Структурные элементы налоговой системы России.

Федеральные налоги Устанавливаются и вводятся в действие центральной властью. Взимаются на всей территории страны. Поступают в госбюджет Региональные налоги Устанавливаются центральной властью. Вводятся в действие субъектами РФ (регионами). Взимаются в регионах. Поступают в бюджет региона Местные налоги Устанавливаются центральной властью. Вводятся в действие местной властью и местным самоуправлением. Взимаются в определенных местах. Поступают в муниципальный (районный) бюджет
― НДС ― Акцизы ― Таможенные пошлины ― Подоходный налог ― Налог на покупку валюты и др. ― Налог на имущество организаций ― Налог с продаж ― Транспортный налог ― Лесной налог ― Налог на недвижимость и др. ― Земельный налог ― Курортный налог ― Налог на рекламу ― Налог на имущество физических лиц ― Налог на дарение и др.

***

По характеру сбора налоги классифицируются на прямые и косвенные.

Прямые налогивзимаются при образовании материальных благ; платит их налогоплательщик, производитель; величина их зависит от дохода (наличия ценностей) ― обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с физических лиц, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, финансовые операции).

Косвенные налогивзимаются при приобретении потребителем материальных благ и входят в цену покупки в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично НДС, таможенные пошлины, налог на экспорт); их платит потребитель; их величина не зависит от дохода налогоплательщика.

При формировании налоговой системы необходимо учитывать принципы налогообложения ― правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы и их функции(см. таблицы 21 и 22).

Таблица 21

Основные принципы налогообложения

Наименование принципа Его сущность
Принцип справедливости Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода
Принцип определенности и точности налогов Размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам
Принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения как по временит, так и по способу
Принцип экономичности (эффективности) Необходимость выполнения условий, при которых: ― разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим; ― тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений
Принцип обязательности Неизбежность осуществления платежа ― см. ст. 57 Конституции РФ

Таблица 22

Функции налогов

Наименование функции Его сущность
Фискальная Обеспечение финансирования государственных расходов на (а) содержание государственного аппарата, (б) обороны страны и (в) той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и др.
Распределительная Перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе
Стимулирующая, или регулирующая, (антиинфляционная) Через налоги государство воздействует как на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведение людей. Данная функция проявляется в проводимой государством налоговой политике. Стимулирование развития НТП, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем льготного налогообложения
Экономическая (воспроизводственная) Налоги могут стимулировать, ограничивать и контролировать процессы общественного производства, социально-экономического развития
Социально-воспитательная Сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов/акцизов
Конкретно-учетная Осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций через налоговые декларации физических лиц и обязательную финансовую отчетность юридических лиц

Предприниматели в РФ уплачивают следующие налоги:

• Налог единый социальный― налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования.

Ставка платежа единого социального налога в РФ на 2012-2013 гг. установлена в размере 30% с зарплат до 512 тыс. рублей в год плюс 10% с сумм, превышающих этот порог.

• Налог земельный―обязательный ежегодный фиксированный платеж, установленный за гектар земельной площади с юридических и физических лиц, которым она предоставлена во владение, пользование либо в собственность.

Его цель – обеспечить рациональное использование земель при помощи методов экономики, сформировать средства для осуществления мероприятий по землеустройству, повышения качества земель, охране и социальному развитию территории.

Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов и собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных соответствующим законодательством. Ее размер зависит от качества и местоположения земельного участка, и она взимается ежегодно в форме налога или арендной платы.

Налогом земельным облагаются земли сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов); промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов; предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, животноводства, сенокошения и выпаса скота, дачного строительства, традиционных народных промыслов и в случае получения по наследству или приобретения жилого дома; земельного или водного фондов.

Исчисляется налоговой инспекцией.

На предприятиях включается в себестоимость продукции.

• Налог косвенный― налог в виде надбавки к номинальной цене или акцизу товара на товары и услуги.

Это, прежде всего, налог с оборота, который в настоящее время в России заменен НДС (налогом на добавленную стоимость), акцизы ― налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги, налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.

Взимается он в момент совершения сделки (покупки и т. п.).

Конечный их плательщик ― потребитель, покупающий товар (оплачивающий услугу) по цене, превышающей цену реализации на сумму налога.

