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.
К местным налогам и сборам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог и ряд других налогов и сборов.
Формально определенный законом статус того или иного налога (федеральный, региональный, местный) еще не определяет тот бюджет, в который этот налог поступает.
Остановимся теперь на системе законов и иных нормативных актов, формирующих отечественную налоговую систему.
В целом законодательство и иные нормативные акты, лежащие в основе регулирования взаимоотношений по поводу исчисления и уплаты налогов в бюджет, в настоящее время включают в себя следующие категории нормативных актов и документов различного статуса и различной юридической силы:
Во-первых, это Налоговый кодекс (часть первая и шестнадцать глав второй «мсти), регламентирующий основные общие элементы отношений в области налогообложения и порядок исчисления и уплаты ряда федеральных и региональных налогов.
Во-вторых, это федеральные законы о налогах и сборах, принятые по тем налогам, которые все еще не регулируются Налоговым кодексом. В эту же группу нормативных актов могут быть отнесены и ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете Российской Федерации, поскольку в них устанавливаются параметры распределения налоговых доходов (регулирующих налогов) между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.
Налоговый кодекс относит к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах фактически только первую из названных позиций, а также частично вторую — в части принятых в соответствии с Налоговым кодексом федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодеке определяет, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ст. 1 Налогового кодекса РФ).
В-третьих, это группа законов субъектов Российской Федерации, которые регулируют введение, режимы исчисления и уплаты региональных налогов на территории каждого региона, а также те нормативные акты, которые устанавливают специфические льготы и ставки по федеральным налогам, в части, предусмотренной федеральным законодательством (на пример, ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в доход бюджета субъекта Федерации). В эту же группу следует включить и законы субъектов РФ в области формирования бюджетной системы соответствующего региона, где определяются нормативы распределения регулирующих доходов между бюджетом субъекта Федерации и муниципальными бюджетами на территории региона.
В-четвертых, это нормативные акты органов местного самоуправления, которые регламентируют в пределах собственной компетенции введение в действие, режимы исчисления и уплаты налогов на территории соответствующего муниципального образования.
В-пятых, это группа подзаконных нормативных актов. В первую очередь эта группа включает в себя различные документы, методические рекомендации и инструкции Министерства по налогам и сборам, детально описывающие предусмотренный законодательством порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов. В эту же группу входят инструкции, издаваемые финансовыми органами субъектов Федерации, определяющие режимы исчисления и уплаты региональных, налогов.