Косвенные налоги не изменяют номинальную величину дохода налогоплательщика, однако они могут оказывать существенное влияние на доходность малоимущих граждан, так как не учитывают их семейное положение и доходы. Что касается налогоплательщика, то налоги косвенные являются регрессивными: с понижением его доходности как бы увеличивается доля его отдачи в виде налогов.

Самым древним из косвенных налогов является акциз. Его взимают с продажи табачных изделий, спиртных напитков, косметики, бензина; акцизы могут составлять заметную долю в тарифах на транспортные и иные услуги.

• Налог на добавленную стоимость (НДС) ― является одностадийным налогом, так как при его взимании вычитается налог, уплаченный на предыдущей стадии движения товара.

Допустим, стоимость продаваемого товара равна 100 денежным единицам, а ставка НДС равна 20%. Пусть при производстве товара производитель закупил сырья и материалов на сумму, без НДС равную 70 денежным единицам. Но поскольку его поставщики также платят НДС, то они добавят к продажной цене 20%. В итоге производитель заплатит поставщикам сумму, равную 70 + 20% от 70 = 70 + 14 = 84 денежных единиц. Продавая сам товар своим покупателям, он добавит к продажной цене товара 20%, то есть будет взимать со своих покупателей 100 + 20% от 100 = 120 денежных единиц. Таким образом, наш производитель «взыскал» с покупателя 20 денежных единиц НДС, но сам уплатил своим поставщикам 14 денежных единиц НДС. Соответственно, он перечислит государству 20 – 14 = 6 денежных единиц.

• Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) ―косвенный, специфический для России налог, который взимается с каждой тонны добытой нефти и с каждого кубометра природного газа. Он был установлен вследствие значительного роста мировых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ с целью увеличить налогообложение нефтяных и газовых компаний для пополнения российского бюджета.

• Налог на доходы от денежных капиталов― этим налогом могут быть обложены дивиденды, проценты от ценных бумаг, выигрыши по займам, проценты по вкладам в банке.

• Налог на прибыль― форма изъятия в бюджет части чистого продукта (дохода) предприятия.

Взимается с облагаемой прибыли предприятий, которая равняется разности между валовой выручкой от реализации и производственными, коммерческими издержками (в том числе заработной платой, процентами по банковскому кредиту, затратами на рекламу), расходами, полностью или частично освобождаемыми от налогообложения согласно действующему законодательству. Это могут быть затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), взносы в благотворительные фонды и др.

Ставки налога на прибыль юридических лиц устанавливаются едиными, а на доход от акций, облигаций, ценных бумаг, посредничества они являются более высокими, поскольку получатель такого дохода, как правило, не несет материальных затрат.

Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) взимается тогда, когда корпорация является юридическим лицом.

• Налог на прибыль корпораций― налог на доходы, получаемые юридическими лицами.

Взимается согласно налоговой декларации по пропорциональным ставкам.

В качестве объекта налогообложения выступает прибыль корпораций, размер которой равен валовой прибыли без суммы установленных налоговым законодательством скидок ― производственных, коммерческих, транспортных издержек, расходов на расширение производства, выплат процентов за кредит, убытков, расходов на рекламу, представительство, НИОКР, дивидендов.

В России такой налог имеет форму налога на прибыль, который взимается с юридических лиц согласно установленной шкале.

• Налог на прибыль предприятий и организаций ―представляет собой плату государству за использование экономического пространства, производственной инфраструктуры, а также трудовых ресурсов.

• Налог на прирост капитала ―налог на доходы юридических и физических лиц, получаемый от имущественных сделок в виде продажи, дарения, обмена имущества, предоставления его в пользование другим лицам.

• Налог на продажу ―налог, устанавливаемый в процентахк стоимости, цене продаваемых товаров и услуг. Является разновидностью акцизного налога.

• Налог на собственность ― налог на недвижимость (землю и здания) и на личную имущественную собственность, применяемый в ряде стран и уплачиваемый в качестве муниципального налога в размере, пропорциональном оценке объекта собственности.

• Налог на юридических лиц― разнообразные виды налогообложений предприятий, организаций, фирм, предпринимателей, зарегистрированных в качестве юридических лиц.

·

• Налог на ценные бумаги―1) налог на эмиссию (выпуск) ценных бумаг, который уплачивают АО. Размер устанавливаемых ставок зависит от вида ценных бумаг, а иногда – от их номинальной цены; 2) налог на сделки, совершаемые на бирже.

***

۩Налоговая декларация: содержание и структура понятия

Согласно п. 1. статьи 80 Налогового кодекса РФ «Налоговая декларацияпредставляет собой письменное заявление налогоплательщика, в котором он указывает сведения о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах».

В налоговой декларации указываются все полученные в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, сумма налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

На основе налоговой декларации осуществляется контроль за величиной налога, подлежащего уплате.

Налоговая декларация может быть представлена лично или направлена по почте. Она предоставляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы, который выдается налоговым органом бесплатно. Налоговая декларация может представляться на дискете или ином носителе допускающим компьютерную обработку по электронной почте.

Принципиально содержание пункта 4. Статьи 80, которая оговаривает, что «налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика» и п. 6., согласно которому «налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки».

При этом налоговый орган не имеет права:

1) отказать в принятии деклараций и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения;

2) требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Статья 81. Внесение дополнений и изменений в налоговую декларациюрассматривает различные формы внесения изменений в налоговую декларацию, с одной стороны, и об условиях освобождения от ответственности за неполноту отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Среди субъектов налоговых отношений необходимо особо сказать о таком государственном институте, как Инспекция федеральной налоговой службе (ИФНС), призванного максимизировать сбор налоговых поступлений в бюджет.

Инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) ―территориальный орган федерального органа исполнительной власти, межрайонного, городского (районного) уровня, подотчетный федеральной налоговой службе Российской Федерации.

К функциям ИФНС относятся:

1)осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей, сборов, а в случаях установленных законом ― и иных платежей в соответствующий бюджет;

2)при государственной регистрации юридических лиц налоговая инспекция играет роль регистрирующего органа и контролирует данные, предоставляемые регистраторами.

Необходимо помнить, что согласно статьям 36 и 37 «Главы 6. Органы внутренних дел»Налогового кодекса РФ: а) «по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках»; б) «при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных данным Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направит материалы в соответствующий налоговой орган для принятия по ним решения»; в)«органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей»; г)«причиненные налогоплательщикам при проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса, убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами».

۩Бюджеты и их виды

Слово «бюджет» означает буквально «денежная сумма». Бюджет определяет финансовое состояние, накопление денег, соответствие доходов и расходов, избыточность или дефицитность денежных средств у определенного физического или юридического лица. Бюджетв прямом смысле этого слова есть роспись доходов и расходов в денежной форме на определенный срок, чаще всего ― на год, полгода, квартал, месяц. Кратко говоря, бюджет ― это баланс денежных доходов и расходов.

Понятие бюджет имеет двоякое толкование. В соответствии с приведенным определением бюджет ― это соотношение между доходами и расходами, соответствие прихода и расхода денег. Но бюджет ― это и совокупность, запас, количество финансовых ресурсов, а также средств, которыми располагает государство, регион, муниципалитет, предприятие, семья, человек и которые могут быть выделены на определенные нужды, скажем, социальные, охраны окружающей среды, обороны.

Бюджетное устройство, бюджетная система― это способ организации бюджета, распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями, частями экономики, каналами доходов и расходов. Бюджетная система есть важнейшая часть экономики: посредством бюджетов осуществляется финансовое регулирование экономических процессов. Изучение бюджета позволяет получить конкретное представление о том, откуда и в каких количествах приходят деньги, на какие цели и в каких масштабах они расходуются, то есть понять денежную политику государства.

Бюджетная система представляет сочетание разных видов взаимодействующих между собой, взаимосвязанных бюджетов:

а) государственного бюджета, бюджетов территориальных единиц (республик, краев, областей, городов, районов, поселений);

б) бюджетов общественных организаций (партий, профсоюзов, движений, фондов и других общественных организаций);

в) отраслевых бюджетов, бюджетов производственных единиц (министерств, ведомств, ассоциаций, предприятий, бюджетных организаций и учреждений, предпринимателей);

г) семейных и личных бюджетов (семьи, человека).

Отметим, что собственно государственный бюджет называют федеральным, а с учетом бюджетов субъектов РФ ― консолидированным.

Приведем чисто иллюстративный пример с целью показать, какие статьи доходов и расходов учитываются в государственных бюджетах (см. таблицу 23).

Таблица 23

Наши рекомендации